Наталья Сергеева
Эссе «Роль современного педагога в воспитании детей и молодежи»
▼ Скачать + Заказать документы
Современное мироздание, с его бешено меняющейся действительностью, преподносит педагогам свой «продукт» в виде нынешних детей, неудержимо стремящихся к индивидуализму, с жадностью впитывающих огромное море информации, любознательных, одаренных и не очень, здоровых и «особенных» и еще всяких всяких разных … Как не растеряться, как не потеряться во всем этом многообразии? Как научить, взрастить, не сломать, не обесценить порыв, стремление ребенка к познанию? Как самому оставаться профессионалом, идти в ногу с запросом родителей, соответствовать статусу «современного педагога»?
Поразмышляем.
Публикация «Эссе „Роль современного педагога в воспитании детей и молодежи“» размещена в разделах
Что привело тебя в профессию? Осознанный выбор или случайность? Если случайность, «горе» тебе и твоим подопечным. Не может быть педагог «серой мышью». Педагог – это светоч, за которым идут массы: дети, коллеги, родители, социум. Он, как магнит со своей энергетикой, притягивает к себе, он интересен, с ним хочется общаться, подражать, быть похожим на него.
Я глубоко убеждена, что для достижения наилучшего результата в воспитании и обучении ребят, следует уделять внимание профориентации подростков, обязательно тестировать будущих абитуриентов на предмет профессиональной пригодности. Все это позволило бы исключить случайных людей в профессии. Ведь именно педагоги формируют, «лепят», «строят», «конструируют», да назовите как угодно, будущего гражданина страны. Именно на педагогов возложена стратегическая задача успешного будущего нашей страны. Имея два педагогических диплома, мне, к сожалению, ни разу не пришлось пройти тестирование на соответствие профессии педагога. При этом десятилетний опыт работы профконсультантом, только убедил меня в верности моих суждений.
Но вернемся к нашим размышлениям. Что движет молодым человеком, выбирающим профессию педагога? Статус? Сегодня - едва ли. Материальный стимул? Отнюдь. Мне встречались люди, влюбленные в математику. Цитирую: «Это же так красиво!», и горящие глаза. Может любовь к науке? Допускаю. Люди, жаждущие общения, эдакие коммуникаторы, фонтанирующие идеями, желающие изменить мир, как не пафосно бы это звучало, романтики, «Икары», не боящиеся «лететь» к цели, к новым вершинам, жадно хватающие свежие идеи, знания, несущие их детям и взрослым, неутомимые и неистощимые. Идеальна картинка. Но как же всего этого достичь?
Мы живем в мире цифровых технологий, что открывает доступ к неограниченным возможностям. Доступ к научным ресурсам, мировым библиотекам, российским и международным конференциям и форумам, обучающим курсам, дистанционному образованию, участие в различного рода конкурсах, олимпиадах, вебинарах, позволяет педагогу идти в ногу с современными требованиями в педагогике, применять новеллы в своей деятельности независимо от того, сельское ли это образовательное учреждение или ведущая городская школа. Я считаю, что все зависит от внутренней позиции педагога, его профессионального запроса и даже здоровых амбиций. Грамотный, интеллектуально развитый, коммуникабельный человек непроизвольно приковывает внимание окружающих его людей. Что же говорить о детях, с их непосредственностью и чистой искренней реакцией на взрослых. Малыши, как лакмусовая бумажка, транслируют окружающим (родителям, администрации учреждения, коллегам) профессионализм воспитателя.
Вооружившись знаниями, педагог несет их своим воспитанникам. Предметно-пространственная среда, многократно продуманная и воплощенная в группе детского сада, создает условия для непроизвольного развития ребенка, побуждает его действовать с теми или иными предметами, тем самым получать новые знания или закреплять уже имеющиеся, развивать творческие способности, интеллект, самостоятельное мышление, умение анализировать, обобщать и еще многое другое. И все это формируется при условии грамотной организации пространства. Скажите, ну разве может равнодушный, отбывающий свое время воспитатель, создать подобную атмосферу? Конечно, нет.
Уже в детском саду малыши получают информацию о научных достижениях, открытиях, мировой и родной культуре. Таким образом, формируется интерес к новому, и закладываются предпосылки для дальнейшего развития маленького человека, гражданина России. Как донести, как показать, как рассказать, как впечатлить, разбудить желание узнать еще больше? Вот задача современного педагога.
Непрерывный образовательный процесс, эрудиция, самосовершенствование, высокая культура педагога дает ему возможность быть авторитетным и компетентным для родителей воспитанников. Не скучные родительские собрания и ленивое, а иногда и склочное, общение в социальных сетях привлекут внимание родителей, а яркая, насыщенная, бурная жизнь детского коллектива вызовет желание взаимодействовать с педагогом, больше посвящать времени своим детям. Через малышей мудрый и чуткий педагог способен повлиять, повернуть к себе лицом даже самых «занятых» родителей.
Что уж говорить о коллегах. Вышеописанный педагог, несомненно станет лидером в коллективе, эпицентром педагогических, и не только, событий. Отсюда и повышение рейтинга образовательного учреждения, и желание родителей сотрудничать, и привязанность детей, и «крылья за спиной», несущие к новым вершинам!