Алёна Ходыкина
Этапы развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум "Фонематический слух-основа правильной речи" был проведен для педагогов с целью знакомства с этапами развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста и игровыми упражнениями, способствующими его развитию на определенном этапе.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Фонематический слух. Консультации для педагогов
- Темочки
Фонематический слух – это способность человека слышать и узнавать фонемы родного языка, т. е. различать все звуки речи.
Рассмотрим игровые упражнения для развития фонематического слуха на каждом этапе.
1 этап. Различие неречевых шумов.
Игра «Шумящие мешочки»
Вместе с детьми насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Дети должны угадать по звуку потряхиваемого мешочка или коробочки, что внутри.
Игра «Волшебная палочка»
Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в группе. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску.
2 этап. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
Игра «Громко-тихо»
Договоритесь, что дети будут выполнять определённые действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо.
Игра «Три медведя»
Дети отгадывают за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
3 этап. Различение слов, близких по звуковому составу.
Игра «Слушай и выбирай»
Перед детьми картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
Игра «Верно-неверно»
Взрослый показывает детям картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача детей - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
4 этап. Дифференциация слогов.
Игра «Иностранец"
Предложите ребенку знакомые фразы заменить слоговыми цепочками, как будто это иностранный язык и пообщаться между собой на новом языке.
Игра "Попугай"
Ребенок за взрослым повторяет слоговые цепочки.
5 этап. Дифференциация фонем.
Игра "Кто внимательный"
Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ.
Игра "Поймай звук"
В начале игры взрослый называет звук. Ребенок, услышав нужный звук должен хлопнуть в ладоши или выполнить другое, заранее условленное действие.
6 Этап. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Игра "Найди звук"
Предложите ребенку рассмотреть какую-нибудь сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный вам звук, например «с».
Игра «Отгадай слово»
Детям предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово.
Развитие фонематического слуха у дошкольников отражает способность ребенка правильно различать звуки, произносить слова, не путать слоги, а также, свидетельствует о готовности ребенка к чтению и письму.