Елена Рожкова
Выступление на общесадовом родительском собрании по теме «Формы и способы формирования изобразительного творчества детей ДУ»
▼ Скачать + Заказать документы
С помощью каких форм и способов мы развиваем творческие способности детей в нашем дошкольном учреждении? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала надо понять толкование словосочетания изобразительная деятельность.
Изобразительная деятельность - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для творческой активности. Дети рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев, декоративные узоры и т. д. Им доступно использование различных выразительных средств (цвет, форма, размер и т. д.). Дети дошкольного возраста в состоянии выражать с помощью цвета своё отношение к предметам. Занятия рисованием способствуют эмоциональному развитию. Дети осваивают способы смешения красок, приёмы осветления и затемнения цвета; знакомятся с различными нетрадиционными техниками рисования, способствующими развитию воображения, фантазии.
Публикация «Выступление на общесадовом родительском собрании по теме „Формы и способы формирования изобразительного творчества детей ДУ“» размещена в разделах
Все занятия в нашем дошкольном учреждении, включая изобразительную деятельность (а к ней относятся лепка, рисование, аппликация) планируются и проводятся с учетом возрастных особенностей. Продуктивность создания изобразительных образов осуществляется путё м: 1. Игровой мотивации, побуждающей детей к оказанию помощи конкретному игровому персонажу:
• приход любых персонажей кукольных, это сказочное письмо от героев которым нужна помощь и т. д. ;
2. Любви детей к сказкам, и, прежде всего, к сказкам с продолжением.
В работе с детьми в основном мы используем изобразительные материалы : (гуашь, акварельные краски, пастель, восковые мелки, мел для рисования на асфальте, кисти разной величины, ватные палочки, мятую бумагу и многое другое) техника работы с которыми не вызывает особого труда у детей дошкольного возраста.
При подборе изобразительных материалов необходимо учитывать возраст детей, мы работаем по программе ООП нашего дошкольного учреждения на основе программы "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС.
В свой работе по данному направлению я изучила вариативную программу И. А. Лыковой "Цветные ладошки", с помощью которой развиваются творческие способности ребенка. Эта программа очень доступна детям, очень понятна. Эта программа оснащена наглядно-методическими пособиями:
- тематическими плакатами;
- дидактическими схемами последовательных действий (технологическими картами);
-серией альбомов для детского творчества;
Нам, взрослым необходимо развивать в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой-богатой или бедной - будет его духовная жизнь. Чтобы прививать любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, можно использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков. В нашем детском саду регулярно проходят выставки детского творчества, на соответствующую тематику времён года. Общие работы детей выставляются в детском саду не только в музыкальном зале, на лестничной площадке, в каждой группе, но также и в персональной выставке в сотворчестве со взрослым. С большим удовольствием детям нравится участвовать в конкурсах как в нашем детском саду, так и на уровне районных и региональных конкурсах и завоёвывать призовые места.
Дети дошкольного возраста могут самостоятельно интегрировать виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами (бумагой, поролоном, ватными палочками, сухими листьями, инструментами (карандашами, кисточками) и другими материалами (колпачками, мыльными пузырями, перьями и т. д.) и в процессе освоения способов создания образа выразительности. Дошкольники разных возрастов с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или аппликации, изучают "на глаз" и тактильно (ощупывая руками) художественные материалы, формы поверхности : осваивают самыми разными приёмами особенности бумаги, красок, восковых мелков, природного материала.
Какие можно использовать виды способов нетрадиционного рисования детям дошкольного возраста, начиная с 2 лет?
Младшая возраст (с 2 до 4 лет)
- рисование жесткой кистью,
- рисование пальчиками,
- рисование ладошкой,
- ватной палочкой,
- отпечаток из картофеля,
- оттиск пробкой.
Средний возраст (с 4 до 5 лет)
- оттиск поролоном,
- оттиск из сухих листьев,
- восковые мелки + акварель,
- рисование мятой бумагой,
- монотипия предметная.
