Приложение МААМ

Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников

Татьяна Нетёсова
Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников.

Дошкольное детство -  важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов.

Публикация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников» размещена в разделах

Видный советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии – Лев Семенович Выготский утверждал, что дошкольный возраст является начальным этапом становления познавательной деятельности. К познавательным процессам ребенка дошкольника относится : восприятие, память, мышление, внимание, речь, воображение. Л. С. Выготский считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть память и наглядно-образное мышление.

Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные процессы. Память в этом возрасте приобретает доминирующую функцию среди других познавательных процессов. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал.  Память – это сложный психический процесс, определяющийся как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта.

Русский и советский философ, педагог и психолог Павел Петрович Блонский высказал свою теорию о строении памяти ребенка, разделив ее на четыре временные составляющие.

1 стадия - моторная (двигательная) – представляет собой условные рефлексы, начиная с первых движений новорожденного.

2 стадия - эмоциональная память ребенка, которая основана на запоминании информации и ее усвоении в виде эмоций, вызываемых этой информацией.

3 стадия - по ходу формирования сознания и развития образности мышления ребенка его память становится образной, где информация хранится в виде образов и понятий.

4 стадия - по мере развития общения, память становится словесной.

Мышление – высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Основная линия развития мышления это переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода дошкольного детства — к словесно-логическому мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) в терминологии швейцарского психолога Жана Пиаже.

Мышление ребенка-дошкольника во многом определяется его памятью. Мыслить для дошкольника – значит вспоминать, т. е. опираться на свой прежний опыт или видоизменять его.

В старшем дошкольном возрасте ребенку проще всего развиваться, если взрослые подают ему знания в виде игры.

Этапы развития мышления от младшего до старшего дошкольного

возраста (по Н. Н Поддькову).

1. Ребенок еще не в состоянии действовать в уме, но уже способен с помощью рук, манипулируя вещами, решать задачи в наглядно-действенном плане.

2. В процесс решения задачи ребенком уже включена речь, но она используется им только для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно-действенном плане. В основном же ребенок по-прежнему решает задачи «руками и глазами», хотя в речевой форме им может быть сформулирован результат выполненного практического действия.

3. Задача решается в образном плане через манипулирование образами объектов. Здесь осознаются и могут быть словесно обозначены способы выполнения действий, направленных на решение поставленной задачи. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, не отделенного еще от выполнения реального практического действия.

4. Задача решается ребенком по заранее составленному и внутренне представленному плану. В его основе — память и опыт, накопленные в процессе предыдущих попыток решения подобного рода задач.

5. Задача решается во внутреннем плане (в уме) с последующим выполнением той же самой задачи в наглядно-действенном плане с целью подкрепить найденный в уме ответ и далее сформулировать его словами.

6. Решение задачи осуществляется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения без последующего обращения к практическим действиям с предметами.

ВНИМАНИЕ-Существуют противоречивые точки зрения по поводу проблемы внимания. Некоторые психологи утверждают, что внимание не является самостоятельным психическим процессом, а выступает как составная часть других, более сложных психических процессов.

По мнению выдающегося советского психолога Петра Яковлевича Гальперина:

«Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности».

Другие психологи считают, что внимание - это отдельный психический процесс, т.  к. он имеет свои закономерности и свойства.  

Внимание - это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других. Учитывая при этом процессе участие или неучастие воли, можно выделить произвольное, непроизвольное и послепроизвольное внимание.

Воображение – это способность сознания создавать образы, представления, и манипулировать ими.  

Возникновение и развитие воображения тесно связано с формированием других познавательных процессов, прежде всего мышления. Воображение неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий.

Одной из основных функций воображения является защита личности, компенсация негативных переживаний. Аффективное воображение - это воображение, которое помогает ребенку справиться со своими сильными переживаниями и защитить свое «Я». Ребенок создает внутри себя миры, где он может создать компенсаторные ситуации (например, воображает себя динозавром, или могущественной феей, великаном и так далее).

Восприятие – процесс отражения в сознании человека целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие является одним из ведущих познавательных процессов дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию к новой обстановке, полноценное физическое и психическое развитие.

Советский и российский психолог Леонид Абрамович Венгер исследовал и описал этапы развития детского восприятия.

1 этап - работа с сенсорными эталонами формы и цвета.

2 этап – знакомство с пространственными свойствами предметов с помощью глаз и ориентировочно-исследовательских движений рук.

3 этап – внешнее восприятие предмета превращается в умственное.

РЕЧЬ-В дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения - монологи, рассказы. В них он передает другим не только то новое, что он узнал, но и свои мысли по этому поводу, свои замыслы, впечатления, переживания. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия. В произносимых для самого себя монологах он констатирует затруднения, с которыми столкнулся, создает план последующих действий, рассуждает о способах выполнения задачи.

В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью.

Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи.

К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, к окончанию дошкольного детства язык для ребенка становится действительно родным.

Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников

I. Развитие памяти и внимания1. На столе выставлены игрушки (две, три, четыре, пять… — количество наращивать постепенно). Ребенок проговаривает их названия. Потом он закрывает глаза, а взрослый убирает одну игрушку (потом можно убирать 2-3). Открыв глаза, ребенок определяет, чего не стало. 2. На том же материале меняется задание. Взрослый добавляет одну, потом 2-3 игрушки. Ребенок должен угадать, что добавилось. 3. Поставить несколько игрушек и предложить ребенку запомнить, в каком порядке они стоят. Ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает игрушки. Предложить ребенку выставить их в правильном порядке. 4. Подобрать знакомые картинки из одной тематической группы (одежда или мебель, фрукты, овощи и т. д.). Быстро показать ребенку 2-3 картинки из общей стопки. Затем разложить все картинки перед ребенком. Он должен назвать или показать те, которые уже видел. 5. Взрослый называет 2 (3-4) слова, а ребенок среди картинок выбирает те, которые соответствуют данным словам. 6. Ребенок должен внимательно прослушать названные слова, запомнить их, потом повторить. Сначала дается 2 слова, потом 3, 4, 5. Например: стол, стул; стол, стул, диван; стол, стул, диван, шкаф (к 6-7 годам называть до 10 слов).7. Показать ребенку сюжетную картинку. Затем, перевернув ее, ребенок должен вспомнить и назвать как можно больше предметов. 8. Предложить ребенку карточку с нарисованными геометрическими фигурами. Он должен зачеркнуть все кружки или все квадраты и т. д. 9. По просьбе взрослого ребенок рисует три домика: маленький, средний и большой. Затем на другом листке бумаги он должен нарисовать домики в обратной последовательности. 10. Показать ребенку рисунки, а он должен догадаться, что забыл нарисовать художник (у куклы — ногу, у белки — хвост, у собаки — ухо и т. д.)11. Взрослый выкладывает из счетных палочек или спичек фигуры (сначала простые, затем сложные). Ребенок должен сложить такую же фигуру сначала по образцу, а затем по памяти.

Игры и игровые упражнения на развитие психических

процессов у дошкольников.

Развитие мышления1. На столе разложены картинки, относящиеся к разным темам: одежда, мебель, фрукты, игрушки… Ребенку предлагается разложить картинки по стопочкам: что мы едим, надеваем и т. д. 2. Выложить ряд картинок, в котором 3-4 картинки относятся к одной теме, а одна — лишняя. Например: лук, картошка, капуста, машина. Ребенок должен выбрать и отложить лишнюю картинку, а также объяснить, почему она лишняя. 3. Предыдущее задание усложняется: даются картинки из близких групп. Например: шапка, платье, кофта, шуба; медведь, волк, лиса, кошка. 4. Работа с разрезанными картинками. Сначала дается картинка, разрезанная на 2-3, потом больше частей. 5. Для складывания предлагается разрезанная двухсторонняя картинка (на одной стороне — кошка, на другой — собака; корова — лошадь; утка — курица).6. Показать первую часть из разрезанной картинки и предложить отгадать весь предмет (разрезать на 2-4 части)Развитие знаний о форме, цвете1. Положить шарики или кубики разного цвета. Ребенок должен отобрать предметы заданного цвета. 2. Среди шариков одного цвета найти большой, средний, маленький. 3. Среди шариков и кубиков разного цвета и величины найти заданный (большой синий кубик, маленький зеленый шарик).4. На картинке нарисованы две бабочки: одна с раскрашенным левым крылышком, вторая — совсем нераскрашенная. Надо определить различие, а затем сделать бабочек одинаковыми. 5. На картинке — яблоня с плодами желтого и зеленого цветов. На траве — контуры нераскрашенных яблок. Раскрась их в желтый и зеленый цвета. Определить, каких яблок больше: желтых или зеленых.

