татьяна пустоутова
Инновационное образовательное пространство группы ДОУ посредством внедрения педагогики М. Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы на тему: «Инновационное образовательное пространство группы дошкольного образовательного учреждения посредством внедрения педагогики М. Монтессори».
В соответствии с Федеральным законом РФ от 12 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» система дошкольного образования утверждена в статусе полноправного и значимого уровня образования.
Цель дошкольного образования состоит в создании условий для разностороннего развития каждого ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Публикация «Инновационное образовательное пространство группы ДОУ посредством внедрения педагогики М, Монтессори» размещена в разделах
Одной из систем, нацеленных на развитие индивидуальности дошкольников, выступает педагогика Марии Монтессори.
На сегодняшний день в Белгородской области в муниципальных дошкольных образовательных организациях функционируют несколько Монтессори -групп, использующих элементы педагогики М. Монтессори, работают три Монтессори-детских сада (частные дошкольные образовательные организации «Родник», «Солнечный» и «Белгородская школа Монтессори»).
Педагогика М. Монтессори ориентирована на развитие ребенка через его самостоятельную деятельность в подготовленной педагогом развивающей образовательной среде, оснащенной специальными дидактическими материалами. В Монтессори-педагогике акцент сделан на индивидуальность ребенка: обеспечивается индивидуальный темп и траектория развития, поощряется самостоятельность и разнообразные виды деятельности дошкольников, воспитывается внутренняя самодисциплина и уважение к другому человеку. Без излишних назиданий в естественной среде игры и общения дети развивают внимание, память, мышление, речь, воображение, моторику и в целом свою индивидуальность. Активная жизненная позиция, отсутствие праздности и лени, увлеченность и умение общаться отличают дошкольников, воспитывающихся в условиях Монтессори-педагогики.
С декабря 2013 г. по май 2015 г. в Белгородской области реализуется проект «Внедрение педагогики М. Монтессори в дошкольные образовательные организации Белгородской области» В рамках реализации проекта в нашем детском саду открыта Монтессори – группа для детей от 3-х лет. В Монтессори-группе созданы условия для формирования индивидуальности у 20 дошкольников, через преобразование развивающей среды, создав современное образовательное пространство (развивающую среду) с учетом педагогики М. Монтессори. Для участия в данном проекте в июне я прошла курсы повышения квалификации по теме: «Педагогические основы педагогики М. Монтессори». В ноябре 2014 г. в течение 8 дней принимала участие в региональных мастер- классах, которые проводили специалисты Белгородского ИО., научно - практических семинарах с участием Могилевой Веры Николаевны, кандидата психологических наук, доцента ВГПУ, генерального директора детского Монтессори – центра Алиса» г. Воронеж. В марте также планирую принять участие в научно-практических семинарах и мастер-классах. В Монтессори учатся не дети, учатся взрослые. Совершенствование образовательного пространства группы детского сада, организация его в соответствии с современными запросами общества, создание неповторимого облика образовательного учреждения - все это требование практики, стимулирующее нас педагогов к инновационной деятельности. В современной литературе педагогическая система М. Монтессори рассматривается как инновационная по отношению к традиционной отечественной образовательной системе. В педагогики М. Монтессори меня привлекли идеи саморазвития и самовоспитания детей в специально подготовленной среде, учитывающей сенситивные периоды развития, потребности, интересы, индивидуальный темп развития дошкольников. Гумманистические ценности педагогики М. Монтессори выступают ядром этой системы, а не дидактический материал подготовленной среды. Принцип специально - подготовленной обучающей среды обязывает меня как Монтессори – педагога создать такое дидактическое окружение детей, которое бы отражало бы порядок мироустройства (на бытовом и на научном уровне) и учитывало физические возможности ребенка. В обустройстве обучающей среды группы мы располагали материал так, чтобы все дидактические материалы были доступны для ребенка, мебель была легкой и мобильной, чтобы была возможность переставлять стулья и столы в соответствии с потребностями детей работать одному или в группе. По проекту нашей группе Белгородским Институтом развития образования были закуплены необходимые дидактические Монтессори – материалы и педагогическая литература на сумму 106 т. р. Занимаясь с развивающими Монтессори-материалами, предполагающими самоконтроль ошибок, ребенок имеет свободу выбора деятельности, места для нее и продолжительности работы с выбранным материалом. (Фото) Классические Монтессори-материалы способствуют глубокому погружению ребенка в работу с материалом, возникновению высокой концентрации внимания при выполнении упражнений. Благодаря простоте и лаконичности Монтессори-материалов дошкольники (каждый в своем темпе) начинают овладевать необходимыми в обыденной жизни умениями и сенсорными эталонами, развивают моторику и мышление. Посредством подготовленной среды (и особых методов работы педагога) ребенок получает необходимую помощь в развитии своей индивидуальности, при этом происходит «нормализация» поведения: дети становятся спокойнее, увереннее, научаются находить себе занятие и получать удовольствие от его выполнения. (Под «работой ребенка» Мария Монтессори понимала игры-упражнения с разнообразными развивающими дидактическими материалами.) Дидактические Монтессори – материалы, ядро которых составляет «материализованные абстракции» или учебные модели, укладывающиеся в схему: вещественные - графические- знаковые модели, способствуют поляризации внимания, дают возможность эксперементировать, творить, отрабатывать значимые для самообслуживания навыки или открывают перед ребенком картину мира на доступном для него уровне. В обустройстве подготовленной среды Монтессори – группы мы следовали традициям. Включили следующие образовательные направления и дидактические зоны: сенсорное воспитание, зону для упражнений в практической жизни мы подготавливаем самостоятельно, грамота (родной язык и математика) также подготавливаем материалы для ознакомления с математикой, для упражнения в письме и чтении, «космическое воспитание» : материалы по астрономии, географии, истории, физики, биологии. Зону «космического воспитания» рассматривается и как зона науки и искусства. Поэтому мы включили в нее не только материалы, направленные на эстетическое развитие детей в различных видах творческой деятельности (зона «искусства».) Фото среды группы. Монтессори – группа детского сада становится для ребенка моделью общества и существующих в нем отношений. Общение детей в процессе свободной работы в подготовленной среде обеспечивает социализацию дошкольников: свобода в Монтессори – педагогике тесно связана с дисциплиной (самодисциплиной) : «Можно все, что не мешает остальным», «Каждую вещь или предмет нужно вернуть на место», «Нельзя ничего не делать», «Начатое дело нужно обязательно довести до конца». Я считаю, что саморазвитие ребенком заложенных в нем природных особенностей должно происходить на фоне социального участия последнего в жизни группы, именно группа становится своего рода катализатором индивидуального развития. Образовательное пространство, основанное на принципах педагогики М. Монтессори, согласуется с современной философией образования, приобретает инновационный характер. От общего представления о гуманистической педагогике М. Монтессори я пришла к знанию основ педагогики М. Монтессори. Освоение инновационной технологии требует от нас дополнительных затрат энергии, что окупается тем воспитательным эффектом, который наблюдается в группе Монтессори - феномен «нормализации» по М. Монтессори. Дети по собственной инициативе выбирают исследовательскую деятельность и занимаются с сенсорными материалами, с материалами по математике, письму и чтению, с материалами по темам ознакомления с окружающим миром, но особенно привлекают детей упражнения в практической жизни. Удовольствие от работы, испытываемое ребенком, передается нам в форме самоуважения и желания совершенствоваться, свобода в сочетании с самодисциплиной позволяет раскрыться и детям, и их нам.