Татьяна Васильевна Родина
Эстетическое восприятие природы как фактор укрепления здоровья детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В данной статье делается попытка раскрыть ценность воспитания у детей дошкольного возраста способности эстетического восприятия природы с позиции укрепления индивидуального здоровья, поскольку восприимчивость ребенка к эстетике природы является надежной основой формирования соответствующих потребностей и умений.
Говоря о возможностях оздоровления детского организма с помощью средств окружающей природы, следует отметить ее непосредственное и опосредованное влияние. В первом случае идет разговор об укреплении физического здоровья и нервно-эмоционального, во втором – духовно-нравственного.
Публикация «Эстетическое восприятие природы как фактор укрепления здоровья детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Наше время предъявляет к процессу адаптации детей к окружающей среде повышенные требования, обрекая на различные «сбои». В условиях экологического кризиса нарушается гармонизация работы различных систем организма, и, прежде всего, имеющих адаптационное значение, например, таких как нервная, иммунная, и репродуктивная. Прогрессивные возможности социальной адаптации не только ослабили резервы биологической, но и в значительной мере отдалили нашего современника от его естественного окружения. В результате чего выросли поколения людей, полностью отчужденных от природы. Отчуждение от природы ведет к сенсорному дефициту и дисбалансу, что является основной причиной широко распространившихся неврозов, депрессий, психических заболеваний. Теряя гармонию с окружающим миром, человек теряет гармонию с самим собой. По словам В. И. Вернадского люди действительно забыли, что физическая и духовная жизнь неразрывно связана с природой и человек есть часть природы.
Воспитательно-оздоровительный потенциал природы трудно переоценить. При непосредственном общении природа снимает напряжение, стрессы и фобии, обеспечивает спокойствие и гармонизацию личности. Бесспорно, что для абсолютного большинства людей лечебное значение имеет уже непосредственное взаимодействие с природой; физический труд на природе; закаливание (хождение босыми ногами по земле); отдых, купание, загорание, воздушные ванны и т. д.
Даже однократное общение с окружающей природой через наслаждение красотой вызывает медитативное «единение» с ней и как ни что другое снимает разрушительные стрессы, обеспечивая психологически комфортное состояние, душевный покой через положительные эмоции.
Поскольку взаимодействие Человек – Природа осуществляется на основе эмоционального восприятия, представляется важным выделить «эмоциональное здоровье человека» как одну из моделей эмоциональной организации человека и как важнейшую составляющую «психологического здоровья человека». Эмоциональное здоровье человека обеспечивает единство функционирования уровней – ситуативно-ориентировочного, адаптационно-целевого, личностно-деятельностного. Эмоциональное здоровье позволяет сохранять целостное отношение к себе и к миру, преобразовывать отрицательные эмоции и порождать положительно окрашенные переживания. Эмоциональное здоровье – это определенного рода гипотеза жизни каждого человека, без которой невозможно понять умение преодолевать критические ситуации, выбирать режим функционирования, восстанавливать нарушенное равновесие, сохранять стабильность бытия.
Вышесказанное является основой воспитательного и лечебного воздействия природы.
В. А. Сухомлинскому принадлежат восхитительные слова: «Человек стал Человеком только потому, что увидел красоту вечерней зари, глубину лазурного неба, бесконечную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега - увидел и изумленный пошел по земле, создавая новую красоту. Перед Человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и пение кузнечика, журчание ручейка, ласковое плескание волны и торжественную тишину в ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
Красота есть психофизическое ощущение гармонии целесообразности и, соответственно, постоянный спутник здоровья. Гармония – это счастье (радость, творчество, познание себя и окружающих, ощущение здоровья).
Во все времена задачи эстетического воспитания – пробуждать и развивать в человеке чувство прекрасного; поддерживать эмоционально верное ориентирование во всей действительности; а главное – возвышать чувство прекрасного до всеобщей связи с миром, до горячей и деятельной любви к жизни; - реализовывались через способность человека эстетически воспринимать окружающую природу.