Развитие воображения. Игра "Пантомима".Эта игра предназначена для развития воображения и творческих способностей. Попросите ребенка изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет (поезд, машину, чайник, самолет) или какое-нибудь действие (умывание, расчесывание, рисование, плавание).Поиграйте в "угадайку" : ребенок угадывает, что вы изображаете, а затем наоборот - вы должны догадаться, что изображает ребенок. Упражнение на развитие зрительного воображения. Ребенку предлагается рисунок с разными незаконченными изображениями, которые он должен дорисовать. Стимулируйте фантазию ребенка. Упражнение "Точки".Покажите ребенку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Предложите ему самому нарисовать что-либо, соединяя точки. Использовать можно любое количество точек. Упражнение "Комбинирование".Придумайте и нарисуйте вместе с ребенком как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат. Каждую фигуру можно использовать многократно, а какую-то фигуру не использовать вообще. Размеры фигур можно менять.  Упражнение на развитие вербального (словесного) воображения. Предложите ребенку игру: "Попробуй представить, что будет, если. Например, представь себе, что кошки научились говорить! Или открыли детский сад для собачек" и т. д. Чем больше развита фантазия у ребенка, тем больше он предлагает интересных вариантов. Игра "Разговор с руками". (Форма проведения – индивидуальная). Цель: научить контролировать свои действия, развитие воображения. Ход игры: Обвести на листе силуэт ладоней. Затем предложить ребенку «оживить» ладошки – нарисовать им глазки, ротик, шляпы, причёски. Можно раскрасить определенным цветом каждый пальчик. После выполнения этой работы можно начать беседу с пальчиками, спросить: «Как вас зовут?» (может ребёнок придумает свои имена пальчикам, «Что вы любите делать?», «Чего вы не любите?», «Какие вы?». При этом необходимо подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислить что, но иногда не слушаются своего хозяина.

Развитие восприятия. Упражнение на развитие восприятия геометрических фигур. Ребенку предлагается рисунок с изображением различных геометрических фигур. Попросите назвать фигуры, которые знает ребенок, подскажите ему названия тех фигур, которые он еще не знает. В следующий раз попросите его нарисовать те фигуры, которые вы ему назовете (круг, квадрат, прямоугольник, четырехугольник, треугольник, эллипс, трапеция).Упражнение на развитие точности восприятия : «Дорисуй фигуры» .Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать их. После этого пусть ребенок назовет фигуры. Упражнение на развитие цветоразличения. Подберите разноцветные картонки, кубики, карандаши, фломастеры, лоскутки и т. д. Попросите ребенка назвать цвета, подскажите ему, если он не справляется. Повторяйте это упражнение до тех пор, пока ребенок не освоит эту цветовую гамму. Упражнение на развитие представлений о частях суток. Подготовить рисунки, посвященные каждому времени суток, - утро, день, вечер, ночь. Затем ребенку задают вопросы: "Что ты делаешь утром? Когда ты приходишь в детский сад? Что ты делаешь утром в детском саду?" и т. д. После этого покажите ребенку картинки и спросите, о каком времени суток идет речь на каждой. Ребенок справляется с этим заданием. После этого предложите ему разложить самостоятельно эти картинки в соответствии с последовательностью частей суток. Расспросите подробнее, что делает ребенок в каждую часть суток. Упражнение на развитие пространственных представлений. Подготовьте заранее: 5 игрушек (например, куклу, зайчика, мишку, уточку, лису); картинки с изображением 9 предметов, расположенных столбиками по 3; лист бумаги в клеточку, карандаш. Предложите ребенку выполнить несколько заданий:1. Показать правую, левую руку, ногу; правое, левое ухо. 2. На столе перед ребенком располагают игрушки следующим образом: в центре - мишка, справа - уточка, слева - заяц, впереди - кукла, сзади - лиса, и просят ответить на вопросы о расположении игрушек: "Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед мишкой? Какая игрушка позади мишки? Какая игрушка стоит слева от мишки? Какая игрушка справа от мишки?"3. Ребенку показывают картинку и спрашивают о расположении предметов: "Что нарисовано в середине, вверху, внизу, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, в правом нижнем углу?"4. Ребенка просят на листе бумаги в клетку нарисовать в центре - круг, слева - квадрат, выше круга - треугольник, ниже - прямоугольник, над треугольником - 2 маленьких кружка, под прямоугольником - маленький кружок. Задание ребенок выполняет последовательно. 5. Игрушки располагают слева и справа, впереди и позади ребенка на расстоянии 40-50 сантиметров от него и предлагают рассказать, где какая игрушка стоит.

