Елена Куркина
Занятие по экологии «Этот чудный мир воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
- Образовательная область «Познание».
1. Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов.
2. Развивать логическое мышление, наблюдательность.
3. Воспитывать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности.
4. Воспитывать бережное отношение к воде.
- Область «Коммуникация».
1. Пополнять и активизировать словарный запас детей об окружающем мире, его экологической системе.
Публикация «Занятие по экологии „Этот чудный мир воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
2. Формировать умение правильно строить предложения.
3. Учить анализировать, сравнивать, совершенствовать диалогическую речь.
- Область «Здоровье».
1. Формировать элементарные навыки личной гигиены.
2. Обеспечивать оптимальную двигательную активность в процессе образовательной деятельности.
- Область «Физическая культура».
1. Использование динамических упражнений.
- Область «Безопасность».
1. Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
2. Прививать навыки экологически грамотного поведения в быту.
- Область «Специализация».
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе экспериментальной и игровой деятельности.
- Область «Труд».
1. Привлечь детей к уборке оборудования и инвентаря.
- Область «Музыка».
Использование музыкального сопровождения в процессе образовательной деятельности.
Предварительная работа.
1. Беседы о воде, её роли в жизни человека, животных, растений.
2. Проведение экспериментов с водой: «Живая вода», «Кому нужна вода?».
3. Использование игр о воде: «Живая вода», «Путешествие с каплей воды».
4. Чтение художественной литературы по теме: «Что такое кислый дождь?», «Исчезающие животные», «Куда девается вода из моря?».
5. Рассматривание Красной Книги.
6. Загадывание загадок о воде и её разных состояниях.
7. Рисование на тему «Где живет вода?», «Профессии воды», плакаты в защиту рек и воды.
8. Оформление тематической ширмы «Давайте беречь воду».
Оборудование и материал.
1. Стаканы, баночки с водой.
2. Иллюстрации, картинки по теме.
3. Игра «Каждую птицу на свое место».
4. Игра «Чей клюв, чьи ноги».
5. Таблица с изображением животных.
Литература:
1. Т. И. Бабаева. Программа развития и воспитания детей в д/с «Детство».
2. Э. Э. Барабанникова. «Экономическое образование и воспитание».
3. Е. А. Гринева. «Экология для малышей».
4. С. Н. Николаева. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».
5. П. И Тарасевич. «Экологические тропинки».
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас необычное мероприятие. К нам пришли ваши мамы и папы. Сегодня 23 марта – Международный день воды, и мы будем говорить о воде. Вы расскажете родителям, что знаете о воде, а ваши мамы и папы тоже поделятся своими знаниями.
Итак, все мы живем на большой планете. Её называют голубой планетой. Знаете, почему?
Дети: Потому, что на ней много воды.
Правильно, потому что половина ее поверхности покрыта водой. Давайте вспомним, где живет вода в природе?
Дети: В реках, морях, океанах ручейках.
Да, вода нужна и на земле, и на небе, никто не может обойтись без нее. Она нужна всем. Какая же она, вода?
Сегодня на этот вопрос нам помогут ответить ваши родители. Они покажут опыты с водой. Приглашаю маму Полины Ларису Евгеньевну.
Л. Е. Здравствуйте, ребята. Я с удовольствием проведу игру – ответ «Свойства и признаки воды».
Опыт 1. Перед вами два стакана: один с водой, другой пустой. Что мы можем сделать?
Дети: Перелить воду, вылить, разлить.
Л. Е. Правильно, ребята. Покажи, Полина, как это можно сделать.
Значит, делаем вывод: вода течет.
Опыт 2. Ребята, а какого цвета вода? Наташа, поставь рядом со стаканом воды предметы разного цвета: кубики, коробки.
Дети: Предметы красного, синего цвета, а вода бесцветная.
Л. Е. Правильно. Делаем вывод: вода бесцветная.
Опыт 3. Андрей, положи в стакан с водой камешек. Виден ли он? Почему?
Дети: Виден, потому что вода прозрачная.
Л. Е. Вывод: Вода прозрачная. Ребята, а можете назвать прозрачные предметы в группе?
Дети: Стекло, банка, стакан.
Опыт 4. Алеша, подойди к стакану с водой и понюхай, чем пахнет вода?
Дети: Она не пахнет.
Л. Е. Делаем вывод: вода не имеет запаха.
Опыт 5. А сейчас мы с вами убедимся, что вода как зеркало, может отражать предметы. Я поставлю на пол таз, положу на дно лист черной бумаги и налью воды.
Катя, посмотрись в воду. Что ты видишь?
Дети: Отражение.
Л. Е. Делаем вывод: вода отражает предметы.
Опыт 6. Наташа, попробуй воду на вкус. Какая она?
Дети: Она безвкусная.
Л. Е. Делаем вывод: вода безвкусная. Молодцы, ребята. Назовите нам еще раз свойства и признаки воды (дети называют).
Спасибо, Лариса Евгеньевна за интересные ответы. Ребята, а давайте загадаем мамам и папам загадки о явлениях природы, которые связаны с водой.
«Меня частенько «Толстая улитка
Просят, ждут, Черная накидка
А только покажусь По небу плывет
Так прятаться начнут». Воду везет».
