Елена Васина
Этическая беседа для детей старшего дошкольного возраста «О дружбе и друзьях»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Воспитательная: - воспитывать доброжелательное и заботливое отношение ко всем окружающим людям, а особенно, к своим друзьям.
Развивающие: - развивать монологическую и диалогическую речь.
- закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
Образовательные: - формировать представления детей о дружбе;
- учить детей придумывать прилагательные к слову «друг».
Словарная работа: Доброжелательный, заботливый, внимательный, ласковый, великодушный, щедрый.
Методы и приё мы:
Публикация «Этическая беседа для детей старшего дошкольного возраста „О дружбе и друзьях“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
-практические: игра «Поссорились - помирились» этюд «Друзья».
-наглядные: рассматривание иллюстраций о друзьях.
-словесные: стихотворение, пословицы и поговорки о дружбе, вопросы, ответы, рассуждения.
Оборудование: карандаши, фломастеры, листы А4.
Предварительная работа: чтение рассказов о дружбе В. Осеевой «Три товарища», В. Драгунского «Друг детства», Елена Благинина «Подарок»; пословицы о дружбе; слушание песен «Когда мои друзья со мной» (из к/ф «По секрету всему свету», Песня про дружбу» (из м/ф «Маша и медведь»).
Ход беседы
Звучит песня «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка»)
(дети слушают песню)
Воспитатель: Ребята, вам понравилась песня?
Дети: Да
Воспитатель: О чем и о ком она?
Дети: о дружбе и друзьях
Воспитатель: Правильно. А какие пословицы о друзьях и дружбе вы знаете?
Дети: Не бросай друга в несчастье.
- Человек без друга, что земля без воды.
- Без друга в жизни туго.
- Назвался другом - помогай в беде.
- Старый друг лучше новых двух.
- Верному другу цены нет.
- Был бы друг – будет и досуг.
Воспитатель: Молодцы. А кого можно назвать своим другом?
Дети: С кем интересно рассматривать книги, интересно играть в игры, кто никогда не жалуется, учит тому, что умеет сам, делиться всем, что у него есть, кто готов разделить твою радость и твое горе, готов всегда прийти на помощь.
Воспитатель: - А как вы должны относиться к своему другу?
Дети: Доверять ему, делиться всем, не обижать, помогать, защищать.
Воспитатель: А сейчас мы будем с вами придумывать слова к слову - друзья - какие они должны быть?
( Дети придумывают прилагательные: верные, добрые, отзывчивые, внимательные, щедрые, доброжелательные).
Воспитатель: Ребята, а теперь послушайте рассказ о мальчиках, которые считают себя друзьями, и оцените их поступки. (Чтение рассказа В. Осеевой «Три товарища»)
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.
- Завтрак потерял.
- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба.
- До обеда далеко еще!
- А ты где его потерял? - спросил Миша.
- Не знаю. - тихо сказал Витя и отвернулся.
- Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, - сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
- Бери, ешь!
Воспитатель: Как вы думаете кого из ребят, можно назвать настоящим другом Вити?
Дети: Володю.
Воспитатель: Объясните почему?
Дети: Володя поделился с Витей своим завтраком.
Воспитатель: А как поступили Коля и Миша?
Дети: Стали давать советы, бросили друга в несчастье, они равнодушные к беде мальчика.
Воспитатель: Правильно. А теперь поиграем мы немножко.
Игра «Поссорились - помирились»
(Воспитатель объясняет правила игры)
Дети гуляют, потом встречаются и радуются друг другу. Дети изображают, затем они что-то не поделили и поссорились. Они обиделись, даже отвернулись друг от друга (дети показывают). Но разве друзья могут обижаться долго? Они повернулись друг к другу и помирились (дети изображают).
Воспитатель: А теперь послушайте стихотворение.
(Чтение стихотворения Елена Благинина «Подарок»)
Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Весёлая, смешная.
Мне скучно без игрушки -
Любимая была, -
А всё-таки подружке
Лягушку отдала.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, правильно ли поступила девочка?
Дети: Девочка поступила правильно, с друзьями надо делиться своими игрушками и играть вместе и не ссориться. Друзей беречь, не обижать их.
Воспитатель: А как бы вы себя повели в данном случае?
Дети: Поделились бы игрушкой, чтобы не обидеть подружку.
Воспитатель: Ребята, а у вас есть друзья? Расскажите о своем друге. В своем рассказе постарайтесь придерживаться такого плана:
1. Как зовут друга?
2. Где он живет?
3. Где и когда вы с ним встречаетесь?
4. В какие игры любите играть?
5. Приходил ли он к тебе на помощь?
(рассказы нескольких детей о своих друзьях)
(Обязательно похвалить детей за полные и интересные рассказы).
Этюд «Друзья».
Дети представляют, что они друзья, которые давно не виделись и встретились после долгой разлуки (дети показывают, как они обрадовались друг другу).
Творческая деятельность детей
Воспитатель: - А в заключение нашей беседы, я предлагаю вам нарисовать своего лучшего друга. (Дети рисуют)
Итог беседы
Воспитатель: О чем же мы сегодня говорили?
Дети: о дружбе и друзьях.
Воспитатель: Теперь вы знаете, кого можно назвать настоящим другом? Дети: Того, кто спешит к тебе на помощь, радуется и огорчается вместе с тобой, умеет прощать. Никогда тебя не обижает, не отнимает игрушки, не перекладывает на тебя свою вину.