Ольга Армянинова
Эвристическая беседа как метод развития речи у воспитанников с использованием кубиков Блума
▼ Скачать + Заказать документы
Мы с вами знаем, что дети – пытливые исследователи окружающего мира. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира.
С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень.
Умение интересно, понятно и складно (не путаясь в мелочах и подробностях) рассказывать и вести диалог — одно из важнейших достижений ребёнка дошкольного возраста. Огромную роль в формировании такого общения у детей дошкольного возраста играют эвристические беседы, когда задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники. Задача педагога — построить беседу так, чтобы опыт деятельности каждого ребёнка стал достоянием всего коллектива.
Публикация «Эвристическая беседа как метод развития речи у воспитанников с использованием кубиков Блума» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубик Блума. Игры и занятия
- Кубики. Игры с кубиками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Что же это такое - эвристическая беседа?
Эвристическая беседа - один из словесных методов обучения. Свое название эвристическая беседа получила от греч. эвристика - отыскиваю, открываю. Сущность эвристической беседы состоит в том, что воспитатель, путем постановки перед детьми определенных вопросов и совместных логических рассуждений подводит их к определенным выводам. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, что в значительной степени способствует осмыслению к систематизации знаний и опыта, положительно влияет на развитие мышления, прежде всего на развитие речи.
Насколько же реально эвристическое обучение в дошкольном учреждении и нужно ли оно в свете новых федеральных требований в дошкольном образовании? Использование эвристических методов в детском саду просто необходимо. С помощью этих методов мы научим детей выходить из трудных ситуаций, мыслить глубоко, дети смогут изобретать что-то новое, фантастическое, может быть нереальное в этом мире.
Цель использования эвристических бесед в развитии дошкольников :
повышение речевой активности детей дошкольного возраста в образовательной деятельности.
Эвристическая беседа - коллективная форма общения, и данный метод применяют преимущественно при проведении фронтальных и подгрупповых формах организации педагогического процесса.
Применение метода эвристической беседы способствует усилению речевой активности на занятии, развитию мышления, глубокому пониманию изучаемого материала, практическому использованию навыков словоизменения и словообразования, активизирует словарный запас.
Решающее значение для эффективности проведения эвристической беседы имеет правильный подбор, формулировка и постановка вопросов, которые являются главным «инструментом» этого метода. Каждый вопрос, поставленный педагогом перед детьми, должен побуждать их к активной продуктивной мыслительной деятельности, сообразительности.
Вопросы типа: Как? Почему? Что из этого следует? Каким способом? Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса? Где об этом мы можем узнать? являются эвристическими и помогают воспроизвести по памяти, известную детям информацию.
На основе анализа структуры эвристической беседы выделяют две её формы:
1. «жёсткая» — вопросно-ответная, когда основными компонентами выступают вопрос педагога и ответ ребёнка.
2. «свободная», имеющая несколько иную структуру, когда на один вопрос педагога следует «цепочка» логически связанных между собой ответов детей.
Я хотела бы представить один из приемов эвристической беседы, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, который называется Кубик Блума.
Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова (либо нарисованы схемы-картинки, что для детей дошкольного возраста наиболее приемлемо). Они являются отправной точкой для ответа. Таким образом, ребенок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания.
На основе приема Кубик Блума педагог может выстроить целое занятие, а можно использовать его, как один из этапов. Работая с Кубиком, возможно организовать как групповую, так и подгрупповую и индивидуальную деятельность детей.
Требования к вопросам:
вопросы должны быть посильными для воспитанников и вызывать у них познавательный интерес;
степень проблемности целесообразно варьировать, чтобы в беседе приняли участие все дети;
исправления неправильного ответа желательно осуществлять силами самих воспитанников;
диалог целесообразно чередовать с монологом воспитателя;
в процессе монолога детям сообщается определенный объем информации, на основе которой им предъявляются новые проблемные вопросы;
Практическая значимость эвристической беседы
Использование эвристических бесед с применением "Кубика Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А педагогу этот прием помогает развивать речевую активность, активизировать словарный запас, в активной и занимательной форме проверять знания и умения дошкольников.
Ценность использования эвристической беседы в работе заключается в том, что дети самостоятельно учатся применять свои знания, умения, исходя из уже имеющегося опыта, педагог лишь подводит их к правильному решению своими вопросами в беседе. Таким образом, данный метод способствует формированию своей точки зрения у детей, своей позиции, своего миропонимания.