Наталья Ярухина
Конспект НОД «Без воды нет жизни на Земле. Запасы воды моего края»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Обогащение представлений детей о воде.
Дать представление детям о значение воды в нашей жизни и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде.
Задачи:
1. Дать представление об экологической ситуации водоёмов, как в родном городе, так и на всей планете.
2. Вызывать интерес детей к природным объектам, стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, воспитывать любовь к родному краю, культуре поведения в природе.
Публикация «Конспект НОД „Без воды нет жизни на Земле, Запасы воды моего края“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
3. Развивать связную речь, умение отстаивать своё мнение, рассуждать, строить гипотезы, делать выводы.
4. Закреплять умение подбирать антонимы, характеризующие свойства воды (сырая – кипячёная, холодная – горячая, прозрачная – мутная, грязная – чистая).
Материал:
Ноутбук;
Проектор;
Глобус;
Плакат с изображением планеты Земля (в естественных цветах и тёмных тонах);
Карта Белгородской области;
Экологические знаки и модели;
Детская палатка;
Аудиозаписи со звуками объектов природы;
Предметы для игры «Рыбная ловля» (обруч, удочки с магнитами, рыбки из оригами с магнитами, пластиковые бутылки);
Карточки со словами: «вода», «источник», «жизни»;
Карточки - картинки с ответами к загадкам «Состояния воды»;
Плакат «Кому нужна вода?»;
Мяч;
Мольберт.
Предварительная работа:
- чтение произведений А. П. Листопад «Азбука живой природы», «В гостях у детской сказки»;
- знакомство с экологической ситуацией родного города ;
- ведение дневника наблюдений за прорастанием листочков на веточках, поставленных в воду;
- беседы на темы: «Наша планета Земля», «Путешествие капельки», «Вода в природе», «Кому нужна вода?»;
- наблюдения во время прогулок за природными и погодными явлениями, экскурсии.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята! Чтобы узнать, о чем мы с вами будем сегодня говорить, вам надо отгадать загадку:
Что в гору не вкатишь
В решете не удержишь
И в руках не унесешь.
(Вода)
- Действительно мы будем говорить о воде.
- Для чего мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем вещи, моем пол, поливаем растения, варим еду, поим обитателей живого уголка и т. п.).
- Как часто нам нужна вода? (Без нее мы не можем прожить.)
- Что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла? (Не было бы жизни на земле, наступила засуха.)
- Для чего нужна вода растениям? (Для роста)
- Как она помогает животным? (Животные пьют воду, утоляют жажду).
Воспитатель:
Ребята, давайте посмотрим на глобус. Что он из себя представляет? (Глобус – это модель земного шара, нашей планеты).
Воспитатель:
-Ребята, как называется планета, на которой мы живём? (Земля).
- Какую форму имеет наша планета? (Форму шара).
- Давайте рассмотрим на глобусе цвета нашей планеты. Как вы думаете, что они обозначают? (Голубой цвет – реки, моря, озёра, океаны; белый цвет – заснеженные и ледяные пространства; жёлтый, коричневый и зелёный – это суша).
- Ещё нашу планету называют «голубой». Как вы думаете, кто мог её мог так назвать? (Космонавты, когда увидели её из космоса, голубой она выглядит из-за водной глади рек, озёр, морей, океанов и атмосферы, окутывающей Землю).
Воспитатель:
Земля нам всех планет родней!
Ведь мы с тобой живём на ней,
И любим мы её просторы:
Её леса, моря и горы.
- Давайте рассмотрим карту Белгородской области, и найдем город, в котором мы живем!
- А где расположен наш город? (Воспитанники показывают город Шебекино на карте)
- Ребята, какая река протекает в городе Шебекино? (Нежеголь)
Воспитатель:
- Правильно! (Смотрим картинку на мониторе)
- Река Нежеголь, небольшая река Белгородской области, приток Северного Донца. Длина реки составляет 75 км.
- Питание реки преимущественно снеговое, первые несколько километров реки от истока пересыхают в летнее время.
- На реке у села Стрелица – небольшое водохранилище.
- В реке Нежеголь обитают щука, окунь, плотва, карась, пескарь, головль, лещь, линь, красноперка, уклейка, сом, густера, язь, сазан, налим, встречается толстолобик и судак.
- Вы с родителями ходите к реке Нежеголь? (Да, летом мы ходим на пляж, купаться. А зимой на рыбалку.)
Воспитатель:
- В нашем городе протекает река Корень, которая впадает в реку Нежеголь. (Смотрим картинку на мониторе).
- Корень малая река в Белгородской области, ее длина 70 км. Она считается одной из самых чистейших рек в области.
- На реке Корень имеется одно водохранилище, и два пруда.
Воспитатель:
- Ребята мы с вами узнали много нового о реках, протекающих в городе Шебекино.
- Но кроме рек, в нашей области еще есть и водохранилище.
- О каком водохранилище идет речь? (Белгородское водохранилище)
- Правильно! Давайте рассмотрим изображение на экране Белгородского водохранилища. (Смотрим картинку на мониторе)
Воспитатель:
- Белгородское водохранилище – водохранилище на реке Северный Донец.
