Шеуджен Асьет Юрьевна
Воспитание в процессе трудовой деятельности (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание в процессе трудовой деятельности (из опыта работы)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 «Созвездие»
г. Адыгейска
Воспитание в процессе трудовой деятельности.
Из опыта работы.
Воспитатель :
Шеуджен Асьет Юрьевна
г. Адыгейск
2017г.
Содержание
1. Вступление.
Публикация «Воспитание в процессе трудовой деятельности (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
2. Значение трудового воспитания дошкольников
3. Виды труда в разновозрастных группах.
4. Методы работы с детьми по трудовому воспитанию.
5. Использование художественных средств.
6. Форма работы с родителями.
7. Итог работы.
8. Презентация.
9. Конспект образовательной деятельности по труду с детьми раннего возраста.
10. Мастер класс по изготовлению из газет цветочной вазы.
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И каждый ломтик хлеба-
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За все, что создано для нас,
Мы благодарны людям,
Придет пора, настанет час-
И мы трудиться будем.
На свете много разных профессий. Каждая из них по-своему романтична и привлекательна, а если человек ещё и влюблён в неё, то она кажется ему вдвое краше и милее. Я работаю воспитателем более 30 лет и точно знаю, что воспитать такие качества,как любовь, сопереживание,сочувствие, доброта нельзя без любви к детям. Дети очень тонко ощущают фальшь. Ребенок будет доверятьвоспитателю только тогда, когда он будет чувствовать его любовь и поддержку.
Нельзя ставить себя выше ребенка. Надо быть с ним на равных, не требовать того, что сам не выполняешь, только тогда ребенок почувствует себя не просто предметом воспитания, а настоящим партнером, которому могут доверить самое трудное дело.
Семья для ребенка - первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Под руководством родителей они овладевают начальными представлениями об окружающем мире, формируются первоначальные привычки и навыки поведения.
Желать воспитать из своего ребенка хорошего человека, будущего гражданина- этого ещё мало, надо уметь это делать. Родители должны понять мысль А. С. Макаренко «Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Правильное воспитание-это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, это наша вина перед страной».
Я приветствуютехнологию сотрудничества и свободного воспитания. Технология свободного воспитания делает акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности. Осуществляя выбор, ребенок заявляет свою позицию, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Трудолюбие – одно из важнейших нравственных качеств личности. Человек, не обладающий этим качеством - безнравственный калека. Но смысл и содержание трудового воспитания состоит именно в том, чтобы вместе с привычкой трудиться прививать ребенку высоконравственные мотивы, побуждающие к труду.
Общественная жизнь ребенка начинается еще в дошкольном детстве. Поручения, которые выполняет он в детском саду, дома, связанные с интересами детского коллектива или семьи, направлены на общественную пользу.
Поэтому одна из основных задач семьи- всячески поддерживать стремление ребенка участвовать в общественной жизни, стараться, чтобы он жил интересами коллектива, чтобы занял в нем свое место.
Во – первых, ребенок в возрасте уже четырех-пяти лет многое может сделать своими руками; это не значит, понятно, что до того о труде малыша не стоит думать, просто в этом возрасте результаты его труда могут быть вполне реальными, он может, скажем, стать настоящим помощником взрослых в их домашних делах.
Во – вторых, труд не обедняет жизнь дошкольника, а обогащает ее новыми впечатлениями, новыми поводами для игры, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями отношений с людьми.
Воспитание для труда и в труде – важнейшее, ничем не заменимое средство всестороннего развития личности.
Труд полезен для здоровья ребенка, способствует его физическому развитию, конечно если он разумно организован, если соблюдены необходимые условия (исключить непосильное; не загружать малыша монотонной работой; следить за позой; обеспечить выполнение гигиенических требований: хорошее освещение, свежий воздух). Движения малыша, знакомого трудом, всегда более точны и уверенны; он все лучше ориентируется в пространстве; ему понятнее ход времени.
Труд, далее, дает мощный импульс умственному развитию детей. Они многое узнают о свойствах материалов, которыми работают, - о картоне и ткани, о металле и пластмассах; им теперь ясно назначение орудий труда, которыми они пользуются, - молотка и ножниц, гаечного ключа, тисочков; заметно обогащается весь их чувственный опыт. Труд много требует, но именно в ответ на эти требования и происходит развитие буквально всех сторон интеллекта малыша – активного восприятия, наблюдательности, сосредоточенности, внимания, памяти.
Основная задача – это повысить качество нравственно-трудового воспитания через организацию среды для разнообразной трудовой деятельности и взаимодействия с семьей.
Существует пять основных видов труда : самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, знакомство с трудом взрослых.
В младших группах у ребенка повышаются активность и целенаправленность действий, разнообразнее и координирование становятся движения. Ребенку этого возраста присуще стремление действовать самостоятельно. Важное место в его трудовой деятельности занимает самообслуживание. Организуя труд детей, обучая их навыкам самообслуживания, важно не подавлять стремление малышей к самостоятельности – важный фактор в формировании трудолюбия.
Изо дня в день учу детей одеваться и раздеваться. Любую попытку ребенка самостоятельно надеть шорты, обувь поощряю. Для малышей очень важна похвала в нужный момент: «Какой ты молодец Алий, справился с колготками, сумел их надеть на себя!» - говорю я ребенку. Послепохвалы он начинает еще больше стараться.
Учу детей быть не только самостоятельными, но и аккуратными: не разбрасывать свои вещи, есть аккуратно, ставить стульчики на место.
Очень сложно научить детей умываться. Показ сопровождаю объяснением: умывать лицо следует, наклонив голову над умывальником, чтобы не намочить рубашку или платье. Провожу такие игры как: «кукла умывается», «Зайка собирается в гости», «Умоем грязного мишку» и др.
В средних группах дети достаточно самостоятельны: одеваются, раздеваются, аккуратно складывая вещи. Никогдане забываю похвалить детей, которые стараются. Формирую приемы взаимопомощи.
В старших группах дети приобретают новые навыки самообслуживания: детей учу заправлять свои постели, самостоятельно расчесываться. При необходимости помогаю девочкам заплетать косички.
Никогда неупускаю возможности воспитывать нравственные качества: уступать девочкам место, вставать, когда старший заходит в группу, предлагать ему стульчик, вежливо обращаться друг к другу.
Второй вид труда – хозяйственно-бытовой. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении, помощь взрослому при организации режимных моментов.
В младших группах детей учу убирать за собой игрушки, они помогают мне мыть их. Во время сервировки стола привлекаю детей: положить ложки на стол, поставить салфетки, хлебницы.
В младшем дошкольном возрасте хозяйственно-бытовой труд в основном сводится к выполнению простейших индивидуальных поручений. Формирование у ребенка потребности участвовать в посильном труде способствует воспитанию интереса к трудовой деятельности взрослых.
Если в младшей группе дети частично сервировали стол, то в средней группе они полностью его сервируют, готовят все необходимые пособия к образовательной деятельности.
Вместе с детьми мы стираем кукольное бельё и моем игрушки. Стараюсь эти процессы осуществлять в игровой форме. Даю детям поручения сразу нескольким, при этом конкретно ставлю цель.
Хозяйственно-бытовой труд, который мы планируем в старшей группе разнообразен по своему содержанию. Это труд как в детском саду, так и на участке детского сада. Приучая детей к труду в помещении, планировала следующие виды труда : наведение порядка в групповой, раздевальной, умывальной комнатах. Наиболее успешные формы работы- поручения, дежурства, коллективный труд. Кроме того, здесь также важно научить детей использовать по назначению предметы-помощники. Труд на участке также включает в себя работу по наведению порядка, порой дети уже самостоятельно включаются в эту работу. И я вижу результат работы за прошедшие года. Один из распространенных видов хозяйственно-бытового труда на участке : наведение порядка на веранде (весной, летом, осенью подметаем пол веником, зимой – очищаем от снега лопатами; осенью- уборка листвы, летом –перекопка песка. При постановке задачи перед детьми важно добиться понимания полезности дела, которым они сейчас будут заниматься. Мотивы могут быть разными, и важно заинтересовать ребенка, чтобы он выполнял это дело с желанием. Иногда я сталкиваюсь с такой проблемой, как нежелание выполнить поручение. Дети просто хотят погулять, не утруждая себя какими-то делами. И здесь опять же использую все свои педагогические резервы: положительный пример сверстников, собственный пример, предложить помочь малышам, товарищу. Многие дети очень любят трудиться, и это значит, что не зря мы целенаправленно четыре года приучали их к труду.
Труд в природе, имеет особое значение для развития наблюдательности, бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.
В младших группах учу поливать комнатные растения, объясняя, что растение без воды засохнет. Также объясняю, что много воды также может погубить растение.
Вначале детям показываю, как правильно поливать и рыхлить землю, мыть листочки, затем, дети делают это вместе со мной.
Если в младших группах дети поливают со мной, то в средней группе дети уже делают это самостоятельно: ухаживают за растениями, кормят рыбок. Я слежу за их работой, при необходимости делая указания, кого надо поощряю, оказываю помощь нерешительным, неуверенным детям.
В старшей группе дети самостоятельно моют комнатные растения, рыхлят землю, пересаживают отростки в горшки, высаживают самостоятельно рассаду, сеют семена.
Я расширяю их представление о жизни животных и растений. Смело могу сказать, что дети старшей группы проявляли живой интерес к любым видам труда. За любое поручениедети брались с охотой, в основном доводили начатое дело до конца, трудились сообща.
В процессе труда я стараюсь распределять работу между детьми, объясняя, что им надо делать, показывая отдельные приемы (как намыливать белье для кукол) и здесь принцип индивидуального подхода приобретает особое значение. Внимательно и чутко отношусь к детям, которые хотят трудиться, но очень медленно овладевают трудовыми навыками. Считаю также, что в процессе совместной работы важно не только разделение труда по его содержанию, но и уровень активности взрослых и детей, степень их участия в труде. Это способствует тому, что ребенок набирается опыта у старших и в дальнейшем старается быть самостоятельным в работе.
Дети в игре стремятся подрожать взрослым, охотно принимая на себя роль парикмахера, врача, повара.
В младших группах провожу экскурсии по территории детского сада, знакомлю с трудом повара, медсестры, дворника, прачки… Также родители ведут детей к парикмахеру, зубному врачу. Всё это дети отражают в своих играх.
В средней группе я знакомила детей с трудом сотрудников детского сада. При посещении медицинского кабинета, кухни особо подчеркивала, что весь коллектив детского сада работает дружно, слаженно, все заботятся о том, чтобы детям в детском саду жилось хорошо. Особенно широко знакомила детей с профессией библиотекаря, почтальона. В ходе ознакомления детей с трудом взрослых я стремилась раскрыть содержание работы людей разных профессий, показать последовательность трудовых процессов, результаты и значение труда.
Тем самым мы формируем у детей положительное отношение к труду.
Воспитательная эффективность ознакомления с трудом взрослых зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Например, во время экскурсии в овощной магазин, я старалась обратить внимание детей на общий порядок, тщательно продуманную работу : овощи лежат по отдельности в лотках; продавец пакует в мешочки; аккуратно взвешивает.
Во время наблюдения за работой строителей подчеркивала, как дружно и слаженно они работают, обращала внимание на взаимопомощь, осторожные действия работающих, на их отношение к любимому делу.
Также в своей работе я посчитала важным вызвать у детей чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате труда : например, наблюдая как маляры красят стены на веранде – старые стены покрываются краской, становятся красивыми.
При ознакомлении детей с трудом взрослых использовала иллюстрации различных профессий, орудий и продуктов труда, дидактические игры типа «Подбери пару», «Играем в профессии» и др., рассматривание альбома «Все работы хороши», организовала выставку фотографий «Кем быть?», рассказы о профессиях (совместно с родителями, беседы, чтение художественной литературы, наблюдения за трудом взрослых, экскурсии. В нашем садике недавно построили котельную. Мы не упустили возможность понаблюдать за работой строителей, каменщиков, маляров, стекольщиков, неоднократные посещения могли увидеть продвижение стройки. После таких наблюдений даже родители заметили, что у детей изменилось отношение к труду взрослых.
Работая в старшей группе, я определяла ряд задач, которые необходимо было решать.
1. Расширять представления детей о труде взрослых.
2. Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, особо уделить внимание профессиям родителей и месту их работы.
3. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города.
4. Воспитывать уважение к людям труда.
5. Воспитывать потребность трудиться.
6. Приучать детей старательно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.
7. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда.
Ручной труд – как один из видов труда старших дошкольников занимает особое место в нашей работе. В процессе ручного труда освоили навыки работы с инструментами, бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям. Конечно, не все дети достигли одинаково больших успехов в этом виде труда. Здесь большое место я уделяю индивидуальной работе, которую планирую как в утренние часы, так и вечером. Работая с бумагой, дети научились изготавливать поделки из бумаги способом оригами. Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дети незамедлительно получают готовую поделку. Ребенок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. Руководя ручным трудом, я ставила перед собой две задачи:
1. Вызвать интерес к изготовлению полезных предметов своими руками, прилагая усилия, проявляя фантазию, творчество.
2. Предупредить возможные неудачи, чтобы не снизить интереса к труду, использовать возникающие затруднения с целью формирования у детей готовности к их преодолению.
Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной группы средств у детей формируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.
В работе с детьми каждодневно я использую пословицы и поговорки. Они помогают похвалить и подбодрить ребенка («Маленький, да удаленький», «Глаза бояться, руки делают», высказать отношение к лени («У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки», подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство восприятия.
Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому в конце вознаграждается любовью, богатством признанием.
Для успешного решения трудового воспитания огромное внимание я уделяю работе с родителями. Наиболее оптимальные формы работы с родителями :
1. Совместные выставки поделок детей и родителей
«Что нам осень принесла»
«Мастерская Деда Мороза»
«Мамины умелые ручки»
2. Родительское собрание «Папа – пример в труде»
3. Благоустройство территории (совместно родителей с детьми)
4. Трудовой уголок для родителей.
Мы готовим своего ребенка к тому, чтобы он в свое время – каким далеким нам сейчас это время ни казалось бы – мог смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наш ребенок:
- понимал, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это по сути, основа жизни;
- уважал всех, кто трудиться, и ценил плоды их труда;
-познакомился бы с тем, что представляют из себя разные работы, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин и что получается в результате;
- был готов трудиться сам – и потому, что это ему нравиться, интересно, и потому, что это надо;
- учился бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудился бы, принося пользу людям, и развивал бы свои трудовые способности.
Воспитывать у детей желание и умение трудиться можно, выполняя некоторые педагогические требования - простые, но важные.
Подводя итоги своей работы, хочу сказать, что:
1. Дети овладели умениями, позволяющими ему выполнять содержание трудовой деятельности, которого мы придерживались в работе в течение 4 лет по самообслуживанию, в хозяйственно-бытовом и ручном труде, в уходе за растениями и животными.
2. В процессе деятельности у детей сформировались навыки самоорганизации и умения последовательно и целенаправленно осуществлять работу, навыки культуры труда.
3. В процессе работы дети научились проявлять аккуратность, настойчивость, умение сосредоточенно работать и доводить дело до конца, контролируя себя.
4. У детей сформированы представления об общественной направленности и пользе труда людей, об их отношениях к труду, об общественном характере труда и взаимоотношениях в процессе деятельности, основанных на уважении и взаимопомощи друг другу. У детей воспитан интерес к труду окружающих и общественно полезные мотивы собственной трудовой деятельности, желание трудиться сформировано умение выполнять свои обязанности.
5. В процессе коллективной трудовой деятельности дети научились согласовывать свои действия, желания, интересы сработающим рядом, приходить по необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы обращения, замечаний.