Островерхова Наталья Владимировна
Этика в профессиональной культуре педагога. Речевой этикет
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Среди этих категорий - профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.
Профессиональный педагогический долг - одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей : осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями (рассмотрение этой проблемы явилось темой настоящего реферата, коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.
Публикация «Этика в профессиональной культуре педагога, Речевой этикет» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой этикет, культура общения
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2018
Профессиональная честь в педагогике - это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя - общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.
Наконец, педагогический авторитет учителя - это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т. д.
Корпоративная этика педагога подразумевает определенные требования к его поведению по отношению к себе, коллегам, администрации образовательного учреждения, учащимся и их родителям, а также ко всему социальному окружению.
Профессиональная этика предполагает высокий уровень общей культуры специалиста. Педагогическая культура – это некоторая совокупность ценностных отношений к образованию, к ребенку, которые предметно и практически реализуются в образовательных процессах.
Задача современной педагогики, направленная на создание условий для саморазвивающейся свободной и ответственной личности, под силу только педагогам с высоким уровнем культуры. Профессиональное сознание, профессиональную культуру педагога возможно формировать только как культуру специалиста в области человеческого общения, хотя, бесспорно, с предметным «уклоном».
И не случайно существует такое понятие как педагогический такт. Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях воспитателя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства воспитанника, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.
Основные элементы педагогического такта проявляется он в следующем:
• во внешнем облике педагога;
• в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
• в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
• в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к детям;
• в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
• в самокритичной оценке своего труда.
Педагогический такт является важным компонентом нравственной культуры учителя.
Речевой этикет и его функции. Этикет в официальных и неофициальных ситуациях общения. Особенности русского речевого этикета
Сами этикетные формулы не содержат прямых сообщений, но содержат косвенные.
Слово "здравствуйте" в повседневном общении означает: "я хочу поддерживать с вами отношения", а отсутствие этого этикетного знака читается, как нежелание поддерживать отношения. Вот почему нормой является приветствие сотрудников, партнеров не только в начале беседы, но и при отсутствии намерения вступить в речевой контакт.
Если вы вошли в кабинет коллеги или начальника, где сидят посторонние люди, принято приветствовать всех присутствующих.
Особенностью русского языка является наличие в нём двух местоимений - "ты" и "вы", которые могут восприниматься как формы второго единственного числа.
Выбор той или иной формы зависит от социального положения собеседников, характера их отношений, официальной/неофициальной обстановки.
Обращаться на "ты" не принято:
- с незнакомыми людьми;
-в официальной обстановке;
- со старшими по возрасту, чину иногда должности.
В то же время на "вы" не стоит обращаться к друзьям и родственникам, или коллегам по работе в неофициальной обстановке.
В официальной ситуации (начальник - подчиненный, педагог – родитель, педагоги и другие сотрудники в процессе непосредственной деятельности, в том числе в присутствии родителей воспитанников или других присутствующих (гостей, партнеров, коллег из других учреждений) и т. д.) действуют самые строгие правила речевого этикета.
Эта сфера общения наиболее четко регламентирована этикетом. Поэтому в ней наиболее заметны нарушения речевого этикета и именно в этой сфере нарушения могут иметь наиболее серьезные последствия для субъектов общения.
В неофициальной ситуации (знакомые, друзья, родственники и т. д.) нормы речевого этикета наиболее свободны. Часто речевое общение в данной ситуации вообще не регламентировано. Близкие люди, друзья, родственники, влюбленные в отсутствии посторонних могут говорить друг другу все и в любой тональности. Их речевое общение определяется нормами нравственности, входящими в сферу этики, но не этикетными нормами.
Но если в неофициальной ситуации присутствует посторонний, то на всю ситуацию сразу же распространяются действующие правила речевого этикета. Обращение друг к другу на «вы и по имени и отчеству».
Правила устного делового общения.
• Будьте во всем пунктуальны
• Не говорите лишнего
• Думайте не только о себе, но и о других
• Одевайтесь как принято
• Говорите и пишите хорошим языком
• Телефонный разговор -
Начинать телефонный разговор следует словами приветствия и последующей просьбой пригласить к телефону того, с кем вы хотите говорить. Далее необходимо четко обозначить себя.