Эстетическое познание мира многосложно и предоставляет неограниченные возможности для постижения красоты природы. Это важное дело является предметом педагогики в такой же мере, как и все другие слагаемые образования и формирования личности. Если любовь к природе и восторг перед ее красотой не приходят к человеку в детстве, не привиты ему, то они, как правило, уже совсем не приходят в жизни или носят поверхностный, умозрительный характер.
Эстетическое чувство природы важно формировать, когда складывается духовный мир детей и они особенно чутки, восприимчивы к красоте. Этот период соответствует в большей степени годам дошкольного возраста, времени душевного становления ребенка и развития целостного восприятия : окружающий мир – ребенок – природа – гармония. Именно в это время закладывается благоговение перед жизнью, и на всю свою жизнь ребенок получает дар общения и сотрудничества.
Становлению и развитию нравственной позиции дошкольников способствует важная особенность психического развития ребенка данного возраста : его обостренная чувствительность к активному освоению общечеловеческих ценностей и нормативов, которая определяет рост его самосознания и позволяет ориентироваться в мире людей, их взаимоотношений и в мире природы. Такая возрастная особенность детской психики, как способность «увидеть» происходящее «через себя» делает этот возраст максимально перспективным для формирования умений активного принятия красоты окружающей природы.
Так как же развивать у дошкольников способность «находить» красоту? Для того чтобы детские глаза правильно видели, считает И. Ф. Смольянинов, а уши – правильно слышали, воспитанников следует готовить – «ставить» эти органы чувств так, как ставят голос, чтобы человек мог хорошо петь. Это постичь совсем непросто, и далеко не все люди умеют правильно видеть и слышать, хотя, казалось бы, данные способности биологически заложены в каждом человеке. Старое мудрое изречение гласит: правильно слышит один из ста человек, а правильно видит – один из тысячи. Природа наделяет каждого эстетической способностью, но она нуждается, как и всякая другая, в развитии.
Смотреть и видеть – не одно и то же. Воспитать глаз эстетически – значит сделать его восприимчивым к красоте цвета и формы, способным замечать изысканное в вещах и, следовательно, наслаждаться таким открытием. Радующийся глаз или ухо представляют собой физиологический базис эстетического восприятия и переживания. Эстетически развитые органы чувств всегда точно ориентированы на красоту, способны находить ее, различать, выделять и удерживать в восприятии. Духовное наслаждение возможно и достигается только на данной зрительной и слуховой основе. Оно представляет собой содержательное переживание предмета, внутреннее состояние, вызванное тем, что чувственный, гармоничный предмет поселяется и живет в душе как радость. Но для этого необходимо владеть еще и умением чувствовать.
Ведущая роль в возникновении эмоционального опыта принадлежит эмоциональному познанию. Эмоциональное познание очень важный аспект развития личности ребенка, поскольку сопровождает практически все процессы адаптации личности в социуме и эффективное целенаправленное взаимодействие. Природа представляет широкие возможности дошкольникам в эмоционально правильном видении окружающего мира.
Убеждение в огромном воспитательном влиянии красоты вообще и, прежде всего, прекрасной окружающей природы вынес из своей плодотворной педагогической деятельности и В. А. Сухомлинский. Его эстетико-воспитательные убеждения сложились в целостную систему воззрений, которая апробировалась им в многолетней работе. Формулируя свое педагогическое кредо, Сухомлинский утверждал, что важной целью всей системы воспитания является введение ребенка с раннего возраста в мир прекрасного, «чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нем самом» [6. С. 172]. Началом всему на этом пути будет пробуждение и развитие эмоциональной доминанты в душе ребенка для открытия прекрасного в природе. Необходимо находить и организовывать благоприятные обстоятельства и состояния, при которых у воспитанников всколыхнулось бы и «заговорило» чувство прекрасного, «зазвенел колокольчик».
Огромное значение в формировании эстетического восприятия окружающего мира у дошкольников педагогам следует придавать такой деятельности, как рисование живой природы. Такие занятия, основанные на непосредственном ощущении мира, помогают детям не просто смотреть на предметы, но и сосредоточенно всматриваться в них, наблюдать, сравнивать, выделять для себя наиболее красивые из них и передавать на бумаге. Все это приводит постепенно к пониманию взаимосвязей в природе, к постижению отношений света и тени, к различению множества цветов, тонов и ощущению гармонии между ними, к осознанию изящества и красоты природной формы.
Весьма продуктивно способствуют эстетическому познанию природы такие формы организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольников, как рассматривание фотографий, открыток и репродукций с изображением явлений и видов природы, чтение стихов и рассказов о природе, организация экскурсий по знакомству с местной флорой и фауной, создание в группе аквариумов и уголков естественной красоты, создание на участках детского сада экологических троп, проведение мероприятий на природоведческую тему.
В нашей отечественной культуре, как в чисто светском ее проявлении, так и в православной накоплен колоссальный опыт по формированию духовности, нравственности, морали с использованием богатейших возможностей родной природы. Игнорировать его в условиях современного кризиса духовно-нравственного здоровья просто преступно. Мыслители и художники единодушны в признании огромной целительной роли прекрасного пейзажа. Он не только очищает от «скверны», формирует эмоциональное равновесие, поселяет в сердце желанный покой, умиротворение, но и побудительным образом влияет на образ жизни и поведение человека, напоминая ему о возможности и необходимости быть лучше.
В решении проблемы укрепления нервно-психического здоровья детей сегодня необходимо тесное сотрудничество специалистов медицинского, педагогического и психологического профиля при активном участии родителей. Прежде всего, это касается коррекции расстройств так называемого «пограничного уровня» у детей с затруднениями в адаптации, общении, усвоении информационного материала, с отклонениями в поведении и эмоциональном реагировании, развитие которых обусловлено неадекватным воспитанием в семье.
Навыки систематического использования оздоравливающих возможностей окружающей природы, а также соответствующие самостоятельные умения дошкольников, сформированные в условиях целесообразно организованной совместной деятельности педагога и детей, способствуют осуществлению психопрофилактики при нарушениях поведения и невротических реакциях, проявлениях детсадовского дезадапционного синдрома, неврозах, так и целям общего укрепления здоровья ребенка. Ресурсы природы благотворно воздействуют на психику ребенка, придают бодрость, жизнерадостность и усиливают творческие способности.
Такие формы организации поведения дошкольников в природе, как проведение наблюдений, всевозможных игр экологической направленности, организация природоохранной и микроисследовательской деятельности в условиях сезонности прогулок, ставят своей целью целенаправленное формирование оздоровительной культуры.
Забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил и венцом этой гармонии является радость творчества. Через восприятие красоты природы формируется творческое начало дошкольника. Но приобщение к красоте не может ограничиваться одним созерцанием «творений природы», оно требует «сотворчества» с природой, с другими детьми и педагогом. И трудно не согласиться со словами В. А. Сухомлинского о том, как важно, чтобы педагог был непосредственным «проводником в мир прекрасной природы» и «вывел бы на правильную дорогу» ребенка.
Оздоравливающий эффект творческой самореализации не вызывает сомнений, так как в современной медицине существует целое направление – креативная медицина. Ее сущность заключается в лечении творчеством. Установлено, что творчество как деятельность, устремленная в будущее, эмоционально связано со структурами радости и смеха. Смех, в свою очередь, физиологически обосновывает творческий процесс и является механизмом ломки стереотипов [3. с. 156].
Поэтому очевидно, что культура радости и счастья связаны глубинными связями с культурой красоты. Это очень важный вывод. Он позволяет понять законы развития, воспитания и образования, и что заслуживает отдельного внимания – оздоравливания дошкольников с помощью такого доступного и безотказного средства, как красота окружающей родной природы.
Литература
1. Валеология человека. Здоровье – любовь – красота : Валеологический семинар академика В. П. Петленко. В 2-х кн. - СПб, 1998. – 718с.
2. Добротина Н. А., Швец И. М. Введение в экологию человека (Человек и природа, природа самого человека) : учебное пособие. - Н. Новгород, 2004. – 203с.
3. Охрана здоровья детей и подростков. Лекции медицинских работников и педагогов. – М., 2000.
4. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
5. Смольянинов И. П. Природа в системе эстетического воспитания. – М. : Просвещение, 1984. – 207 с.
6. Сухомлинский В. А. О воспитании. М. : Просвещение, 1979. – 335 с.