Папки-передвижки

Продуктивная деятельность как фактор социализации детей дошкольного возраста

Людмила Юрьевна Ситникова
Продуктивная деятельность как фактор социализации детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Продуктивная деятельность как фактор социализации детей дошкольного возраста

Социализация - особо значимый в нашем обществе процесс, когда происходит переориентация ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте ребенок погружается в социальное пространство окружающей среды, где закладываются основы его формирования как личности, сущностью которого является процесс взросления и вхождения его в социальный мир взрослых. От того, какие будут созданы условия, разработаны, научно обоснованы модели и технологии развития социальных качеств детей дошкольного возраста и интеграции процесса социализации с различными видами деятельности, во многом будет зависеть и путь развития нашего общества.

Публикация «Продуктивная деятельность как фактор социализации детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Современный социальный заказ системе дошкольного образования заключается в подготовке творческих, мыслящих и социально адаптированных людей. По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит социальное развитие детей, способность оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими.

Продуктивная деятельность, являясь одним из действенных средств эстетического развития, стоит на позициях развивающего обучения, помогая ребенку осваивать духовный и материальный мир, одновременно создавая новый продукт. Именно в ней выявляются и реализуются творческие способности детей дошкольного возраста, основываясь на личностных переживаниях и начальном социальном опыте, происходит формирование социальных качеств. Поэтому поиск путей эффективности процесса социализации детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности становится актуальной необходимостью.

Данный аспект в современной педагогике изучен ещё не достаточно полно. Исследования не являются исчерпывающими и могут служить основой для дальнейшего изучения и разработки новых подходов к проблеме социализации детей дошкольного возраста.

Так как продуктивная деятельность имеет большие образовательные и развивающие возможности, то можно предположить, что она влияет на социальное развитие дошкольников. В этой связи осуществление продуктивной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях выступает как объективная возможность успешной социализации детей дошкольного возраста. Этим и обусловлен выбор темы «Продуктивная деятельность как фактор социализации детей дошкольного возраста».

По мнению современных педагогов и социологов, социальное развитие личности происходит по двум взаимосвязанным линиям; социализация - овладение детьми общественным опытом, и индивидуализация - приобретение самостоятельности и относительной автономии.

Опираясь на мнение ученых, можно сделать вывод, что социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется посредством целенаправленного образования, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры. Накопленный в отношениях начальный социальный опыт требует своей реализации в системе взаимоотношений, нормы которых наиболее эффективно усваиваются детьми в продуктивной деятельности, которая усиливает внутренний план деятельности ребенка и его эмоционально образную активность, является средством саморазвития и стимулом к творческому самовыражению.

Развитие социальных качеств детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности предполагает цель – социализация детей дошкольного возраста. Для благоприятного процесса социализации дошкольников в образовательном учреждении, активного усвоения дошкольниками ценностей, социальных норм и правил необходимо направлять воспитательную работу таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности. Целостность в осмыслении понятий социальной действительности достигается благодаря широкому использованию педагогических средств.

Для реализации цели сформулированы задачи:

1. Формирование навыков общения в социальной среде и продуктивной деятельности.

2. Использование возможностей продуктивной деятельности в условиях взаимодействия ДОУ, семьи и социума.

3. Овладение навыками социального поведения, развития социальной активности в продуктивной деятельности.

4. Формирование представлений о социальных нормах поведения, общечеловеческих ценностях в продуктивной деятельности.

Для выполнения данных задач могут быть применены методы и приемы, направленные на коллективное взаимодействие и сотрудничество в продуктивной деятельности :

1) использование мотивационного компонента при постановке задач (сделать для кого-то подарок, поделку);

2) формирование у детей способности распознать ситуацию сотрудничества, выбрать и принять такую позицию в социальных отношениях, которая отвечает его возможностям в данной деятельности (умение выслушивать и считаться с мнением других при изготовлении коллективных панно, коллажей);

3) игровые проблемные ситуации (реализуя данные ситуации, педагоги воздействуют на чувство сострадания, которое доступно в дошкольном возрасте, побуждают детей к сочувствию, сопереживанию при решении поставленной задачи);

4) ситуации морального выбора (когда осознание важнейших нравственных категорий постигается дошкольниками с опорой на конкретные действия в отношении сверстников: помощь в завершении начатой поделки и т. д.).

В силу возрастных особенностей интерес к продуктивной деятельности у детей 3-4 лет неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют - трудно догадаться, что изобразил ребёнок. В лепке дети могут создавать изображение путём отщипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и сплющивания, в аппликации - располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты, составлять узоры из растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и величине. Конструирование носит процессуальный характер. Ребёнок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трёх частей. Нужны были разработки специалистов по данному возрасту. Для этого был разработан план продуктивной деятельности.

Расширение представлений об особенностях процесса социализации детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности откроет новые пути оптимизации проблемы социального развития посредством продуктивной деятельности; определит условия и социально-педагогические возможности продуктивной деятельности.

Публикации по теме:

Формирование правил поведения (этикета) у детей дошкольного возраста как способ социализации Семинар – практикум в МАДОУ № 92 города Ижевска. «Формирование правил поведения (этикета) у детей дошкольного возраста как способ социализации».

Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста Требования к речи педагога: • правильность- соответствие речи языковым нормам. Соблюдать основные орфоэпические нормы (правила литературного.

Речевая среда как фактор речевой активности детей старшего дошкольного возраста Речевая среда, как фактор развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста логопедической группы № 6. Я работаю в логопедической.

Доклад «Игровая технология как фактор интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Игровая технология как фактор интеллектуального развития детей дошкольного возраста. слайд 2 «Без игры нет и не может быть полноценного умственного.

Художественно-творческая деятельность как средство социализации детей Художественно-творческая деятельность, как средство социализации детей. ЦЕЛЬ: познакомить с художественным творчеством, развивать художественный.

Игра как средство социализации детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №41. Хамутько Ольга Ивановна, воспитатель второй младшей группы. Игровая.

Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом железнодорожников как основополагающий фактор профориентации Дошкольный возраст – это благоприятный период развития ребенка для формирования интереса к различным по своему характеру профессиям, положительного.

Пальчиковые игры как основополагающий фактор речевого развития детей младшего дошкольного возраста Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования.

Продуктивная деятельность, как средство развития детей младшего дошкольного возраста Ранний возраст ребенка – это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности. Рисование,.

Сюжетно-ролевая игра в детском саду как основа социализации ребенка дошкольного возраста В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребёнка дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Продуктивная деятельность как фактор социализации детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 апреля 2017 в 20:17
+40Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Продуктивная деятельность как фактор социализации детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Юрьевна Ситникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД