Ирина Мирошниченко
Эссе «Взаимоотношение педагога и ребенка в «свободной» школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Взаимоотношение педагога и ребенка в «свободной» школе»
Быть правдивыми и честными с детьми,
не скрывая от них того, что происходит в душе,
есть единственное воспитание. Лев Николаевич Толстой
В начале XX в. в мировой педагогике начали активно распространяться идеи свободного воспитания и развития личности ребенка. Для их разработки и популяризации многое сделала итальянская учительница Мария Монтессори (1870–1952). В книге «Метод научной педагогики» она утверждала, что нужно максимально использовать возможности детского возраста. Главной формой начального школьного обучения должны быть самостоятельные учебные занятия. Монтессори составила дидактические материалы для индивидуального изучения младшими школьниками грамматики родного языка, геометрии, арифметики, биологии и других предметов. Эти материалы построены так, что ребенок может самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки. Сегодня в России есть много сторонников и последователей системы Монтессори. Успешно работают комплексы «детский сад – школа», где идеи свободного воспитания детей внедряются в жизнь. Приверженцем идей свободного воспитания в России был Константин Николаевич Вентцель (1857–1947). Он создал одну из первых в мире деклараций прав ребенка (1917). В 1906–1909 гг. в Москве успешно действовал созданный им «Дом свободного ребенка». В этом оригинальном учебном заведении главным действующим лицом был ребенок. Воспитатели и учителя должны были приспосабливаться к его интересам, помогать в развитии природных способностей и дарований.
Публикация «Эссе „Взаимоотношение педагога и ребенка в „свободной“ школе“» размещена в разделах
Взаимоотношения взрослого и ребёнка – какими они должны быть? Авторитетными, назидательными, дружескими, приятельскими? Об этом спорит не одно поколение педагогов. А «свободная педагогика» вообще решение этого вопроса поставила в разряд основополагающих. Из этого вытекала направленность «свободного» воспитания - на сохранение и развитие "я" ребенка. Свободная педагогика исходит из признания огромной роли детства в жизни человека, его своеобразия, развития по своим особым законам, требующим специфического подхода к каждому из отдельных возрастных этапов. Сторонники свободного воспитания заявляли о необходимости освобождения школы из-под контроля государства, независимости от классовых, политических, церковных интересов.
К самым известным представителям данного направления можно отнести Жан-Жака Руссо, Льва Николаевича Толстого, Константина Николаевича Вентцеля, Станислава Теофиловича Шацкого, Яна Амуса Коменского, Марию Монтессори, Джона Дьюи и многих других. Направление возникло еще в 18 веке, но широкое распространение получила в 19-20 веках. Каковы же были причины возникновения свободной школы в педагогике?
В середине ХIХ в. капиталистические отношения в Западной Европе стали всеохватывающими - сформировалось то, что можно назвать бур-жуазной цивилизацией, обществом индустриального типа. Изменения за-тронули и сферу образования и воспитания: в этот период буржуазная мас-совая школа (как средняя, так и начальная) и связанная с ней педагогическая идеология (предполагающая ориентацию на изолированного индивида, обучаемого и воспитываемого с помощью стандартных, одинаковых для всех методов и средств, нивелирующих индивидуальность и включающих человека в безличный государственный порядок) получили повсеместное распространение. За такую формальную систему образования когда-то ратовал Гегель. В середине XIX в., когда построенное почти "по Гегелю" массовое образование начинает работать в полную силу, оказывается, что вместо того, чтобы в соответствии с гегелевским рецептом органически слиться с "общим", с государственным "целым", личность безнадежно теря-ется в нем, утрачивает вместе с ощущением индивидуального своеобразия и смысл собственного существования. В XIX в. пути преодоления этой антиличностной тенденции в широком социально-педагогическом контексте искали социалисты-утописты, вслед за ними марксисты, деятели рабочего и социалистического движения.
В 50-е гг. XIX в. выдающийся представитель английского позитивизма Г. Спенсер (1820-1903) выступил с серией статей, в которых резко критиковал формализм и догматизм современного ему образования, требуя сделать его полезным для индивида. Он отстаивал приоритет интересов отдельной личности, доказывал необходимость строить обучение на основе самодеятельности учащихся, подчеркивал роль и значение накопления ребенком личного опыта как важнейшего средства его обучения.
Во второй половине XIX в. в педагогическом мировоззрении наметился существенный сдвиг, связанный с развернувшейся на рубеже ХГХ-ХХ вв. "педоцентристской революцией". Она стала закономерным следствием развития идеи, высказанной Коменским, а затем подхваченной Руссо и Песталоцци - педагогический процесс должен быть направлен на развитие "природных дарований" детей, на обеспечение естественного роста и развития ребенка, на раскрытие заложенных в нем от рождения потенций. Такой подход исключал авторитаризм в позиции педагога, превращал его в помощника ребенка, организующего среду, в которой тот формируется, и направляющего развитие ребенка в соответствии с его природой.
Выразить суть «свободной педагогики» можно словами Льва Николаевича Толстого: «Свобода детям!». Великий русский просветитель писал: «Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся». Толстой последовательно различал воспитание как «стремление одного человека сделать другого таким же, каков он сам», как действие насильственное, а потому «незаконное и несправедливое», и образование как действие «свободное, а потому законное и справедливое». Из этой установки вырастала предложенная им концепция школы. Толстой доказывал, что все современные ему школы учреждались "не так, чтобы детям было учиться удобно, но так, чтобы учителям было удобно учить"; школа же должна создаваться для ребенка и помогать его свободному развитию.
В своей знаменитой книге «Век ребенка» Э. Кей говорит о переменах в обществе в сторону свободной педагогике так : "Изменение это произойдет тогда, - и только тогда, - когда во всем человечестве пробудится сознание "святости будущего поколения". Это пробудившееся сознание поведет к тому, что новое "поколение", его происхождение, заботы об его воспитании сделаются не только главными, центральными задачами общественной жизни, вокруг которых будут группироваться нравы, законы, учреждения, но они сделаются исходной точкой зрения, с которой будут рассматриваться все другие вопросы и приниматься решения". Э. Кей выдвинула главный принцип педагогики свободного воспитания, требуя от педагога "спокойно предоставлять природе свободу помогать самой себе и не ускорять эту самопомощь, а только следить, чтобы окружающие обстоятельства и обстановка поддерживали работу природы ".
Джон Дью сравнивал переход к свободной педагогике с коперниканским переворотом в науке: "В настоящее время начинающаяся перемена в деле нашего образования заключается в перемещении центра тяжести. Это - перемена, революция, подобная той, которую произвел Коперник, когда астрономический центр был перемещен с земли на солнце. В данном случае ребенок становится солнцем, вокруг которого вращаются средства образования; он - центр, вокруг которого они организуются. В школе жизнь ребенка становится все определяющей целью. Все необходимые средства, содействующие росту ребенка, - здесь центр. Обучение? Конечно, но жизнь на первом месте, а обучение только при содействии этой жизни и для нее».
Ребенок, считал Песталоцци, должен как бы сам творить себя, осознавая свои индивидуальные способности по мере роста и развития; воспитание же в «свободной» школе превращается лишь в способ обеспечения личностной независимости. Песталоцци призывает развить в каждом человеке чувство свободы и независимости, стремясь обеспечить свободу человека в обществе через овладение профессией, добиваясь при этом самовыражения личности.
Таким образом, принцип свободы предполагает :
отличную от государственной школы организацию всего учебно-воспитательного процесса;
отказ от всех внутришкольных факторов давления на ребенка : обучение
без отметок, экзаменов;
создание атмосферы доброжелательности;
вера в силы ребенка и его возможности;
опора на естественные мотивы в обучении;
отсутствие у детей страха перед физическим наказанием или моральным унижением;
предоставление ученикам свободы выбора вида деятельности, учителя, метода учения и т. д. (концепция Константина Николаевича Вентцеля).
Представители этой концепции сосредоточивают свое внимание на необходимости исходить из детского мироощущения в организации воспитательно-образовательного процесса, из уважительного отношения к внутреннему миру ребенка.
Основы свободной педагогики : природосообразность, свободная творческая деятельность, общение (взаимоуважение, взаимопонимание, трудовая деятельность детей (ведь только накопление опыта ребенком ведет к формированию его личности).
В 1973г. в Англии на 91-м году жизни скончался "последний классик" свободного воспитания, создатель и бессменный руководитель легендарной школы Саммерхил Александр Нил (Нейлл). На протяжении всей своей долгой жизни он, словом и делом отстаивал право ребенка жить и развиваться свободно уже с младенческого возраста. "Мои дети, - писал Нил, - делали только то, что им заблагорассудится. Я не сомневаюсь, что мне удалось выявить все их лучшие качества". Единственный критерий деятельности педагога, утверждал он, - интерес ребенка, а лучший воспитатель детей - природа, естественной работе которой и должны способствовать взрослые. Нил беспощадно увольнял учителей, которые, по его мнению, своими авторитарными действиями принуждали детей к учебе, нанося им психологические травмы и нарушая природную гармонию развития человека. Он считал, что идеальный педагог должен стать "членом группы" детей, и сам демонстрировал исключительное умение находиться среди них, оказывать влияние на их поведение силой своей личности.
В России принципы свободной педагогике нашли свою реализацию только в системе дополнительного образования (и то – частично). Хотя это, безусловно, пробел в нашей образовательной системе. Ведь самое важное, чему учит свободная педагогика – это общению взрослого с детьми. Общение же – это сложный и многогранный процесс взаимодействия людей в их совместной деятельности, обеспечивающий все многообразие жизнедеятельности и отношений личности. Именно в общении происходят восприятие, понимание и оценка человека человеком. Общение должно строиться «исходя из ребенка» (определение Э. Кей).
Ну и в завершении хочется привести несколько высказываний о воспитании, принадлежащих Л. Н. Толстому:
• воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было.
• Все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, самому воспитываться: только этим люди влияют на других, воспитывают их.
• Правдивость везде, а особенно в воспитании, есть главное условие.
• Воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети.
Заповеди учителя Школы свободного развития А. В. Хуторского
Эти заповеди родились из живого опыта творческого общения с детьми в Школе свободного развития и стали играть роль принципов, помогающих учителю в повседневной педагогической работе.
1. ПРИМИ ВСЕ ТО, ЧТО ЕСТЬ В РЕБЕНКЕ, как естественное, сообразное его природе, даже, если это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам. Если ребенок кричит или бегает по коридорам – в первую очередь, это особое и законное проявление его внутренней энергии, и лишь во вторую – нарушение правил общественного поведения. Единственное исключение – неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его собственному здоровью.
2. Приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные, СОПРОВОДИ ЕГО ПОЗИТИВНУЮ САМОРЕАЛИЗАЦИЮ. Если всячески помогать и одобрять культурный труд и достижения ребенка, стимулировать его творческие идеи, то именно они будут расти в нем и развиваться. Просчеты и недостатки, на которых внимание учителя явно не концентрируется, будут уходить, не получая внешней энергетической подпитки.
3. СТАРАЙСЯ НИЧЕМУ НЕ УЧИТЬ РЕБЕНКА НАПРЯМУЮ. ВСЕГДА УЧИСЬ САМ. Тогда ребенок, находясь с тобой, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться. На занятиях живописью – рисуй сам; если все сочиняют сказку, сочиняй и ты; на математике решай новые для себя задачи вместе с учениками.
4. НЕ ЗАДАВАЙ ДЕТЯМ ВОПРОСОВ, НА КОТОРЫЕ ЗНАЕШЬ ОТВЕТ (или думаешь, что знаешь). Ищи истину вместе с ними. Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным тебе решением, но в итоге всегда стремись оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощути радость совместного с ними творчества и открытия.
5. ИСКРЕННЕ ВОСХИЩАЙСЯ ВСЕМ КРАСИВЫМ, что видишь вокруг. Находи прекрасное в природе, искусстве, технологиях, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого.
6. НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЙ ПРОСТО ТАК. Если ты с детьми, то ты учитель в любой момент времени. Любая ситуация для тебя – педагогическая. Умей сам создать её или использовать возникшую ситуацию для решения образовательных задач. Ученик, попавший в образовательную ситуацию, всегда приобретает в результате личные знания и опыт, свой собственный вывод. Это лучше, чем вещать и растолковывать ему прописные истины. Но обязательно помоги ребенку осознать и сформулировать свои результаты, оценки, выводы.
7. Считай своим основным педагогическим методом ОСОЗНАННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЕБЕНКОМ. Все, что он делает или не делает, есть внешнее выражение его внутренней сущности. Всегда старайся понять внутреннее через внешнее. Будь "переводчиком" всех его поступков и работ. Вглядывайся, вслушивайся, вчувствуйся и вдумывайся в ученика. Обсуждай с ним его успехи и проблемы. Даже делая это без него, ты будешь помогать ему.
Литература
1. Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века. М., 1994
2. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология : Учеб. пособие. М. : Гардарики, 2014
3. Джуринский А. Н. История педагогики : Учеб. пособие для студ. педвузов. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012
4. Егоров С. Ф. Лев Николаевич Толстой // Перспективы. 1989. № 3. С. 136
5. Никандров Н. Д. На пути к гуманной педагогике // Советская педагогика. 1990. №9. С. 42.
6. Подласый И. П. Педагогика : 100 вопросов – 100 ответов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013
7. Свободное воспитание : Хрестоматия. / Сост. Г. Б. Корнетов. М, 1995
8. Сластенин В. А. и др. Педагогика : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. М. : Издательский центр «Академия», 2012