(дождь) (туча)
«Спрятал луга,
Спрятал стога,
В синий карман
Синий …. (туман)
Без воды нет на Земле жизни. Она нужна как воздух, как Солнце, как пища. Каждую былинку, каждую травинку поит она своей живительной влагой. А вот для некоторых живых существ вода – это среда обитания, это их дом. Например, для околоводных птиц. Они селятся только вблизи водоемов, гнезда вьют в прибрежных зарослях. Кто же они? Об этом вам расскажет мама Саши Татьяна Викторовна.
На любом водоеме, будь то озеро, река или пруд можно увидеть множество птиц. Они получили название околоводные. Вдали от воды их не встретить, здесь они находят пищу, здесь устраивают гнезда и укрываются от врагов. У них особые присособительные черты строения (посмотрите на картинки).
У одних это перепонки на пальцах лап, облегчающие плавание и ныряние, у других – длинные ноги, шея и клюв, дающие возможность бродить по мелководью и ловить добычу на глубине.
К околоводным птицам относятся: утки, гуси, лебеди, цапли, пеликаны и бакланы, чайки, кулики. Они гнездятся большими сообществами – колониями. Они понимают общие сигналы опасности, сообща защищают гнезда от хищников.
Давайте поиграем в игру «Каждую птицу – на свое место».
(Дети выбирают околоводных птиц, определяют их место обитания и размещают на наборном полотне в соответствующий ряд).
А сейчас давайте немного отдохнем, представим, что мы на речке (проводится физкультминутка).
К речке быстрой мы спустились (шагаем на месте);
Наклонились и умылись (наклон вперед, руки на поясе);
Как приятно в речке плавать (плавательные движения);
Берег слева, берег справа (поворот влево, вправо);
Речка лентой впереди (потягивания – руки вперед);
Сверху мостик – погляди (потягивания – руки вверх);
Чтобы плыть еще скорей,
Надо нам грести быстрей,
Мы работаем руками,
Кто угонится за нами (плавательные движения).
А теперь предлагаем нашим родителям сыграть в игру «Чей клюв, чьи ноги?»
( Родители выполняют задание: подбирают к каждой группе птиц клювы и ноги. Вместе с детьми проверяют результаты).
Молодцы! Все справились с заданием. Предлагаем совместную мини – викторину «Животные – обитатели водоемов».
(Вывешивается таблица, которая поделена на 9 клеток. В каждой клетке – изображение животного: щука, пингвин, морж, дельфин, карась, окунь, пеликан, кит, сом).
1 вопрос. Почему этих животных объединили в одной таблице?
Родители: Они обитают в воде и около воды.
2 вопрос. Сколько здесь рыб? Птиц? Млекопитающих? Назовите их.
Дети: Рыбы: щука, карась, окунь, сом.
Птицы: пингвин, пеликан.
Млекопитающие: морж, дельфин, кит.
3 вопрос. Кто из этих животных живет в Антарктиде?
Дети: Пингвин.
4 вопрос. Кто обитает на Севере?
Родители: Морж.
5 вопрос. Кто приносит детенышам корм в «сумке»?
Родители: Пеликан.
6 вопрос. Назовите животное, которое спасает утопающих.
Дети: Дельфин.
7 вопрос. Самое крупное животное на Земле?
Дети, родители: Кит!
Молодцы! Вода нужна не только животным, но и растениям. Об этом с вами поговорит мама Лизы Марина Ивановна.
Да, ребята, вода очень нужна растениям. Одни растут на дне водоемов. Их называют водорослями. Другие, хоть и обитают на суше, требуют много влаги. Есть и такие, что обходятся без воды месяцами. Их называют суккулентами. Они произрастают в пустынях. Посмотрите иллюстрации.
Ребята, посмотрите, у меня на столе два комнатных растения. Знаете, как они называются?
Дети: Толстянка и колеус.
М. И. Правильно. У этих растений разные потребности в воде. Как же определить, какое из них влаголюбивое, а какое засухоустойчивое?
Дети: По характеру листьев. В мясистых листьях толстянки влага накапливается, поэтому растение долгое время может обходиться без воды, питаясь своими соками.
А растение с тонкими листьями – колеус, быстро испаряет влагу и требует обильного и частого полива.
Ребята, а какие пословицы о воде вы знаете?
Дети: «Идет дождь, даст он рожь», «Где воду не пусти, путь себе сыщет».
А мамы и папы помогут нам вспомнить?
«Вода с водой – не как гора с горой: сливаются».
«Куда река пошла, там и русло будет».
Мы много сегодня говорили о том, как важна вода. А для человека нужна вода?
Дети: Нужна чтобы пить, умываться, готовить пищу.
Правильно. Человеку вода жизненно необходима. Но не всякая вода годится для человека, животных и растений. Чтобы напиться и умыться, нужна пресная, чистая вода. Хотя большая часть нашей планеты покрыта водой, пресной воды на ней немного. Её нужно беречь. Как это сделать?
Дети: Экономно расходовать, беречь воду от загрязнения, не выбрасывать мусор в реки, ручьи.
Правильно, ребята.
«Не умыться, не напиться
Без воды,
Листику не распуститься без воды,
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода».
Вот и подошла к концу наша встреча. Мы надеемся, что вы узнали много нового, интересного, поделились своими знаниями с мамами и папами. А также поняли, что без воды жизни нет, и её надо беречь и охранять.
А теперь давайте все вместе споём песню, которая называется «Морская»
(Исполняется песня).