Елена Претцер
Этапы работы с картиной в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Общие требования к организации работы с картиной:
1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется прово-дить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объек-тов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обя-зательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
Публикация «Этапы работы с картиной в ДОУ» размещена в разделах
5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный.
Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
Как это сделать? – с помощью различного вида инструментария. Что нам это дает?
Систематическое использование ребенком разных инструментов при работе с кар-тиной позволяет ему:
- практически исследовать пространство картины и формирует наблюдательность;
- формирует пространственные эталоны;
- способствует развитию тонкой (мелкой) моторики кисти руки;
- формирует один из важных этапов речи - предречевой мыслекод (этап, на кото-ром, выделяя что-то с помощью инструмента, ребенок совершает умственную опе-рацию, определяющую направление грядущего высказывания, но еще не оформ-ленную в слове, что в дальнейшем влияет на формирование связной речи.
Интегративные знания и умения.
ЭТАПЫ
1. Первым этапом работы с картиной является – определение жанровой принадлежности.
КАКАЯ работа ведется по ознакомлению с жанрами живописи.
Игры, беседы,
«Раз, два, три к пейзажу, портрету, натюрморту… беги», «Четвертый лишний», «Объедини в груп-пы» … «Раз, два, три, натюрморт покажи»
2 этапом работы является определение места пейзажа. Основной целью данного этапа явля-ется: научить определять описываемое место в пейзаже
- Как вы думаете, какое место изображено на выбранной вами картине? Какой это пейзаж по месту? (природный, городской, сельский и т. д.). На пособии выставляется значок, изображающий этап работы.
Целью 3 этапа является выделение объектов на картине и подбор как можно больше признаков к каждому объекту.
Нужно выделить не только объекты, изображенные на картине, но и назвать их признаки. На этом этапе работы с картиной педагог не только обращается к чувственному опыту детей, но и активизирует и расширяет словарь прилагательных.
Задание: Выделите объекты на картине и подберите как можно больше признаков к каждому объекту. На этом этапе работы с картиной можно предложить дошкольникам следующие игры:
1. «Подзорная труба». Предложить рассмотреть картину через «подзорную трубу» и назвать уви-денный объект (яркое солнце, хмурая туча, серый снег).
2. Предложить сосчитать объекты на выбранной картине.
3. Игра «Раз, два, три к дереву беги», повторить несколько раз меняя объект (вода, солнце и т. д.).
4. Игра «Найди сходства и различия».
5. Игра «Найди самый большой и самый маленький объект».
- Давайте попробуем посмотреть в подзорную трубу и определить объекты, изображенные на кар-тине и подобрать к ним признаки, определения. Для определения деталей одного объекта использу-ются приемы "Аукцион", "Охота за подробностями", "Кто самый внимательный" и др.
Дидактическая игра «Фотографирование».
6. Использован прием фантазирования (Фантастические преобразования объектов, по какому-либо признаку) с помощью волшебников:
1. Волшебник Увеличения- Уменьшения
2. Волшебник Объединения- Деления
3. Волшебник Изменения
4. Волшебник Наоборот
Приемы типового фантазирования адаптированы для работы с дошкольниками и в результате появились Волшебники: Раздели, Соедини, Представь, Забегай, Отставай, Оживляй.
4 этап можно назвать ДЕЙСТВИЕ. Картина – это застывший пейзаж. Но, когда художник писал картину, на этом месте происходили какие-то действия. Только самый внимательный может их отыскать. Проигрывая эту игру, ребенок обращается к своему опыту, к тем знаниям и представлениям, которые он приобрел на прогулках, в наблюдениях, в беседах, включает в работу свое воображение.
Задание: Найдите спрятанные действия на вашей картине. Значок предлагает определить время года и часть суток. Не просто определить, но и доказать, почему вы так думаете. Например, на картине изображена ранняя весна, потому что… На картине изображен день, потому что….
Работая с этим значком, можно предложить дошкольникам игру «Что сначала, что потом».
Давайте попробуем назвать действия, спрятанные в картине.
5 этап «Что на что похоже?» Следующий значок предлагает поиграть в одну из любимых у детей игр «Что на что похоже?»
Задание: Найдите, что на что похоже в ваших картинах? Дошкольники сравнивают объекты картины с другими объектами.
На этом этапе идет составление метафор.
Метафоры – употребление слова в переносном значении, на основе сходства каких-либо отношений или явлений.
Дети выделяют объект на картине и сравнивают его по какому-либо характерному признаку с другим объектом. Например, эти белоствольные березы похожи на стройных девушек. У данного объекта обозначить место – лес. Не называя выделенный объект, надо соединить сравнение и место этого объекта в речевой фразе: «Белоствольные девушки леса». Построить предложение: «Белоствольные девушки леса отражаются в воде».
6. На следующем этапе работы с пейзажем в гости приходят Волшебная Рука, Волшебное Ухо и Волшебный Нос, которые помогут услышать звуки, почувствовать запахи, ощутить рукой и т. д. Для формирования умения характеризовать объекты на основе восприятия органами чувств используется прием «вхождения в картину».
Этот этап предполагает большую предварительную работу по обогащению эмпирического опыта дошкольников. Дети должны потрогать и почувствовать температуру талой воды, пропитанный влагой снег, шершавость коры сосны, мягкость и шелковистость майской травы. Они должны ощутить запах мартовского снега, молодой травы; послушать журчание ручья, крики птиц и т. д.
На этом этапе работы с картиной дети составляют речевые зарисовки. Педагог побуждает детей к передаче собственного отношения к объектам, используя фразы: «Я слышу, как…», «Здесь пах-нет…», «Когда я трогаю руками…». Речевые зарисовки составляются как от лица ребенка (гостя картины, так и от лица одного из объекта картины.
Педагог должен побуждать детей к использованию в речи слов и выражений, передающих различное ощущение.
Задание: К вам в гости пришла Волшебная Рука. Представьте, что вы находитесь в картине, какие тактильные ощущения вы испытываете? К вам в гости пришел Волшебный Нос, какие запахи вы улавливаете? К вам в гости пришло Волшебное Ухо, какие звуки можно услышать в вашей картине?
7. На следующем этапе учим детей определять цвет картины. На этом этапе работы дошкольники узнают большой секрет: оказывается, у каждой картины есть основной, преобладающий цвет (может быть 2 и более). Чтобы определить основной цвет, нужно отойти от картины, прикрыть глаза и посмотреть на нее сквозь ресницы.
Задание: Определите основной цвет вашей картины. Как вы думаете, почему художник использовал именно этот цвет?
При описании цветовой гаммы пейзажной картины нельзя использовать прилагательные, обозначающие чистые основные цвета (зеленый, синий, красный). Зеленый цвет бывает разный: светло-зеленый, темно-зеленый, цвет молодой травки, ярко-зеленый, огуречный цвет, изумрудный цвет и т. д.
8. Настроение. Картины вызывают у каждого человека определенные эмоции: грусть, восхищение, удивление, радость, спокойное настроение, задумчивое, лучистое или тревожное настроение.
Детям предлагается выбрать модель настроения и прикрепить к выбранной картине. Можно предложить 2-3 детям аргументировать свой выбор: «Когда я смотрю на картину, мне становится немного грустно, потому что…»
Метод музыкального сопровождения и сопровождения художественным словом
В стихах, в музыке всегда передаётся настроение человека. И тот, кто пишет о природе – звуками, красками, словами – невольно наделяет её теми чувствами, что испытывает сам.
При восприятии детьми художественного произведения звучит музыка, характер, настроение ко-торой созвучно настроению картины, т. е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Это в свою очередь облегчает процесс восприятия, делает его более глубо-ким, утонченным.
В. А. Сухомлинский писал: «Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков — важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты ду-ши. Музыкальная мелодия пробуждает у детей яркие представления. Мелодия — это язык челове-ческих чувств.»
Музыка может предварять восприятие картины, тогда воспитатель спрашивает, догадались ли де-ти, что или кто изображен на полотне, которое мы посмотрим сегодня. Музыка может быть фоном для рассказа воспитателя и детей об изображенном объекте, что придает речи интонационную окраску и вызывает эмоции детей.
9. Сказка. В каждой картине зашифрована какая-то история. Золотой ключик спрашивает, какая история может здесь жить?
Задание: Выберите сказочных героев и поместите их на картине.
10. Последний значок предлагает составить рассказ и дать название своему рассказу и картине.
Уже с пятилетнего возраста рекомендуется вводить детей в неповторимый мир живописи. Восприятие пейзажной живописи будет развивающим, если оно происходит параллельно с любованием характерными состояниями природы.
прием одновременного рассматривания двух картин разных художников на одну и ту же тему. Можно дать детям «Лес в снегу» Л. Бродской и «Зиму» И. Шишкина, «Березовую рощу» А. Куин-джи и «Березовую рощу» И. Левитана. При одновременном рассматривании двух картин, нужно об-ратить внимание на средства выразительности у одного и у другого художника. Ознакомление с произведением живописи через сравнение позволяет дошкольнику глубже вникнуть в содержание произведений, по-новому увидеть их. Воспитатель может сказать: художники по-разному видят и по-разному показывают, так же как и вы по-разному видите эти картины. Давайте посмотрим, как увидел и показал в своей картине березовую рощу Левитан и как ее увидел художник Куинджи. Можно задать такие вопросы: Как оба художника показали, что день солнечный? Одинаково ли написаны обе картины? Повторный показ картины. Первое знакомство с картиной часто не произ-водит глубокого впечатления, оно бывает неясным, расплывчатым. Повторное восприятие поможет лучше, полнее, глубже воспринимать произведение. Однако повторный показ должен обязательно вносить что-то новое. В противном случае дети скажут: «А мы ее уже смотрели», «А давайте другую смотреть»