Получи документы

Эстетическое восприятие природы как фактор укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Татьяна Васильевна Родина
Эстетическое восприятие природы как фактор укрепления здоровья детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В данной статье делается попытка раскрыть ценность воспитания у детей дошкольного возраста способности эстетического восприятия природы с позиции укрепления индивидуального здоровья, поскольку восприимчивость ребенка к эстетике природы является надежной основой формирования соответствующих потребностей и умений.

Говоря о возможностях оздоровления детского организма с помощью средств окружающей природы, следует отметить ее непосредственное и опосредованное влияние. В первом случае идет разговор об укреплении физического здоровья и нервно-эмоционального, во втором – духовно-нравственного.

Публикация «Эстетическое восприятие природы как фактор укрепления здоровья детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Наше время предъявляет к процессу адаптации детей к окружающей среде повышенные требования, обрекая на различные «сбои». В условиях экологического кризиса нарушается гармонизация работы различных систем организма, и, прежде всего, имеющих адаптационное значение, например, таких как нервная, иммунная, и репродуктивная. Прогрессивные возможности социальной адаптации не только ослабили резервы биологической, но и в значительной мере отдалили нашего современника от его естественного окружения. В результате чего выросли поколения людей, полностью отчужденных от природы. Отчуждение от природы ведет к сенсорному дефициту и дисбалансу, что является основной причиной широко распространившихся неврозов, депрессий, психических заболеваний. Теряя гармонию с окружающим миром, человек теряет гармонию с самим собой. По словам В. И. Вернадского люди действительно забыли, что физическая и духовная жизнь неразрывно связана с природой и человек есть часть природы.

Воспитательно-оздоровительный потенциал природы трудно переоценить. При непосредственном общении природа снимает напряжение, стрессы и фобии, обеспечивает спокойствие и гармонизацию личности. Бесспорно, что для абсолютного большинства людей лечебное значение имеет уже непосредственное взаимодействие с природой; физический труд на природе; закаливание (хождение босыми ногами по земле); отдых, купание, загорание, воздушные ванны и т. д.

Даже однократное общение с окружающей природой через наслаждение красотой вызывает медитативное «единение» с ней и как ни что другое снимает разрушительные стрессы, обеспечивая психологически комфортное состояние, душевный покой через положительные эмоции.

Поскольку взаимодействие Человек – Природа осуществляется на основе эмоционального восприятия, представляется важным выделить «эмоциональное здоровье человека» как одну из моделей эмоциональной организации человека и как важнейшую составляющую «психологического здоровья человека». Эмоциональное здоровье человека обеспечивает единство функционирования уровней – ситуативно-ориентировочного, адаптационно-целевого, личностно-деятельностного. Эмоциональное здоровье позволяет сохранять целостное отношение к себе и к миру, преобразовывать отрицательные эмоции и порождать положительно окрашенные переживания. Эмоциональное здоровье – это определенного рода гипотеза жизни каждого человека, без которой невозможно понять умение преодолевать критические ситуации, выбирать режим функционирования, восстанавливать нарушенное равновесие, сохранять стабильность бытия.

Вышесказанное является основой воспитательного и лечебного воздействия природы.

В. А. Сухомлинскому принадлежат восхитительные слова: «Человек стал Человеком только потому, что увидел красоту вечерней зари, глубину лазурного неба, бесконечную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега - увидел и изумленный пошел по земле, создавая новую красоту. Перед Человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и пение кузнечика, журчание ручейка, ласковое плескание волны и торжественную тишину в ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

Красота есть психофизическое ощущение гармонии целесообразности и, соответственно, постоянный спутник здоровья. Гармония – это счастье (радость, творчество, познание себя и окружающих, ощущение здоровья).

Во все времена задачи эстетического воспитания – пробуждать и развивать в человеке чувство прекрасного; поддерживать эмоционально верное ориентирование во всей действительности; а главное – возвышать чувство прекрасного до всеобщей связи с миром, до горячей и деятельной любви к жизни; - реализовывались через способность человека эстетически воспринимать окружающую природу.

Эстетическое познание мира многосложно и предоставляет неограниченные возможности для постижения красоты природы. Это важное дело является предметом педагогики в такой же мере, как и все другие слагаемые образования и формирования личности. Если любовь к природе и восторг перед ее красотой не приходят к человеку в детстве, не привиты ему, то они, как правило, уже совсем не приходят в жизни или носят поверхностный, умозрительный характер.

Эстетическое чувство природы важно формировать, когда складывается духовный мир детей и они особенно чутки, восприимчивы к красоте. Этот период соответствует в большей степени годам дошкольного возраста, времени душевного становления ребенка и развития целостного восприятия : окружающий мир – ребенок – природа – гармония. Именно в это время закладывается благоговение перед жизнью, и на всю свою жизнь ребенок получает дар общения и сотрудничества.

Становлению и развитию нравственной позиции дошкольников способствует важная особенность психического развития ребенка данного возраста : его обостренная чувствительность к активному освоению общечеловеческих ценностей и нормативов, которая определяет рост его самосознания и позволяет ориентироваться в мире людей, их взаимоотношений и в мире природы. Такая возрастная особенность детской психики, как способность «увидеть» происходящее «через себя» делает этот возраст максимально перспективным для формирования умений активного принятия красоты окружающей природы.

Так как же развивать у дошкольников способность «находить» красоту? Для того чтобы детские глаза правильно видели, считает И. Ф. Смольянинов, а уши – правильно слышали, воспитанников следует готовить – «ставить» эти органы чувств так, как ставят голос, чтобы человек мог хорошо петь. Это постичь совсем непросто, и далеко не все люди умеют правильно видеть и слышать, хотя, казалось бы, данные способности биологически заложены в каждом человеке. Старое мудрое изречение гласит: правильно слышит один из ста человек, а правильно видит – один из тысячи. Природа наделяет каждого эстетической способностью, но она нуждается, как и всякая другая, в развитии.

Смотреть и видеть – не одно и то же. Воспитать глаз эстетически – значит сделать его восприимчивым к красоте цвета и формы, способным замечать изысканное в вещах и, следовательно, наслаждаться таким открытием. Радующийся глаз или ухо представляют собой физиологический базис эстетического восприятия и переживания. Эстетически развитые органы чувств всегда точно ориентированы на красоту, способны находить ее, различать, выделять и удерживать в восприятии. Духовное наслаждение возможно и достигается только на данной зрительной и слуховой основе. Оно представляет собой содержательное переживание предмета, внутреннее состояние, вызванное тем, что чувственный, гармоничный предмет поселяется и живет в душе как радость. Но для этого необходимо владеть еще и умением чувствовать.

Ведущая роль в возникновении эмоционального опыта принадлежит эмоциональному познанию. Эмоциональное познание очень важный аспект развития личности ребенка, поскольку сопровождает практически все процессы адаптации личности в социуме и эффективное целенаправленное взаимодействие. Природа представляет широкие возможности дошкольникам в эмоционально правильном видении окружающего мира.

Убеждение в огромном воспитательном влиянии красоты вообще и, прежде всего, прекрасной окружающей природы вынес из своей плодотворной педагогической деятельности и В. А. Сухомлинский. Его эстетико-воспитательные убеждения сложились в целостную систему воззрений, которая апробировалась им в многолетней работе. Формулируя свое педагогическое кредо, Сухомлинский утверждал, что важной целью всей системы воспитания является введение ребенка с раннего возраста в мир прекрасного, «чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нем самом» [6. С. 172]. Началом всему на этом пути будет пробуждение и развитие эмоциональной доминанты в душе ребенка для открытия прекрасного в природе. Необходимо находить и организовывать благоприятные обстоятельства и состояния, при которых у воспитанников всколыхнулось бы и «заговорило» чувство прекрасного, «зазвенел колокольчик».

Огромное значение в формировании эстетического восприятия окружающего мира у дошкольников педагогам следует придавать такой деятельности, как рисование живой природы. Такие занятия, основанные на непосредственном ощущении мира, помогают детям не просто смотреть на предметы, но и сосредоточенно всматриваться в них, наблюдать, сравнивать, выделять для себя наиболее красивые из них и передавать на бумаге. Все это приводит постепенно к пониманию взаимосвязей в природе, к постижению отношений света и тени, к различению множества цветов, тонов и ощущению гармонии между ними, к осознанию изящества и красоты природной формы.

Весьма продуктивно способствуют эстетическому познанию природы такие формы организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольников, как рассматривание фотографий, открыток и репродукций с изображением явлений и видов природы, чтение стихов и рассказов о природе, организация экскурсий по знакомству с местной флорой и фауной, создание в группе аквариумов и уголков естественной красоты, создание на участках детского сада экологических троп, проведение мероприятий на природоведческую тему.

В нашей отечественной культуре, как в чисто светском ее проявлении, так и в православной накоплен колоссальный опыт по формированию духовности, нравственности, морали с использованием богатейших возможностей родной природы. Игнорировать его в условиях современного кризиса духовно-нравственного здоровья просто преступно. Мыслители и художники единодушны в признании огромной целительной роли прекрасного пейзажа. Он не только очищает от «скверны», формирует эмоциональное равновесие, поселяет в сердце желанный покой, умиротворение, но и побудительным образом влияет на образ жизни и поведение человека, напоминая ему о возможности и необходимости быть лучше.

В решении проблемы укрепления нервно-психического здоровья детей сегодня необходимо тесное сотрудничество специалистов медицинского, педагогического и психологического профиля при активном участии родителей. Прежде всего, это касается коррекции расстройств так называемого «пограничного уровня» у детей с затруднениями в адаптации, общении, усвоении информационного материала, с отклонениями в поведении и эмоциональном реагировании, развитие которых обусловлено неадекватным воспитанием в семье.

Навыки систематического использования оздоравливающих возможностей окружающей природы, а также соответствующие самостоятельные умения дошкольников, сформированные в условиях целесообразно организованной совместной деятельности педагога и детей, способствуют осуществлению психопрофилактики при нарушениях поведения и невротических реакциях, проявлениях детсадовского дезадапционного синдрома, неврозах, так и целям общего укрепления здоровья ребенка. Ресурсы природы благотворно воздействуют на психику ребенка, придают бодрость, жизнерадостность и усиливают творческие способности.

Такие формы организации поведения дошкольников в природе, как проведение наблюдений, всевозможных игр экологической направленности, организация природоохранной и микроисследовательской деятельности в условиях сезонности прогулок, ставят своей целью целенаправленное формирование оздоровительной культуры.

Забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил и венцом этой гармонии является радость творчества. Через восприятие красоты природы формируется творческое начало дошкольника. Но приобщение к красоте не может ограничиваться одним созерцанием «творений природы», оно требует «сотворчества» с природой, с другими детьми и педагогом. И трудно не согласиться со словами В. А. Сухомлинского о том, как важно, чтобы педагог был непосредственным «проводником в мир прекрасной природы» и «вывел бы на правильную дорогу» ребенка.

Оздоравливающий эффект творческой самореализации не вызывает сомнений, так как в современной медицине существует целое направление – креативная медицина. Ее сущность заключается в лечении творчеством. Установлено, что творчество как деятельность, устремленная в будущее, эмоционально связано со структурами радости и смеха. Смех, в свою очередь, физиологически обосновывает творческий процесс и является механизмом ломки стереотипов [3. с. 156].

Поэтому очевидно, что культура радости и счастья связаны глубинными связями с культурой красоты. Это очень важный вывод. Он позволяет понять законы развития, воспитания и образования, и что заслуживает отдельного внимания – оздоравливания дошкольников с помощью такого доступного и безотказного средства, как красота окружающей родной природы.

Литература

1. Валеология человека. Здоровье – любовь – красота : Валеологический семинар академика В. П. Петленко. В 2-х кн. - СПб, 1998. – 718с.

2. Добротина Н. А., Швец И. М. Введение в экологию человека (Человек и природа, природа самого человека) : учебное пособие. - Н. Новгород, 2004. – 203с.

3. Охрана здоровья детей и подростков. Лекции медицинских работников и педагогов. – М., 2000.

4. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.

5. Смольянинов И. П. Природа в системе эстетического воспитания. – М. : Просвещение, 1984. – 207 с.

6. Сухомлинский В. А. О воспитании. М. : Просвещение, 1979. – 335 с.

Публикации по теме:

Окружающая среда как фактор всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста Окружающая среда как фактор всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста 1. Требования предъявляемые к подбору картин младший возраст (3-5лет). Содержание картины должно быть детям доступно. На картине должно быть.

Художественно-эстетическое воспитание как средство развития речи детей дошкольного возраста В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной.

Конспект открытого мероприятия «Закаливание — фактор укрепления здоровья детей» Закаливание после сна. Цель: 1. Сохранить и укрепить здоровье детей. 2. Способствовать быстрому и комфортному пробуждению после сна. 3.

Консультация для педагогов «Двигательный режим детского сада как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребёнка – детский.

Консультация для педагогов «Взаимодействие с семьей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей» Консультация для педагогов "Взаимодействие с семьей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей" Здоровье ребенка превыше всего, Богатство.

Продуктивная деятельность как фактор социализации детей дошкольного возраста Продуктивная деятельность как фактор социализации детей дошкольного возраста Социализация - особо значимый в нашем обществе процесс, когда.

Сценарий образовательной деятельности «Восприятие изобразительного искусства» (лепка) для детей младшего дошкольного возрастаСценарий образовательной деятельности «Восприятие изобразительного искусства» (лепка) для детей младшего дошкольного возраста «Солнышки для медвежонка»Программное содержание: Образовательные: 1. Познакомить детей с новым видом творческой деятельности - лепкой из.

Консультация «Снижение тревожности и преодоление страхов у детей как средство укрепления их психологического здоровья» Новое время диктует новые вопросы. Российское общество пребывает в состоянии глубокого социально – экономического, духовно – нравственного.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей. Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагогов. В практике дошкольного учреждения чаще всего сами педагоги берут.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эстетическое восприятие природы как фактор укрепления здоровья детей дошкольного возраста
Опубликовано: 29 октября 2017 в 19:29
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эстетическое восприятие природы как фактор укрепления здоровья детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Васильевна Родина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД