Наталья Диденко
Эссе «Развитие познавательного интереса у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе
«Развитие познавательного интереса у дошкольников».
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон
Дети совершая открытия, получают реальные представления об изучаемых объектах. То, что ребенок пропустил через себя, через свои действия, ощущения становится ему более понятным, чем, если бы он выслушал теорию. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность.
Публикация «Эссе „Развитие познавательного интереса у дошкольников“» размещена в разделах
Дошкольный возраст – это период расцвета познавательной активности, интереса к окружающему его миру. Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых явлений в детском развитии.
Познавательный интерес ребенка выражается в стремлении узнать новое, узнать непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи. Между уровнем развития познавательного интереса и приобретением ребенком знаний об окружающем мире существует взаимосвязь. С одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания - важнейший "строительный материал", который является фундаментом развития познавательного интереса.
Элементарные проявления неосознанного познавательного интереса наблюдаются у детей на первом году жизни, когда они начинают ориентироваться в окружающем мире. Объектами таких интересов являются яркие, красочные, а также подвижные и издающие звуки предметы. Примерно с двух лет дети начинают задавать взрослым огромное количество вопросов по поводу предметов и явлений окружающего мира. Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки, помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка, играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим из них гараж, который потом становится дорогой. В более старшем возрасте предметы и окружающая среда усложняются. Особая роль отводится знаковым предметам.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Формирование познавательных интересов опирается на общую эмоциональную отзывчивость детей и их активность. Однако только в разнообразной деятельности они превращаются в познавательный интерес как направленность личности ребёнка на процесс познания и содержания знаний.
Внедряя инновационные методы и формы работы по интеллектуально- познавательному развитию детей в образовательный процесс, я помню о том, что занятия должны стимулировать психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, память, мышление, речь, двигательную сферу, то есть те психические функции и личностные качества, которые лежат в основе успешного освоения программы.
Если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей, то он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний.