Фурсова Ирина
Эссе «Сухомлинский Василий Александрович»
▼ Скачать + Заказать документы
Сухомлинский Василий Александрович.
(1918 – 1970)
Советский педагог-новатор, детский писатель, создатель педагогической системы.
«Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство – в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам. Это желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школ».
Публикация «Эссе „Сухомлинский Василий Александрович“» размещена в разделах
Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.
Самым важным в работе с детьми он считал воспитание. Всё было направлено на то, чтобы ребёнок хотел идти в школу, учился с радостью, чтобы в школе царила атмосфера труда, поддерживались ровные, спокойные отношения, отсутствовала суета и раздражительность.
Сделать ребёнка счастливым, сохранить его здоровье, вооружить его мировоззрением, воспитать тонкость чувств и заложить высокую нравственность — эти задачи ставил Сухомлинский и решал их вместе с коллективом единомышленников.
В свою школу он принимал только тех педагогов, кто горел любовью к детям, кто был талантлив и любил своё дело. Кто же не соответствовал этим требованиям, уходили сами. Об одном из таких учителей он сказал: «Он был ни горячим, ни холодным, а лишь тёпленьким, поэтому не смог работать с детьми».
Как директор, он делал всё для того, чтобы у преподавателей было время читать, работать над собой и заниматься здоровьем. Он сумел так чётко организовать их труд, что в рабочее время они успевали сделать очень многое. После уроков учителя были заняты только один раз в неделю, в остальные дни это время было свободным и неприкосновенным. Все дни каникул учителя должны были отдыхать. До минимума была сведена бумажная работа. И, конечно, всё это давало результат.
Вся школьная обстановка, окружавшая детей, была продумана до мелочей. Сухомлинский считал, что ребёнок должен расти в атмосфере красоты и творчества. В школе на 560 детей работало 80 кружков. Преподаватели выпускали с детьми журналы самых разных направлений: литературный, математический и многие другие. Развитие творчества детей было задачей номер один.
Василий Александрович считал, что здание школы должно быть окружено «фабрикой кислорода». Рядом с Павлышской школой располагался большой приусадебный участок, который буквально утопал в зелени: росли яблони, груши, сливы, абрикосы, вишня, орех, рябина, ель, кедр, сосна, берёза и огромное количество цветов. В саду было множество всевозможных беседок, аллей, лужаек. И вся эта огромная территория обихаживалась руками детей. За 20 лет 40 гектаров неплодородной земли ученики и педагоги превратили в цветущие сады.
В помещении школы были «зелёные» комнаты, зимний сад, цветы. Кроме того, имелись небольшие уголки, где дети могли уединиться, музыкальная комната, комнаты живописи, сказок, комната мысли и другие. В школе был культ книги, в каждой комнате имелись книги, которые мог взять любой ребёнок.
У Сухомлинского был свой взгляд на отдых: «Отдых мы усматриваем в разумном чередовании видов деятельности, — говорил он. — Мастерство воспитания мы видим в том, чтобы часы, свободные от учения и физического труда, были наполнены живой волнующей мыслью, глубокими нравственными, интеллектуальными, эстетическими чувствами».
В результате исследований и наблюдений Сухомлинский пришёл к выводу, что причина плохой учёбы в 85 % случаев заключается в скрытых недомоганиях, которые ребёнок ещё не ощущает, поэтому в школе уделялось большое внимание здоровью детей. Летом все ребята обязательно ходили в походы. Около половины всех уроков в начальной школе проходило на свежем воздухе, для чего на лужайках были оборудованы беседки.
Каждый понедельник на совещании кто-нибудь из учителей рассказывал о духовной жизни своего детского коллектива: о радостях, огорчениях, проблемах и стремлениях. Подробно останавливались на тех детях, с которыми возникли какие-то трудности; другие учителя тоже высказывались. Обозначалась проблема, и намечались пути решения. За трудными детьми закреплялись наставники, и начиналась длительная целенаправленная работа всего коллектива. Ни один ребёнок не выпадал из поля зрения взрослых.
Очень важной задачей Сухомлинский считал развитие в детях чувствительности к окружающему миру, тонкости чувств. В первую очередь он связывал это с тонкостью понимания слова, считая, что тонкость чувств и мышления зависит от умения пользоваться словом, различать его оттенки и значение. Чтобы научить этому детей, Сухомлинский начал сам наблюдать за природой и в результате написал тысячу сочинений-миниатюр, которые потом читал детям. Каждое его сочинение было посвящено какому-нибудь явлению природы и вызванному им чувству. И когда он понял, как много это даёт детям, он повёл их в сад, в лес, в поле, к реке, и они стали учиться писать о том, что увидели и пережили. Учителя с энтузиазмом подхватили это начинание. В результате в школе было собрано 45 томов детских работ: сказок, миниатюр и др. Практически все дети писали стихи.
В школе установились свои традиции и праздники. Проводился День матери, День героя, праздник песни, праздник снежного городка, неделя сада (весной и осенью, праздник хлеба. Одна из традиций школы — у каждого ребёнка обязательно был друг старшего возраста. Ещё одна традиция: каждый класс в конце года дарил школе какой-нибудь полезный предмет, сделанный своими руками.
«Воспитание в широком понимании, — писал Сухомлинский, — это многогранный процесс постоянного духовного обогащения одновременно тех, кто воспитывает, и тех, кого воспитывают». Практика показывала, что прочная, незыблемая основа нравственных убеждений закладывается в детстве и раннем отрочестве, и этому возрасту уделялось особое внимание.
В своей работе педагоги добивались, чтобы добро, честь и справедливость приносили ребёнку личную радость, а зло, бесчестие и несправедливость вызывали тревогу, огорчение, желание это изменить. В школе стремились, чтобы жизнь учеников проходила в атмосфере высоконравственных поступков. О плохом с детьми старались говорить наедине, чтобы не задевать их человеческое достоинство.
Сухомлинский говорил : «Самый лучший учитель для ребёнка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своём ученике друга и единомышленника».
Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что приоритетной задачей школы является формирование нравственной, ценностной области жизнедеятельности всего общеобразовательного учреждения, и следовательно, необходима четко-продуманная система нравственного образования ребенка, разработка ее концептуальных основ.
Проблемы, над которыми работал В. А. Сухомлинский, остаются актуальными и на современном этапе развития педагогической мысли и практики. Средства и пути стимулирования индивидуального развития ребенка с учетом совокупности всех факторов, эмоциональной восприимчивости, активности школьника, коллективной деятельности и общения, механизмы и принципы формирования и развития нравственно-этических установок, моральных качеств личности; подход к системе наказаний и поощрений учащегося; роль домашнего задания, отметки в учебной деятельности школьника, определение оптимальной учебной нагрузки учащегося, воспитания любви к чтению, трудолюбия; поиск эффективных методов и форм организации деятельности школьника по добыванию знаний, поиск способов включения этих знаний в культурную жизнь коллектива для «воспитания дисциплины и долга, ответственности и дружбы», роль родной речи, фольклора, поэзии, песни, слова, сказки в духовном воспитании.