Приложение МААМ

Воспитание в процессе трудовой деятельности (из опыта работы)

Шеуджен Асьет Юрьевна
Воспитание в процессе трудовой деятельности (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание в процессе трудовой деятельности (из опыта работы)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 «Созвездие»

г. Адыгейска

Воспитание в процессе трудовой деятельности.

Из опыта работы.

Воспитатель :

Шеуджен Асьет Юрьевна

г. Адыгейск

2017г.

Содержание

1. Вступление.

Публикация «Воспитание в процессе трудовой деятельности (из опыта работы)» размещена в разделах

2. Значение трудового воспитания дошкольников

3. Виды труда в разновозрастных группах.

4. Методы работы с детьми по трудовому воспитанию.

5. Использование художественных средств.

6. Форма работы с родителями.

7. Итог работы.

8. Презентация.

9. Конспект образовательной деятельности по труду с детьми раннего возраста.

10. Мастер класс по изготовлению из газет цветочной вазы.

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож,

И каждый гвоздь,

И каждый дом,

И каждый ломтик хлеба-

Все это создано трудом,

А не свалилось с неба!

За все, что создано для нас,

Мы благодарны людям,

Придет пора, настанет час-

И мы трудиться будем.

На свете много разных профессий. Каждая из них по-своему романтична и привлекательна, а если человек ещё и влюблён в неё, то она кажется ему вдвое краше и милее. Я работаю воспитателем более 30 лет и точно знаю, что воспитать такие качества,как любовь, сопереживание,сочувствие, доброта нельзя без любви к детям. Дети очень тонко ощущают фальшь. Ребенок будет доверятьвоспитателю только тогда, когда он будет чувствовать его любовь и поддержку.

Нельзя ставить себя выше ребенка. Надо быть с ним на равных, не требовать того, что сам не выполняешь, только тогда ребенок почувствует себя не просто предметом воспитания, а настоящим партнером, которому могут доверить самое трудное дело.

Семья для ребенка - первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Под руководством родителей они овладевают начальными представлениями об окружающем мире, формируются первоначальные привычки и навыки поведения.

Желать воспитать из своего ребенка хорошего человека, будущего гражданина- этого ещё мало, надо уметь это делать. Родители должны понять мысль А. С. Макаренко «Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Правильное воспитание-это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, это наша вина перед страной».

Я приветствуютехнологию сотрудничества и свободного воспитания. Технология свободного воспитания делает акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности. Осуществляя выбор, ребенок заявляет свою позицию, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Трудолюбие – одно из важнейших нравственных качеств личности. Человек, не обладающий этим качеством - безнравственный калека. Но смысл и содержание трудового воспитания состоит именно в том, чтобы вместе с привычкой трудиться прививать ребенку высоконравственные мотивы, побуждающие к труду.

Общественная жизнь ребенка начинается еще в дошкольном детстве. Поручения, которые выполняет он в детском саду, дома, связанные с интересами детского коллектива или семьи, направлены на общественную пользу.

Поэтому одна из основных задач семьи- всячески поддерживать стремление ребенка участвовать в общественной жизни, стараться, чтобы он жил интересами коллектива, чтобы занял в нем свое место.

Во – первых, ребенок в возрасте уже четырех-пяти лет многое может сделать своими руками; это не значит, понятно, что до того о труде малыша не стоит думать, просто в этом возрасте результаты его труда могут быть вполне реальными, он может, скажем, стать настоящим помощником взрослых в их домашних делах.

Во – вторых, труд не обедняет жизнь дошкольника, а обогащает ее новыми впечатлениями, новыми поводами для игры, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями отношений с людьми.

Воспитание для труда и в труде – важнейшее, ничем не заменимое средство всестороннего развития личности.

Труд полезен для здоровья ребенка, способствует его физическому развитию, конечно если он разумно организован, если соблюдены необходимые условия (исключить непосильное; не загружать малыша монотонной работой; следить за позой; обеспечить выполнение гигиенических требований: хорошее освещение, свежий воздух). Движения малыша, знакомого трудом, всегда более точны и уверенны; он все лучше ориентируется в пространстве; ему понятнее ход времени.

Труд, далее, дает мощный импульс умственному развитию детей. Они многое узнают о свойствах материалов, которыми работают, - о картоне и ткани, о металле и пластмассах; им теперь ясно назначение орудий труда, которыми они пользуются, - молотка и ножниц, гаечного ключа, тисочков; заметно обогащается весь их чувственный опыт. Труд много требует, но именно в ответ на эти требования и происходит развитие буквально всех сторон интеллекта малыша – активного восприятия, наблюдательности, сосредоточенности, внимания, памяти.

