Станкова Наталия Сергеевна
Эссе «В чём заключается развивающий характер предметно-пространственной среды ДОО?»
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО на сегодняшний день стоит весьма актуально. Но нужно разобраться, что, же такое предметно-развивающая среда в ДОО и в чем заключатся её развивающий характер.
Согласно ФГОС, развивающая предметно-пространственная среда - это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребёнка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом. Исходя из данного определения, развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.
Публикация «Эссе „В чём заключается развивающий характер предметно-пространственной среды ДОО?“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - развивающую среду и её средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.
В современном мире, когда такое разнообразие игр и игрушек, порой бывает сложно грамотно организовать развивающее пространство в группе. Всегда нужно помнить, что любой предмет, с которым взаимодействует ребёнок в группе детского сада, должен нести именно развивающий характер, иметь педагогическую нагрузку.
В каждом дошкольном учреждение при организации развивающей предметно-пространственной среды следует, обращаются к Федеральному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) и к Образовательной программе самого дошкольного учреждения. Согласно требованиям ФГОС ДО организация развивающей предметно- пространственной среды, является одним из ключевых условий успешной реализации образовательной программы дошкольного образования. Проектирование и обогащение развивающей предметно-пространственной среды, является ключевой задачей дошкольного учреждения.
В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Давайте, представим, что каждый день ребёнок приходит в группу, где видит одни и теже игрушки, игры, наборы больницы, парикмахерской. Будет ли такая среда способствовать развитию ребёнка?
Я думаю, что, скорее всего ребёнку станет скучно в таком окружении.
А вот если добавить предметы, к которым нет точно заданной функции и ребёнок сам сможет из них создать игрушки или строить. То такие предметы точно будут способствовать его развитию.
Из этого следует, что при формировании предметно-развивающей среды необходимо помнить и учитывать:
• Что помимо, образовательной, развивающей, воспитывающей, коммуникативной функции, среда должна работать на развитие самостоятельности ребенка.
• Служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
• Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
• Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
• В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
• В групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
• Цветовая палитра должна быть представлена тёплыми, пастельными тонами.
• При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать, что ведущей деятельностью ребенка является – игра.
• РППС группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
• Для ребенка нужно создать три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука", роста и предметного мира взрослых.
Помимо, традиционного игрового оборудования в условиях современного образования, следует использовать в развивающей предметно-пространственной среде группового помещения, электронные образовательные ресурсы, что позволяет разнообразить формы взаимодействия с детьми.
Я считаю, что среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения. Есть ещё такое выражение, что среда – это третий педагог (семья, воспитатель и среда). А развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.
Из выше сказанного, можно сделать вывод, что предметно-пространственная среда носит развивающий характер, и без неё невозможно гармоничное всестороннее развитие ребенка!