Корнева Галина Михайловна
Эскиз модели деятельности педагога по выявлению одаренности у детей 6–8 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Эскиз модели деятельности педагога по выявлению одаренности
у детей 6-8 лет в условиях художественно-творческого процесса.
«АРТ-Мастерская литературного творчества»
I. Пояснительная записка.
Литературное творчество учащихся – это попытка выразить себя в слове, образе. Чуткость к слову, владение литературными жанрами делает по-настоящему творческим процесс чтения. От маленького писателя к большому читателю – в этом цель детского литературного творчества. Сегодня у нас осуществляется переход от традиционной авторитарной педагогики к педагогике гуманно-личностной, неотъемлемым свойством которой является развитие творческого потенциала ребенка.
Публикация «Эскиз модели деятельности педагога по выявлению одаренности у детей 6–8 лет» размещена в разделах
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей одарённые. Беда в том, что не все из них об этом знают. Проблема «одарённости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы.
Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Актуальность.
В последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование, традиционно считавшимся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности решения проблемы, используя весь арсенал системы дополнительного образования. Это и кружковая работа, и организация внеурочной деятельности учащихся, и развитие исследовательской деятельности.
При организации работы с одаренными детьми в условиях массовой общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.
Целью разработанной модели является :
создание благоприятных условий для развития и выявления одаренных детей в интересах личности, общества и государства.
Задачи модели :
• разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей на этапе начального общего образования;
• определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одарённых детей;
• совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье,
• проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;
• предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.
Конструкция модели :
Теоретико-методологический блок включает такие концепции одаренности :
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
3. Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
психолого-педагогические ориентиры :
Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» детей 7-8 лет с которыми я работаю, позволил мне выделитьследующие виды одаренности :
-Общая интеллектуальная (академическая) одаренность;
-Информационно - коммуникативная одаренность;
-Творческая одаренность;
-Социальная одаренность;
-Спортивная одаренность.
Содержательно-технологический блок
используемые диагностические методики:
1. Методика А. А. Лосевойпедагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала, отслеживание уровня умственного развития учащихся
2. Методика П. Торренсаотслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся, развитие творческого мышления.
3. Методика Калинина Л. Ю. технология раннего выявления одаренности в условиях художественно-творческого процесса. Тест, включающий субтесты, в каждом из них присутствует материал для стимулирования проявления ребенком одаренности (музыкальной и математической; в области изобразительного искусства и спортивной; музыкальной и лингвистической).
Результативно-оценочный блок
-совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
-призовые места или дипломы в областных олимпиадах.
развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
-развитие творческого и логического мышления учащихся;
Учащиеся должны уметь
-воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
-определять учебную задачу;
-ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
-владеть своим вниманием;
-сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
-владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
-использовать основные приемы мыслительной деятельности;
-самостоятельно мыслить и творчески работать;
-владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
методы и формы:
групповые занятия с одаренными учащимися;
предметные кружки;
дела по интересам;
конкурсы;
факультативы по выбору;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
исследовательская деятельность и участие в НПК.
II. Планируемые результаты модели :
- Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности. --Формирование банка технологий и программ ранней диагностики одаренных детей.
-Повышение мотивации школьников к учению и уровня облученности за счет учета индивидуальных образовательных запросов учащихся, а также их психологических и социальных характеристик.
-Участие в различных конкурсах: районных, окружных, областных, международных, Российских.
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
• сформировать систему работы с одарёнными детьми;
• создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
• совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
• сформировать банк данных «Одарённые дети».
III. Средства оценивания результатов модели.
Диагностический инструментарий по выявлению одаренности у детей 6-8 лет включает :
Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей А. А. Лосевой. Опросник включает характеристики 10 сфер, где учащийся может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной. Экспертам предлагается оценить по 4х бальной системе характеристики указанных сфер проявления одаренности. Если какая-то характеристика присуща учащемуся в наивысшей степени, выставляется 5 баллов; 2 балла – самая низкая оценка. Далее вычисляется среднееарифметическое для каждого испытуемого.
Методика «Искусство+» (Л. Ю. Калинина, Д,В. Иванов)
Методика адресована учителям начальных классов, а также родителям, не имеющим специальной подготовки в области музыки или изобразительного искусства. Она доступна в применении, не требует больших временных затрат. Предлагая детям выполнить задания-субтесты, педагог замечает и фиксирует конкретные факты «одаренного» поведения ребенка. Субтесты выполняются в течение 20 минут, по одному на каждом занятии (групповом или индивидуальном). Диагностическая процедура направлена на выявление одаренности ребенка посредством наблюдения за его действиями в процессе выполнения субтестов. Внешне ребенок демонстрирует одаренность в действиях, отражающих его мысли, эмоции, понимание смысла воспринимаемого, в т. ч. арт-объектов, созданных современными авторами.
IV. Материально-техническое обеспечение модели.
«арт-мастерская» включает:
-Книги… (предметы, связанные с речью, чтением,
-Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению и в программе обучения (в том числе в цифровой форме,
-Словари по литературному чтению.
-Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием воспитания по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
-Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей.
-Анкета для первоклассников «Читательская активность обучающихся»
Приложение
Диагностические средства.
Эффективность ОД отслеживается по результатам следующих показателей:
1. Проверка техники чтения.
2. Проверка читательского кругозора.
3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения
Анкета для первоклассников «Читательская активность обучающихся»
Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.
1. Любишь ли ты читать?
-да-
-нет-
2. Почему ты любишь читать?
-можно многое узнать
-интересно
3. Посещаешь ли ты библиотеку?
-да
-нет-
4. Что ты любишь читать?
-стихи
-сказки
-смешные рассказы
-рассказы о животных
5. Что любишь больше всего?
-читать сам
-слушать чтение взрослых
6. Читают ли в вашей семье книги вслух?
-читают
-не читают
7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?
-хвалят
-ругают, сердятся
8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?
-могу
-не могу
Проверка техники чтения проводится в соответствии с программой по предмету на уроках чтения.
МетодикаА. А. Лосевой для выявления (экспертной оценки) одарённых детей
Опросник включает характеристики 10 сфер, где учащийся может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной.
Экспертам предлагается оценить по 4-х бальной системе характеристики указанных сфер проявления одарённости. Если какая-то характеристика присуща учащемуся в наивысшей степени, выставляется 5 баллов; 2 балла – самая низкая оценка. Далее вычисляется среднее арифметическое для каждого испытуемого.
инструкция
Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь.
Усредненные результаты по всем областям сравните между собой. Выделите 3-4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для развития способностей. Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. Одного ребенка должны оценивать несколько экспертов: родители, классный руководитель и несколько учителей по разным предметам.
Наблюдение за учащейся 8 лет
I. Интеллектуальная сфера
1. Высокая познавательная активность, мобильность. 5
2. Быстрота и точность выполнения умственных операций. 5
3. Устойчивость внимания. 5
4. Навыки логического мышления,хорошо рассуждает, ясно мыслит,не путается в мыслях. 5
5Богатство активного словаря. 4
6Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. 5
7. Выраженная установка на творческое выполнение заданий. 4
8. Развитость творческого мышления и воображения. 5
9. Владение основными компонентами умения учиться. 5
10 .Способность контролировать собственную творческую деятельность5.11. повышенный темп умственного развития. 5
12. Возможность предвосхищения результата деятельности. 5
Итого: 5
II. Сфера академических достижении
1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур. 5
2. Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям. 4
3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов. 4
4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений. 4
5. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).5
6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год - два. 4
7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит). 4
8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной. 4
9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился. 4
10. Пытается выяснить причины и смысл событий. 4
11. Уделяет много времени созданию собственных «проектов». 4
12. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом. 4
Итого: 4
Ш. Творчество
1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей. 4
2. Изобретательность в использовании материалов и идей. 5
3. Склонность к завершенности и точности в занятиях. 5
4. Задает много вопросов по интересующему его предмету. 5
5. Любит рисовать. 4
6. Проявляет тонкое чувство юмора. 4
7. Не боится быть таким, как все. 4
8. Любитфантазировать, играть. 4
Итого: 4
IV. Литературные сферы
1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта. 5
2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем. 5
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное. 5
4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. 5
5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства. 5
6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии. 5
6Любит писать рассказы или статьи. 4
7. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения. 4
Итого: 5
V. Артистическая сфера
1. Легко входит в роль другого персонажа, человека. 4
2. Интересуется актерской игрой. 4
3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека. 4
4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену. 4
5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают. 4
7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания. 4
8. Активен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться. 4
Итого: 4
VI. Музыкальная сфера
1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии. 4
2. Хорошо поет. 4
3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств. 4
4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку. 4
5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо. 4
6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние. 4
7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии. 4
8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте. 4
Итого: 4
VII. Техническая сфера
1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду. 4
2. Интересуется механизмами и машинами. 4
3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников. 4
4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек. 4
5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
6. Любит рисовать чертежи механизмов. 4
7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин. 4
Итого: 4
VIII. Двигательная сфера
1. Тонкость и точность моторики. 5
2. Развитая двигательно-моторная координация. 5
3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура) 5.
4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях. 5
5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры. 5
6. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т. д.). 5
Итого: 5
IX. Сфера художественных достижений
1. Проявляет большой интерес к визуальной информации. 4
2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере. 4
3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов. 4
4. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь. 4
Способныйв выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события, составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т. д.). 4
5. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем. 4
6. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.). Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение, 4
9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве. 4
10. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах. 4
Итого: 4
X. Общение и лидерство
1. Легко приспосабливается к новой ситуации. 4
2. Всегда выполняет свои обещания,серьёзный. 5
3. Высокая общительность с окружающими. 4
4. Стремится к доминированию среди сверстников. 5
5. Сверстники обращаются за советом. 5
Итого:5
Вывод:Проведенные наблюдения за учащейся 8 лет, проявились следующие способности ОД:
Интеллектуальная сфера,
Литературная сфера,
Двигательная сфера,
Общение и лидерство.
Диагностическая карта методики «Искусство+»
Субтест «Живой орнамент»
Цель субтеста: выявление одаренности в интегрированной предметной области «изобразительное искусство и спорт».
Шифр обучающегося _7__
Возраст (__8_ лет)
Образовательный модуль «АРТ-Мастерская литературного творчества»
Форма занятия (подчеркнуть) :а) групповое; б) индивидуальное
Второй субтест– «Живой орнамент».
Уровень проявления одаренности :
– в области изобразительного искусства (от 0 до 3 баллов) _2___
– физического воспитания (от 0 до 3 баллов) __3___
Дуовекторная одаренность. (от 0 до 3 баллов) __2___
Проявилась обоснованность выбора материала замыслом ребенка (подчеркнуть) : да, нет
Создан художественный образ, содержание которого, совпадающее с названием арт-композиции, понятно педагогу и другим детям (подчеркнуть) : да, нет
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Наличие у ребенка достижений (количество дипломов, грамот, побед на соревнованиях разного уровня) :
в музыке
___0___
в математике 2___
в изобразительном искусстве ___0___
в спорте
___11___
в изучении русского и иностранных языков ___3___
Вывод: У учащегося академический вид одаренности (спортивный)
Матрица определения видов одаренности
Вид одаренности Признаки, различия Методы выявления
1. Интеллектуальная Повышенная любознательность, исключительная сообразительность, динамичность и оперативность мыслительных процессов, полное погружение в предпочтительную сферу деятельности, успешное применение знаний и умений в практических ситуациях, острота аналитического ума, стабильная способность ставить и решать проблемы, осуществлять оптимальный выбор; развитые навыки планирования, настойчивость в достижении цели. Систематизировать наблюдение, опросники
2. Академическая Ярко выраженный интерес к предмету, способность конструктивного овладения понятиями, терминологией по избранному предмету, демонстрация понимания, следствие связей, исключительная способность классифицировать, систематизировать материал по предмету, тяга к логическим умозаключениям и абстрактным понятиям. Полная отдача сил, энергии, времени достижению высоких результатов в области своего научного интереса, высокая мотивация при изучении предмета. Систематизация наблюдения, анкетирование, тесты достижения.
3. Психо-мониторная Проявляет повышенную активность в движениях, предпочитает деятельность, требующую тонкой и точной моторики, координации, двигательных процессов, пластики; спортивность, усиленный кинестетический самоконтроль
4. Творческая Умение переделывать информацию, пытливость ума и дотошность в получении сведений, фактов, различного рода "заморочек", стремление мыслить и делать все по-своему, изобретать, разрушать стереотипы обыденной среды, исследовать, активность, гибкость и вариативность мышления, жажда необычного, частая импровизация, способность генерировать неординарные идеи, независимость в суждениях, ослабленное внимание к условностям и авторитетам Тесты Морренса, Горшаха.
5. Лидерская Имеет склонность к руководству и организации деятельности других, свободное и легкое общение со сверстниками и взрослыми людьми, в определенной мере регулирует взаимоотношения содноклассниками, проявляет инициативу, берет на себя повышенную ответственность, оказывает влияние на разрешение конфликтов, оказывает помощь советами, рекомендациями. Тесты- опросники, шкала оценки характеристик одаренных учащихся (Рензулли).
6. Художественно- исполнительская Предпочитает визуальную информацию, подробно детализирует, запоминает и художественно воспроизводит увиденное, услышанное, обостренная интуиция, охотно экспериментирует, применяя средства художественной выразительности, оригинальность художественных, музыкальных, оценочных видов продукции; неповторимость в самовыражении, сильная увлеченность разными видами искусства, настойчивость в достижении мастерства. Опросники, специализиров. тесты, контр. Записи наблюдений.