Основная задача – это повысить качество нравственно-трудового воспитания через организацию среды для разнообразной трудовой деятельности и взаимодействия с семьей.

Существует пять основных видов труда : самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, знакомство с трудом взрослых.

В младших группах у ребенка повышаются активность и целенаправленность действий, разнообразнее и координирование становятся движения. Ребенку этого возраста присуще стремление действовать самостоятельно. Важное место в его трудовой деятельности занимает самообслуживание. Организуя труд детей, обучая их навыкам самообслуживания, важно не подавлять стремление малышей к самостоятельности – важный фактор в формировании трудолюбия.

Изо дня в день учу детей одеваться и раздеваться. Любую попытку ребенка самостоятельно надеть шорты, обувь поощряю. Для малышей очень важна похвала в нужный момент: «Какой ты молодец Алий, справился с колготками, сумел их надеть на себя!» - говорю я ребенку. Послепохвалы он начинает еще больше стараться.

Учу детей быть не только самостоятельными, но и аккуратными: не разбрасывать свои вещи, есть аккуратно, ставить стульчики на место.

Очень сложно научить детей умываться. Показ сопровождаю объяснением: умывать лицо следует, наклонив голову над умывальником, чтобы не намочить рубашку или платье. Провожу такие игры как: «кукла умывается», «Зайка собирается в гости», «Умоем грязного мишку» и др.

В средних группах дети достаточно самостоятельны: одеваются, раздеваются, аккуратно складывая вещи. Никогдане забываю похвалить детей, которые стараются. Формирую приемы взаимопомощи.

В старших группах дети приобретают новые навыки самообслуживания: детей учу заправлять свои постели, самостоятельно расчесываться. При необходимости помогаю девочкам заплетать косички.

Никогда неупускаю возможности воспитывать нравственные качества: уступать девочкам место, вставать, когда старший заходит в группу, предлагать ему стульчик, вежливо обращаться друг к другу.

Второй вид труда – хозяйственно-бытовой. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении, помощь взрослому при организации режимных моментов.

В младших группах детей учу убирать за собой игрушки, они помогают мне мыть их. Во время сервировки стола привлекаю детей: положить ложки на стол, поставить салфетки, хлебницы.

В младшем дошкольном возрасте хозяйственно-бытовой труд в основном сводится к выполнению простейших индивидуальных поручений. Формирование у ребенка потребности участвовать в посильном труде способствует воспитанию интереса к трудовой деятельности взрослых.

Если в младшей группе дети частично сервировали стол, то в средней группе они полностью его сервируют, готовят все необходимые пособия к образовательной деятельности.

Вместе с детьми мы стираем кукольное бельё и моем игрушки. Стараюсь эти процессы осуществлять в игровой форме. Даю детям поручения сразу нескольким, при этом конкретно ставлю цель.

Хозяйственно-бытовой труд, который мы планируем в старшей группе разнообразен по своему содержанию. Это труд как в детском саду, так и на участке детского сада. Приучая детей к труду в помещении, планировала следующие виды труда : наведение порядка в групповой, раздевальной, умывальной комнатах. Наиболее успешные формы работы- поручения, дежурства, коллективный труд. Кроме того, здесь также важно научить детей использовать по назначению предметы-помощники. Труд на участке также включает в себя работу по наведению порядка, порой дети уже самостоятельно включаются в эту работу. И я вижу результат работы за прошедшие года. Один из распространенных видов хозяйственно-бытового труда на участке : наведение порядка на веранде (весной, летом, осенью подметаем пол веником, зимой – очищаем от снега лопатами; осенью- уборка листвы, летом –перекопка песка. При постановке задачи перед детьми важно добиться понимания полезности дела, которым они сейчас будут заниматься. Мотивы могут быть разными, и важно заинтересовать ребенка, чтобы он выполнял это дело с желанием. Иногда я сталкиваюсь с такой проблемой, как нежелание выполнить поручение. Дети просто хотят погулять, не утруждая себя какими-то делами. И здесь опять же использую все свои педагогические резервы: положительный пример сверстников, собственный пример, предложить помочь малышам, товарищу. Многие дети очень любят трудиться, и это значит, что не зря мы целенаправленно четыре года приучали их к труду.

Труд в природе, имеет особое значение для развития наблюдательности, бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.

В младших группах учу поливать комнатные растения, объясняя, что растение без воды засохнет. Также объясняю, что много воды также может погубить растение.

Вначале детям показываю, как правильно поливать и рыхлить землю, мыть листочки, затем, дети делают это вместе со мной.

Если в младших группах дети поливают со мной, то в средней группе дети уже делают это самостоятельно: ухаживают за растениями, кормят рыбок. Я слежу за их работой, при необходимости делая указания, кого надо поощряю, оказываю помощь нерешительным, неуверенным детям.

В старшей группе дети самостоятельно моют комнатные растения, рыхлят землю, пересаживают отростки в горшки, высаживают самостоятельно рассаду, сеют семена.

Я расширяю их представление о жизни животных и растений. Смело могу сказать, что дети старшей группы проявляли живой интерес к любым видам труда. За любое поручениедети брались с охотой, в основном доводили начатое дело до конца, трудились сообща.

В процессе труда я стараюсь распределять работу между детьми, объясняя, что им надо делать, показывая отдельные приемы (как намыливать белье для кукол) и здесь принцип индивидуального подхода приобретает особое значение. Внимательно и чутко отношусь к детям, которые хотят трудиться, но очень медленно овладевают трудовыми навыками. Считаю также, что в процессе совместной работы важно не только разделение труда по его содержанию, но и уровень активности взрослых и детей, степень их участия в труде. Это способствует тому, что ребенок набирается опыта у старших и в дальнейшем старается быть самостоятельным в работе.

Дети в игре стремятся подрожать взрослым, охотно принимая на себя роль парикмахера, врача, повара.

В младших группах провожу экскурсии по территории детского сада, знакомлю с трудом повара, медсестры, дворника, прачки… Также родители ведут детей к парикмахеру, зубному врачу. Всё это дети отражают в своих играх.

В средней группе я знакомила детей с трудом сотрудников детского сада. При посещении медицинского кабинета, кухни особо подчеркивала, что весь коллектив детского сада работает дружно, слаженно, все заботятся о том, чтобы детям в детском саду жилось хорошо. Особенно широко знакомила детей с профессией библиотекаря, почтальона. В ходе ознакомления детей с трудом взрослых я стремилась раскрыть содержание работы людей разных профессий, показать последовательность трудовых процессов, результаты и значение труда.

Тем самым мы формируем у детей положительное отношение к труду.

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом взрослых зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Например, во время экскурсии в овощной магазин, я старалась обратить внимание детей на общий порядок, тщательно продуманную работу : овощи лежат по отдельности в лотках; продавец пакует в мешочки; аккуратно взвешивает.

Во время наблюдения за работой строителей подчеркивала, как дружно и слаженно они работают, обращала внимание на взаимопомощь, осторожные действия работающих, на их отношение к любимому делу.

Также в своей работе я посчитала важным вызвать у детей чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате труда : например, наблюдая как маляры красят стены на веранде – старые стены покрываются краской, становятся красивыми.

При ознакомлении детей с трудом взрослых использовала иллюстрации различных профессий, орудий и продуктов труда, дидактические игры типа «Подбери пару», «Играем в профессии» и др., рассматривание альбома «Все работы хороши», организовала выставку фотографий «Кем быть?», рассказы о профессиях (совместно с родителями, беседы, чтение художественной литературы, наблюдения за трудом взрослых, экскурсии. В нашем садике недавно построили котельную. Мы не упустили возможность понаблюдать за работой строителей, каменщиков, маляров, стекольщиков, неоднократные посещения могли увидеть продвижение стройки. После таких наблюдений даже родители заметили, что у детей изменилось отношение к труду взрослых.

Работая в старшей группе, я определяла ряд задач, которые необходимо было решать.

1. Расширять представления детей о труде взрослых.

2. Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, особо уделить внимание профессиям родителей и месту их работы.

3. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города.

4. Воспитывать уважение к людям труда.

5. Воспитывать потребность трудиться.

6. Приучать детей старательно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.

7. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда.

Ручной труд – как один из видов труда старших дошкольников занимает особое место в нашей работе. В процессе ручного труда освоили навыки работы с инструментами, бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям. Конечно, не все дети достигли одинаково больших успехов в этом виде труда. Здесь большое место я уделяю индивидуальной работе, которую планирую как в утренние часы, так и вечером. Работая с бумагой, дети научились изготавливать поделки из бумаги способом оригами. Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дети незамедлительно получают готовую поделку. Ребенок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. Руководя ручным трудом, я ставила перед собой две задачи:

1. Вызвать интерес к изготовлению полезных предметов своими руками, прилагая усилия, проявляя фантазию, творчество.

2. Предупредить возможные неудачи, чтобы не снизить интереса к труду, использовать возникающие затруднения с целью формирования у детей готовности к их преодолению.

Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной группы средств у детей формируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.

В работе с детьми каждодневно я использую пословицы и поговорки. Они помогают похвалить и подбодрить ребенка («Маленький, да удаленький», «Глаза бояться, руки делают», высказать отношение к лени («У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки», подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство восприятия.

Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому в конце вознаграждается любовью, богатством признанием.

Для успешного решения трудового воспитания огромное внимание я уделяю работе с родителями. Наиболее оптимальные формы работы с родителями :

1. Совместные выставки поделок детей и родителей

«Что нам осень принесла»

«Мастерская Деда Мороза»

«Мамины умелые ручки»

2. Родительское собрание «Папа – пример в труде»

3. Благоустройство территории (совместно родителей с детьми)

4. Трудовой уголок для родителей.

Мы готовим своего ребенка к тому, чтобы он в свое время – каким далеким нам сейчас это время ни казалось бы – мог смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наш ребенок:

- понимал, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это по сути, основа жизни;

- уважал всех, кто трудиться, и ценил плоды их труда;

-познакомился бы с тем, что представляют из себя разные работы, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин и что получается в результате;

- был готов трудиться сам – и потому, что это ему нравиться, интересно, и потому, что это надо;

- учился бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудился бы, принося пользу людям, и развивал бы свои трудовые способности.

Воспитывать у детей желание и умение трудиться можно, выполняя некоторые педагогические требования - простые, но важные.

Подводя итоги своей работы, хочу сказать, что:

1. Дети овладели умениями, позволяющими ему выполнять содержание трудовой деятельности, которого мы придерживались в работе в течение 4 лет по самообслуживанию, в хозяйственно-бытовом и ручном труде, в уходе за растениями и животными.

2. В процессе деятельности у детей сформировались навыки самоорганизации и умения последовательно и целенаправленно осуществлять работу, навыки культуры труда.

3. В процессе работы дети научились проявлять аккуратность, настойчивость, умение сосредоточенно работать и доводить дело до конца, контролируя себя.

4. У детей сформированы представления об общественной направленности и пользе труда людей, об их отношениях к труду, об общественном характере труда и взаимоотношениях в процессе деятельности, основанных на уважении и взаимопомощи друг другу. У детей воспитан интерес к труду окружающих и общественно полезные мотивы собственной трудовой деятельности, желание трудиться сформировано умение выполнять свои обязанности.

5. В процессе коллективной трудовой деятельности дети научились согласовывать свои действия, желания, интересы сработающим рядом, приходить по необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы обращения, замечаний.

Публикации по теме:

Мотивация детей к трудовой деятельности средствами дидактических пособий (из опыта работы) Выступление на районном методическом объединении воспитателя 1 кв. категории Фадеевой И. Е. на тему: «Мотивация детей к трудовой деятельности.

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе подготовки к Дню Победы (из опыта работы) ДЕНЬ ПОБЕДЫ 9 мая – День Победы. И если мы, взрослые, знаем о войне и далеком 1945 годе очень многое, то нашим детям еще предстоит об этом.

Формирование этических представлений у дошкольников в процессе театральной деятельности из опыта работы Каждый человек в течение жизни может выполнять различные актерские функции. Маленький ребенок, который только начинает осмысливать окружающую.

Из опыта работы воспитателя младшей группы по организации трудовой деятельности Из опыта работы воспитателя младшей группы по организации трудовой деятельности (виды, формы, методы и результаты)Цель: формирование положительного.

О развитии творческих способностей в процессе игры на детских шумовых инструментах (презентация опыта работы) О развитии творческих способностей в процессе игры на детских шумовых инструментах (презентация опыта работы) Подготовила музыкальный руководитель.

Обобщение опыта работы «Духовно — нравственное воспитание дошкольников посредством проектной деятельности» Духовно-нравственное воспитание дошкольников является важной и необходимой составной частью образовательно - воспитательного процесса, а.

Обобщение опыта работы по приобщению детей к трудовой деятельности в детском садуОбобщение опыта работы по приобщению детей к трудовой деятельности в детском саду Развитие личности ребёнка посредством приобщения к доступной трудовой деятельности, ознакомления с трудом взрослых. «ОТ САМООБСЛУЖИВАНИЯ.

Обобщение опыта работы «Развитие речевой активности дошкольников в процессе театрализованной деятельности» Искусство актера заключается в речи и в движении тела. И. Гёте Введение Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых.

Из опыта работы «Музыкальность у детей младшего дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах»Из опыта работы «Музыкальность у детей младшего дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах» «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения; музыка придаёт жизнь и весельевсемусуществующему…Её.

Развитие опыта трудовой деятельности старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации План по самообразованию Воспитатель: Долгушева Наталья Ивановна Тема: «Развитие опыта трудовой деятельности старших дошкольников в условиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание в процессе трудовой деятельности (из опыта работы)
Опубликовано: 10 мая 2018 в 22:55
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание в процессе трудовой деятельности (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Шеуджен Асьет Юрьевна (УИ 1499899) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД