Марина Горина
Этапы, формы и способы адаптации ребенка к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Этапы, формы и способы адаптации ребенка к ДОУ
Воспитатель — Горина М. В.
Обозначив наиболее важные причины, которые осложняют процесс адаптации ребенка и негативно влияют на его привыкание к детскому саду, охарактеризуем этапы, формы и способы адаптации ребенка к ДОУ.
Этапы адаптации по Соколовской Н В :
1 этап. Подготовительный (апрель-май).
2 этап. Наблюдение (июнь-август).
Публикация «Этапы, формы и способы адаптации ребенка к ДОУ» размещена в разделах
3 этап. Анализ и выводы (сентябрь-октябрь) .
Особенностями первого этапа выступают работа с родителями и организация медико- психолого-педагогической службы в период адаптации ребенка
Цели и задачи второго этапа :
поэтапный прием детей в группу;
постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;
наблюдение за детьми в период адаптации :
организация консультаций для родителей;
разработка индивидуального режима для каждого ребенка;
оформление листов адаптации, оценка уровня нервно-психического развития детей
Цели и задачи третьего этапа :
обработка результатов: анализ адаптационных листов, анализ индивидуальных карт развития;
выявление детей с тяжелой степенью адаптации;
индивидуальная работа с детьми;
рекомендации родителям и педагогам по проведению коррекционно-развивающих занятий (игр) с детьми;
внесение изменений в существующую модель работы.
В процессе адаптации ребенка в ДОО также используют такие формы и способы адаптации детей как :
1. Элементы телесной терапии (обнять, погладить).
2. Исполнение колыбельных песен перед сном - колыбельные - первые уроки родного языка для ребенка.
3. Релаксационные игры (песок, вода) - релаксация - это снятие напряжения, расслабление, отдых.
4. Сказкотерапия.
5. Музыкальные занятия и развитие движений.
6. Игровые методы взаимодействия с ребенком.
Педагогические условия адаптации детей раннего возраста:
приближение домашнего режима дня к режиму детского сада;
приучение ребенка к процедурам питания, использованные детским садом;
активное участие родителей в адаптационном процессе;
полная осведомленность о ребенке и его семье;
взаимодействие: родители - педагог - ребенок;
учет индивидуальных психологических особенностей;
совместная игровая деятельность;
приучать ребенка к новым условиям детского сада постепенно;
использование интерактивных форм взаимодействия с родителями;
осуществление адресного педагогического просвещения (на основе индивидуальных запросов и потребностей).
Воспитатель занимает важное место в жизни ребенка, так как именно он является проводником в новый для ребенка мир. И для того, чтобы адаптация ребенка к детскому саду прошла успешно, воспитателю нужно помнить несколько правил.
1. При знакомстве с ребенком, его родителями воспитатель должен выяснить:
– какие привычки сложились у ребенка дома в процессе еды, засыпания и т. д. ;
– как называют ребенка дома;
– чем увлекается ребенок;
– какие особенности поведения радуют и настораживают родителей
2. Воспитатель должен непременно ознакомить родителей с ДОУ, показать группу, ознакомить с режимом дня в детском саду и обратить внимание на то, насколько домашний режим ребенка отличается от режима в детском саду.
3. Дать практические педагогические рекомендации родителям, оказать им психологическую, методическую помощь и поддержку по адаптации ребенка к условиям ДОУ.
4. Необходимо всегда показывать исключительно приветливость и дружелюбие при приходе ребенка в группу.
5. Необходимо обеспечить стабильность педагогического состава на весь период пребывания детей в ДОУ.
6. Воспитатель должен помнить, что для ребенка главное в период адаптации получать максимальное удовольствие от общения со взрослыми и сверстниками, которые его окружают.
В заключении хотелось бы сказать о том, что важно помнить - адаптация требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. Успешная адаптация ребенка в детском саду зависит как от воспитателя, так и от родителей.
Правильно организованная среда помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе. Группа должна стать вторым домом для ребенка, в котором уютно и радостно.
Только при совместных усилиях родителей, воспитателей и специалистов ДОУ, адаптация маленького человека пройдет мягко и безболезненно. Ребенок войдет в большой мир людей уверенно и с открытой душой.
И, конечно, не нужно забывать чаще говорить ребенку, что вы его очень любите, скучаете без него и обязательно проводить как можно больше времени, свободного от детского сада и работы, вместе.