Юлия Анкудинова
Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Я, Анкудинова Юлия Сергеевна, осуществляю свою педагогическую деятельность в МДОУ ИРМО «Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое» Иркутского района, Иркутской области с декабря 2014г.
В 2005г. окончила образовательное учреждение «Иркутский государственный педагогический университет» филиал Иркутского государственного педагогического университета в г. Усть-Илимске, по специальности учитель химии и биологии, кафедра «Биологии».
Публикация «Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования в современных условиях» размещена в разделах
В целях развития профессиональных качеств и для совершенствования уровня своей квалификации прошла курсовое обучение по теме "Формирование информационной компетентности участников образовательного процесса в условиях интеграции стандартов нового поколения» (ОГАОУ ДПО ИРО).
Мое педагогическое кредо : «Любить, понимать, помогать, верить…». Педагог дошкольного учреждения - это стиль жизни… Ежедневно взаимодействуя с детьми, пришла к выводу о необходимости выбора методов, форм образования, наиболее приближенных к естественной детской деятельности- игре. В последние годы детский сад стал учреждением с программой развития, основной образовательной программой договорными отношениями с участниками образовательной деятельности. Данный фактор свидетельствует об изменении нормативно-правовой базы дошкольного образования, демократизации образовательного процесса, в котором особую роль должны играть наши человеческие качества- доброта, терпеливость, порядочность и грамотность. Ведь не секрет, что современные родители в водовороте ежедневных дел, порой забывают о душевном тепле, так необходимом их дочерям и сыновьям. А я, воспитатель, должна и обязана согревать детей своим теплом. Чтобы дети тебе поверили, надо просто их любить и создать условия, где они могли бы подниматься на ступеньку выше в своем развитии.
Понимаю, что жизнь не стоит на месте, можно утонуть в море информации, поэтому стараюсь освоить новые методы, приемы и технологии, ведь только от меня зависит, какие условия я создам для развития своих воспитанников. Мое профессиональное убеждение : педагог должен учиться всему и постоянно. Еще одним своим постулатом считаю профессиональное беспокойство за настоящее и будущее своих воспитанников. Воспитание детей - дело нелегкое и обязывает меня быть сообразительной, всегда готовой к разрешению любых ситуаций. Проработав несколько лет воспитателем, пришла к выводу, что дети очень чутко улавливают слабости педагога и не прощают срывов, растерянности, беспомощности. Они любят играть в игры, я - тоже, и каждый день своей педагогической деятельности наполняю дидактическими, сюжетно-ролевыми, развивающими играми. Анализируя свой небольшой опыт работы, пришла еще к ряду убеждений:
• воспитатель должен хотеть и уметь работать с детьми, каждая минутка рядом с ними должна быть мостиком к решению детских проблем;
• нельзя достигнуть хороших результатов, не имея единомышленников, то есть, нужна система взаимодействия всех, кто соприкасается с детьми;
• главная роль в развитии ребенка, все же принадлежит родителям, отсюда необходимость сотрудничества с родителями.
Работу и общение с родителями понимаю как процесс сотрудничества, формирование единых интересов и потребностей между детским садом и семьей, единых линий и преемственности воспитания в семье и дошкольном учреждении. Часто вспоминаю известное высказывание Л. С. Выготского: «Обучение должно вести за собой развитие».[6] И поэтому, главную свою задачу вижу в том, чтобы не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы в процессе игры с математическим материалом в дидактических играх. Анализ практики работы коллег многих дошкольных учреждений свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии детей дошкольного возраста и явным перевесом педагогического процесса в сторону обучения детей на НОД, их раннего вовлечения в систему дополнительного образования. Таким образом, игровая деятельность перестает быть источником самореализации дошкольника. Работаю по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, одна из основных задач которой - способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей в наиболее близких и естественных для дошкольника видов деятельности : игра, общение со взрослыми и сверстниками [3].
Поэтому считаю актуальной проблему недостаточного использования занимательного материала и дидактических игр в развитии дошкольников. Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению и развитию, стараюсь использовать каждую возможность, чтобы разгрузить детей посредством игровой деятельности.