Развитие речи. Игра «Цепочка слов» Суть игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов. Например, исходное слово «кошка». Вы задаё те вопрос: Кошка бывает какая?Пушистая, ласковая, разноцветная. Игра «Дополни предложение" Основное правило этой  в том, чтобы к определенному слову добавлять еще одно, дальше к получившемуся словосочетанию — еще одно слово и т. д. Причем каждый раз нужно повторять фразу целиком. Слова можно добавлять не только к концу фразы, но и в начало и в середину — лишь бы общий смысл только прибавлялся деталями.  Например, исходное слово «солнце».  светило солнце;ярко светило солнце;на небе ярко светило солнце; и т. д.  «Назови игрушку» Цель игры: формировать у ребёнка умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия. «Найди первый звук» Цель: учиться четко выделять в слове первый звук, например «с».Для этой игры нужна машина и разные игрушки, но среди них обязательно должны быть слон и собака. Взрослый предлагает ребенку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука «с» (слон, собака).«В гостях у лесника» Цель: упражняться в подборе однокоренных слов, побуждать детей к составлению творческого рассказа. Скороговорки для развития речи у детей были придуманы еще в старину. Повторение и перестановка одних и тех же букв или слогов, трудных для произношения, - прекрасное дополнение для детских занятий по развитию речи.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников» (раннего возраста, дошкольного возраста) Ранний возраст:Память. С предметами: «Убери лишнее?» Развивать восприятие цвета, умение обобщать предметы по признаку цвета. Развивать внимание,.

Книга из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессовКнига из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессов Представляю вашему вниманию многофункциональную, развивающую книгу из фетра и ткани. Данное дидактическое пособие разработано и изготовлено.

Геометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работыГеометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работы Такое распространенное и доступное дидактическое средство как мозаика известно каждому педагогу. Мозаика может быть абсолютно разной –.

Игры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализуИгры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу У меня уже была публикация «Игрушки-шнуровки своими руками». Детям нравится заниматься с яркими, приятными на ощупь шнуровками. Малыши.

Консультация для педагогов «Особенности и этапы устного выступления»Консультация для педагогов «Особенности и этапы устного выступления» Умение публично выступать достигается упорным трудом в сочетании с врожденными данными. Публичная речь- это средство достижения деловых.

Фотоотчет о мастер-классе для родителей «Игры и упражнения для развития речи и психических процессов» в рамках темы «Транспорт»Фотоотчет о мастер-классе для родителей «Игры и упражнения для развития речи и психических процессов» в рамках темы «Транспорт» В нашем детском саду в разных возрастных группах ежегодно проводятся мастер-классы для родителей "Игры и упражнения для развития речи и.

Мягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольниковМягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольников Мягкая книга Цели:1. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зренияОсобенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

Весёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессовВесёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессов Нарушения в формировании фонетико-фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняют овладение программой по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников
Опубликовано: 18 мая 2023 в 21:38
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Нетёсова (УИ 3250312) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД