Турищева Наталья Олеговна
Этическая беседа «Дружба»
▼ Скачать + Заказать документы
План группового занятия
Тема занятия: этическая беседа «Дружба»
Цель занятия: формирование у детей нравственно-этических норм, воспитания желания быть дружными.
Задачи:
1) научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть;
2) дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы;
3) формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя», «хорошо» - «плохо»);
4) учить соблюдать нравственные нормы поведения.
Публикация «Этическая беседа „Дружба“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Речевой материал к занятию: сборник В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками»
Этапы занятия:
1) Что такое «дружба»?
Дружба — это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
2) Дружба — это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу. Дружба возможна только при соблюдении определенных «законов», важнейшими из которых являются уважения прав друг друга, умение признавать свои ошибки, обязятельность, отсутствие споров о вкусах, терпимость и справедливая критика.
3) Беседа: почему нужно уметь уступать
-Кто из вас умеет играть дружно?
-Во что вы любите играть?
-Ссоритесь ли вы во время игры? Из-за чего вы ссоритесь?
Слушается рассказ «Про двух подружек».
-Можно ли сказать, что Света и Поля играли дружно? Почему вы так думаете?
-Были ли споры между девочками?
-Почему спор не перешел в ссору? (Девочки смогли уступить друг другу, договориться о дальнейшей игре).
Ребята, если во время игры возникает спор, нужно уступить, договориться так, чтобы никому не было обидно.
4) Беседа: к чему ведут ссоры
Слушается стихотворение А. Шибаева «Подружки».
-Почему подружки поссорились?
-Что произошло в результате ссоры?
Слушается рассказ Л. Толстого «Лошадка».
-Почему мальчики поссорились? (они не хотели играть вместе).
-О чем пожалели мальчики, когда мама забрала у них коня?
-Как вы думаете, что стали делать мальчики, когда лишились игрушки?
Теперь вы знаете, что ссора мешает игре?
5) Беседа: правила дружной игры
Ребята, а вы знали, что правила игры учат решать спорные вопросы и избегать ссор.
Слушается рассказ «Домино».
-Ребята играли дружно?
-Как вела себя Аня?
-Что помогло детям продолжить игру, когда Витя захотел вернуть себе ход? (Они не стали ссорится, а договорились о новом правиле игры).
-Почему Аня вела себя плохо? (Она не понимала правил игры).
-У всех ли игроков есть возможность выиграть? Стоит ли обижаться на выигравшего?
Ребята, расскажите, что вы чувствуете, когда проигрываете? Или когда выигрываете? Когда вы выигрывали, вам хотелось подразнить проигравшего? А как вы себя чувствуете, когда вас дразнят за проигрыш?
Ребята, давайте мы с вами придумаем «Правила дружной игры»:
1) знать правила игры и следовать им;
2) не злиться на проигрыш;
3) не дразнить проигравшего;
4) спор, возникший во время игры, решать, опираясь на правила.
6) Беседа: как жить дружно без ссор
Ребята, а давайте попытаемся разобраться в причинах ссор.
-Поднимите руку, у кого из вас есть друг!
-Во что вы вместе играете? Ходите ли вы на прогулку? Помогаете ли вы друг другу?
-Когда друга нет рядом, вам скучно?
-Ссоритесь ли вы с друзьями? Почему? Если вы поссорились, что надо сделать, чтобы сохранить дружбу? (Помириться).
Слушается рассказ В. Орлова «Кто кого».
-Это история смешная или грустная?
-Над чем тут можно посмеяться? (Ребята забыли, из-за чего подрались).
-А что в этой истории грустного? (Ребята поссорились и подрались из-за пустяка, неизвестно из-за чего).
-А как вы миритесь с друзьями, если у вас случаются ссоры?
7) Беседа: каждая ссора красна примирением
-Вспомните, когда слова «извини», «я не хотел обидеть», «прости, пожалуйста» помогли вам помириться.
-Вспомните, когда слова извинения помогли вам избежать наказания (получить прощение).
-Мы поняли, что вежливые слова помогают сохранить дружбу, доставить другому радость, предотвратить ссору («Доброе слово радует, недоброе огорчает»). Но все ли умеют прощать и таким образом сохранять добрые отношения?
Слушается сказка А. Нееловой «Тысячецвет».
-За что тысячецвет рассердился на ручеек?
-Так ли сильно провинился ручеек, чтобы выслушивать такие слова, как «гадкий», «убирайся», «не хочу с тобой играть»? (Можно еще раз прочитать этот отрывок).
-А как поступил ручеек? (Извинился. Сказал, что нечаянно брызнул на цветок).
-За что ручеек обиделся на тысячецвет? Что он сделал от обиды?
-Когда и почему цветок вспомнил о ручейке?
-Какие слова готов был сказать цветок, чтобы вернуть друга?
-Какой конец у этой сказки? Что вы почувствовали?
8) Беседа: урок дружбы
Случается рассказ М. Пляцковского «Урок дружбы».
-Почему Чику стало стыдно?
-Почему Чик решил никому не давать пшена из посылки бабушки? (Жалко. Он по жадничал, хотя у него был целый ящик пшена).
-А как поступил Чирик, когда нашел десять зернышек? Почему он так поступил? (Он хороший и добрый друг).
-Почему рассказ называется «Урок дружбы»?
8) Беседа: Кто кого обидел?
Слушается рассказ И. Бутмана «Снежки» .
-Почему Рома обиделся? (Он не смог попасть снежком в Таню).
-Как Рома решил отомстить Тане?
-Прав ли был Рома?
-Можно ли сказать, что Рома хороший друг?
-Почему нам хочется посмеяться над Ромой?