Наталья Реброва
Влияние профессиональной компетентности педагога на качество работы ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Происходящие в стране социально-экономические изменения и обусловленная ими модернизация образования требуют и нового подхода к профессиональной компетентности педагогов.
Внедрение элементов электронного образования один из методов, позволяющих существенно повысить эффективность образовательного процесса. Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным.
Публикация «Влияние профессиональной компетентности педагога на качество работы ДОУ» размещена в разделах
В МБДОУ Детский сад №16 педагоги стремятся разнообразить формы и методы организации образовательного процесса. В образовательной практике для создания благоприятных условий развития детей важны не только содержание, но и технологии обучения и воспитания. В ДОУ информационные и коммуникационные технологии активно привлекаются педагогами для организации эффективного воспитательного процесса, ознакомления родителей с различной информацией, улучшения сотрудничества с ними в ходе образовательного процесса. Компьютерные технологии используются для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и пр.); как средство обеспечения наглядности на педсоветах, семинарах, родительских собраниях (презентации, видеоролики, фотографии); средство поиска информации и ее обработки (фото- и видеоизображений, текстов, информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности); средство хранения информации (базы данных, методические разработки, фото- и видеоархивы, электронные хранилища); средство коммуникации (сайт детского сада, электронная почта).
В детском саду оборудована интерактивная комната, которая оснащена разнообразными электронными средствами обучения: компьютеры, проекторы, телевизоры, планшеты, фотокамера, интерактивный стол, интерактивная доска, интерактивный комплекс «Играй и развивайся», интерактивный глобус. У педагогов есть возможность проводить ООД непосредственно в интерактивной комнате или использовать оборудование в группе, в музыкальном и спортивном зале.
Наш коллектив находиться на стадии становления, 50% составляют педагоги со стажем работы менее 3 лет, сейчас в образовательном процессе идет «отказ от традиционной формы» в виде структурированных занятий и переход к другой организационной модели, использование интерактивных технологий способствует качественным изменениям в работе педагогов.
В настоящее время нам приходиться решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий, осваивать новое содержание, новые формы и методы обучения, искать эффективные пути воспитания, учитывать очень быстрые изменения, проходящие в обществе.
Иными словами педагог должен соответствовать требованиям профессионального стандарта, т. е. должен быть профессионально компетентен.
Профессиональная компетентность может рассматриваться как сумма частных компетентностей, образующих новое качество личности педагога.
В структуре профессиональной компетентности педагога наряду с другими выделяют технологическую составляющую, которую, по мнению Л. К. Гребенкиной, можно назвать технологической компетентностью. В ее содержание входят:
- знание технологий, методов, средств, форм деятельности и условий их применения;
- владение компьютерными технологиями;
- умение творчески применять эти знания;
- умение проектировать воспитательно-образовательный процесс;
- умение анализировать эффективность и результаты своей деятельности.
Хотелось бы остановиться на овладении информационно-коммуникационными технологиями. В ходе работы мы столкнулись с проблемой – педагоги испытывают затруднения в использовании электронных средств обучения в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности (далее – ИКТ-компетентность).
Мы провели анкетирование педагогов, получили деление педагогов на группы в овладении ИКТ- технологиями.
Группа 1 (уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – высокая) – информационно-компьютерные технологии позволяют реализовать индивидуальный стиль преподавания и личный профессиональный рост, но нет представлений о возможных формах внедрения их в воспитательно-образовательный процесс.
Группа 2 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – высокая) – существует непосредственная связь между успешностью педагогической деятельности и уровнем ИКТ-компетентности педагога, поэтому есть потребность в непрерывном развитии информационной культуры.
Для того, чтобы заинтересовать педагогов, мы провели семинары по повышению компьютерной грамотности педагогов с учетом индивидуальных особенностей педагогов и темпов усвоения материала (с привлечением специально обученных специалистов). В результате проведенной работы мы получили существенный сдвиг в овладении педагогами ИКТ-технологиями.
Теперь перед «группой инновационного прорыва» дошкольного учреждения встали задачи: систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса; разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса; расширение использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе; разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов; создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ; создание комплексной интегрированной модели информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ, над которыми, и работает в настоящее время дошкольное учреждение.
В ходе проведенной работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов мы выявили прямую зависимость качества образования и воспитания в дошкольном учреждении от уровня профессиональной, технологической компетентности педагогических кадров. Чем выше уровень профессиональной компетентности педагогов, тем выше уровень качества образования в ДОУ.
Таким образом, можно отметить, что современному воспитателю сегодня необходимо наличие специальной технологической подготовки. Воспитатель дошкольного образования должен владеть новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, а также обладать широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры.
Использование электронных средств обучения позволит эффективно реализовать информационную среду в процессе организации образовательной деятельности и обеспечит: внедрение в процесс профессиональной работы воспитателя наряду с традиционными дидактическими материалами современные электронные средства и информационные педагогические технологии; преемственность традиционной дидактики с современными педагогическими инновациями, вызванными активным внедрением электронных средств обучения/