Старший и подготовительный возраст (от 5 до 7 лет)
- монотипия пейзажная,
- рисование зубной щёткой,
- расчёсывание краски,
- набрызг,
- воздушные фломастеры,
- кляксография с трубочкой,
- фотокопия - рисование свечой,
- граттаж чёрно-белый и цветной,
- рисование нитками,
- рисование солью и песком.
Чтобы детям было интересно заниматься нетрадиционными способами рисования, я знакомила их с Королевой Кисточкой, которая в сказочной форме рассказывала детям правила работы с кистью и красками; способами смешивания красок. Таким образом они осваивают на занятиях нетрадиционную технику рисования. Знакомила детей с такими видами нетрадиционной техники как:
*рисование жёсткой кистью ("Животные, деревья, ели, зимние пейзажи") *рисование пальчиками ("Ветка рябины",
*рисование ладошкой ("Птицы",
*рисование ватными палочками ("Ягоды, огоньки на ёлке",
*оттиск поролоном ("Животные, пейзажи",
*оттиск из сухих листьев ("Пейзажи",
*свеча + акварель ("Зимние пейзажи",
*рисование мятой бумагой ("Пейзажи",
*монотипия — («Бабочка»);
* рисование по - сырому ( фон: «Осеннее небо», «Весеннее небо», "Пейзажи");
*кляксография - («Природа», "На что похож предмет");
*рисование солью ("Пейзажи").
У меня был небольшой опыт провести с родителями своей группы мастер-класс на собрании "Семейная гостиная". (рассказать о нём)
В нашем детском саду программой предусмотрено проводить интегрированные занятия, которые передают эмоциональное состояние природы и человека ("Осеннее и весеннее небо", "Наше новогоднее настроение", "Пейзажи по временам года").
Например, когда мы рисуем под музыку ("Музыкальная фантазия", рассматривание картин, чтение художественных произведений известных авторов ("Рисование пейзажей").
Дети эмоционально откликаются на выразительные образы, радуются красивому предмету, рисунку, изобразительным материалам; видят эстетические проявления, средства выразительности, чувствуют эмоциональную выразительность форм, линий, цвета; могут высказать свою оценку, доступными средствами пояснить выбор предмета.
Любят создавать простейшие изображения (предметные, сюжетные и декоративные) на основе линий, штрихов, пятен, простых форм. Проявляют некоторую самостоятельность в выборе изобразительных средств и материалов.
Проявляют интерес к творческому экспериментированию, в связи с этим у детей повышается уровень развития художественно-творческих способностей.
Рекомендации родителям
Могу предложить родителям такие рекомендации для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, как для традиционных и нетрадиционных видов техники рисования.
В первую очередь нужно приобрести необходимые материалы:
- бумага белая и разных тонов, обои;
- толстые восковые и акварельные мелки;
- цветной мел, наборы красок, фломастеры, карандаши;
- книжки - раскраски, наклейки;
- трафареты;
- магнитная доска, мольберт;
- стаканчики для воды, палитры;
- кисти мягкие (тонкие и толстые, кисти жёсткие;
- материал для нетрадиционного рисования (трубочки, ватные палочки, штампики, печатки, поролон, крышки, мыльные пузыри и т. п.)
Также необходимо создать условия:
- материалы располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить;
- подготовить необходимые материалы для творчества и найти время для игры с ними;
- вызвать желание у ребёнка проявлять инициативу; проявлять терпение к неожиданным идеям и решениям;
- поддерживать ребёнка, когда он находиться в процессе творческого поиска, проявлять интерес к совместной продуктивной деятельности и экспериментированию с художественными материалами;
- проявлять симпатию к попыткам ребёнка выразить свои впечатления в продуктивной деятельности и желанию её понятной для окружающих;
- знакомьте его с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства;
-предлагайте рисовать всё, о чём ребёнок любит говорить;
-беседуйте с ним обо всём, что он любит рисовать;
- не критикуйте ребёнка и не торопите, наоборот, время от времени стимулируйте занятие ребёнка рисованием, хвалите своего ребёнка, помогайте ему, доверяйте ему, ведь ваш ребёнок индивидуален!