- Построено в 1985 году для надежного водообеспечения Белгородского промышленного узла и улучшения санитарного состояния вод реки Северный Донец.
- Водохранилище расположено на территории Белгородского и Шебекинского районов Белгородской области России. (Рассматриваем карту Белгородской области, и показываем Белгородское водохранилище, подходя к карте поочереди.)
- В Белгородское водохранилище впадают реки Топлинка, Разумная. Вытекает река Северный донец. (Смотрим карту).
- В нашей области большое количество родников.
- Как вы думаете, что такое родник? (Это ручейки, которые бьют из под земли).
- Кто из Вас наблюдал за этим природным явлением? Где вы их встречали? (В деревне, возле криницы. На крещенские праздники, люди окунаются в них.)
- Давайте рассмотрим картинки с изображением родников нашей области.
- Вода бывает очень–очень разной. Она может быстро–быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными ледниками или горячим паром. Вот такая она разная!
- Давайте разгадаем загадки и повторим, какая вода есть на Земле.
Кругом вода
А с питьем беда
Кто знает, где это бывает?
(Море)
Много рек, озер морей
Он в себя вобрал
Ты подумай и ответь
Что за великан.
(Океан)
Ни вода, ни суша
На лодке не переплывешь
И ногами не пройдешь.
(Болото)
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог.
Нас он летом в сильный зной
Ледяной поит водой.
(Родник)
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Отгадали все загадки.
- Нужно не забывать, что очень мало в природе и именно мы с вами как хозяева природы можем ее беречь и охранять. Это наша главная цель.
- Воды – ведь так мало! Давайте будем беречь ее!
- Посмотрите на эти экологические знаки. (Рассматривают)
- Что они обозначают? (Не бросать мусор, не засорять воду, экономно расходовать воду, закрывать кран).
- Давайте придумаем свои правила, чтобы наша вода и в реках, и в озерах, и в морях была чистой. (Не бросать бутылки, консервные банки, пакеты. Убирать за собой мусор).
- Молодцы! Хорошо поработали. А теперь сделаем вывод:
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница –
(все дети хором) ВОДА!
Словесная игра (с мячом).
Воспитатель:
– Давайте мы сейчас с вами поиграем в игру «Какая бывает вода?» ( Проводится словесная игра на подбор антонимов: сырая – кипячёная, холодная – горячая, прозрачная – окрашенная, грязная – чистая и т. д.).
- А теперь предлагаю вам немного отдохнуть, выйти на природу, подышать свежим воздухом, половить рыбу в реке. (Включить музыку со звуками природы).
- Давайте подойдем к обручу на полу, в котором лежат рыбки из оригами (с прикреплёнными магнитами, пластиковые бутылки, полиэтилен и другой мусор.
- Ой, здесь уже кто-то побывал до нас! Кто мог так замусорить речку? (Люди, туристы).
- Хорошо ли это для речных обитателей? Как мы можем помочь? (Очистить от мусора). (Дети собирают мусор в мешок. Обратить внимание на экологический знак «Нельзя мусорить»).
- Давайте вспомним, как надо правильно вести себя на водоёмах, чтобы не навредить им.
1) Нельзя оставлять мусор на берегу реки и бросать мусор в воду.
- Не засоряй сейчас прекрасный водоём –
И мы ещё не раз с тобой сюда придём!
2) Нельзя ловить обитателей водоёмов.
- У живности – свои заботы,
И каждая – дитя природы,
А для природы все важны,
Полезны очень и нужны!
3) Нельзя рвать водные цветы.
- Ребята, не пытайтесь нас срывать –
Для всех мы будем землю украшать,
А без воды – завянем сей же час…
Не надо, люди, не губите нас!
4) В реку не должны попадать вредные вещества.
- Такая загрязнённая вода –
Всему живому настоящая беда!
Воспитатель:
- В разные времена года мы видим воду в определённых состояниях. И сейчас загадки напомнят вам об этом. Кто первый догадается, поднимает руку. (На мольберте после каждой отгаданной загадки выкладывается картинка).
1. Всю зиму пролежит,
Весной в речку убежит. (Снег)
2. Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло!
Скользко, весело, светло! (Лёд)
3. Не колючий,
Светло-синий
По кустам развешан… (Иней)
4. Серебряные нити
Сшивают землю и небо. (Дождь)
5. Без крыльев летят, без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака)
6. Вырос лес, белый весь,
Пешком в него не войти,
На коне не въехать. (Морозный узор на окне)
7. На дворе переполох –
С неба сыплется горох. (Град)
8. Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (Туман)
Воспитатель:
- Давайте повторим некоторые правила безопасного поведения с водой!
• Не ныряй вниз головой в незнакомом месте.
• Не заплывай за оградительные буйки.
• Не плавай на надувных матрасах далеко от берега.
• Не купайся в грозу и не плавай в реке с быстрым течением.
• Не купайся при высоких волнах.
• Не ходи по тонкому льду.
• Не стой под деревом во время грозы.
• Не прикасайся мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.
Вывод:
Без воды нет жизни на Земле. Воду нужно беречь и охранять!