Сложность же использования дидактических игр в НОД по развитию элементарных математических представлений и в совместной деятельности воспитателя с детьми обусловлена нехваткой современных методических пособий по данной конкретной теме. [6]
Главная моя задача: выбрать наиболее эффективные методы и приемы организации детей, которые позволили бы максимально использовать влиятельное положение лидеров, создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Созданные мной условия самореализации каждого ребенка в совместной, увлекательной деятельности, выступают эффективным средством выражения его индивидуальности в группе сверстников. Выдвинув предположение, что систематически организуемые дидактические игры с математическим содержанием способствуют улучшению процесса развития математических представлений детей дошкольного возраста, поставила перед собой цель: способствовать развитию математических представлений у дошкольников через дидактические игры. Игра, по моему утверждению, не только средство оптимизации процесса обучения и воспитания, но и важный аспект психологического комфорта детей.
Важным условием повышения эффективности образовательного процесса в любой возрастной группе детского сада считаю развитие активности дошкольников. Для меня, как для воспитателя, взаимодействующего с детьми разных возрастных групп, очень важно определить, каким набором педагогического инструментария следует воспользоваться, чтобы ежедневно помогать малышам овладевать азами математики, познавать мир, развиваться, взрослеть.
В результате своей практической деятельности выяснила, что не каждого ребенка легко побудить к активной деятельности в образовательном процессе или в игре. У некоторых детей пропадает интерес и, естественно, появляется отставание от сверстников. Преодолеть такое положение стало возможным в результате поиска более интересных форм воспитания и обучения, создания атмосферы сотрудничества в группе, дающей каждому веру в возможность движения вперед. С первых месяцев работы воспитателем возникла необходимость творческого освоения новых педагогических приемов. Часто при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр, электронных образовательных ресурсов) обнаруживала новые приемы руководства и оформления игр и механически переносила их в свою работу, не получая при этом желаемого результата.
Методические приемы позволяли достичь результата лишь в тех случаях, если их применяла системно, учитывая общие тенденции развития детей группы, закономерности игровой деятельности, если хорошо знала и чувствовала каждого ребенка.
Выбирая профессию педагога, я взяла на себя ответственность за тех, кого буду учить и воспитывать, вместе с тем, отвечаю за свою профессиональную подготовку, свое право быть воспитателем. Достойное выполнение профессионального педагогического долга требует от меня принятия ряда обязательств: объективно оценивать собственные возможности, знать свои сильные и слабые стороны; обладать общей культурой умственной деятельности, культурой поведения, общения, ведь во всех изданиях звучит заповедь, что педагог : «Это образец, которому чаще всего неосознанно, подражают дети, перенимая то, что делает воспитатель»[10].
Чтобы процесс обучения и математического развития в дидактической игре проходил
успешно, по моему мнению, должна быть создана вокруг него соответствующая атмосфера сотрудничества. Используя в работе с детьми традиционные и нетрадиционные формы организации совместной деятельности через дидактическую игру, смогла добавить позитивной динамики развития элементарных математических представлений у детей.
Анализируя опыт работы с детьми в разных возрастных группах детского сада, могу сделать следующие выводы:
• подбор дидактических игр осуществляется мной с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач;
• при отборе заданий, игр и упражнений учитываю их взаимосвязь (наличие общих и постепенно усложняющихся элементов : способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой образовательной деятельности, проводимых с помощью других дидактических средств.
Достаточно эффективным оказалось использование дидактических игр в индивидуальной работе с детьми.
С точки, зрения реализации принципа интеграции образовательного процесса этот вид игры выступает как интегратор организации разных сторон математического образования дошкольника.
Актуальность применения дидактических игр в процессе обучения элементарным математическим представлениям заключается и в том, что они активно влияют на формирование умственных действий, развитие логического мышления, а главное формирует необходимые компетенции, которые помогут ребенку в самореализации и для жизни в обществе.
ФГОС также определяют время, отведенное на образовательную деятельность : образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями.
В связи с этим меня заинтересовала проблема : можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр.
Проанализировав данную проблему, я уточнила тему своего методического портфеля: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
В частности причины трудностей мне видятся в следующем:
- отсутствие комментирующих методических материалов, когда воспитателю приходится много времени и сил затрачивать на планирование работы без представлений о ее технологии и адекватности форм;
- неподготовленность развивающей предметно-пространственной среды;
- отсутствие конкретизации по реализации интеграции содержания образовательных областей;
- трудность в осуществлении индивидуализации в силу большой наполняемости группы;
- перенос акценты в режимных моментах воспитательных и образовательных задач на организационные;
- неполное знание нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных организаций и педагогов дошкольного образования.
Таким образом, самоанализ позволил мне сформулировать собственные цели и задачи на современном этапе для развития своей профессиональной деятельности и определить содержание практического материала для наполнения методического портфеля.