Приложение МААМ

Пути оптимизации двигательной активности дошкольников в современном детском саду

Ольга Сафонова
Пути оптимизации двигательной активности дошкольников в современном детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Согласно ФГОС ДО одной из важнейших задач ДОО являетсяохрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Важнейшая проблемасовременного общества состоит в существенном ухудшении состояния здоровья дошкольников. Среди наиболее важных причин кроме снижения общего уровня социальной защищенности населенияижизни в целом, а также наличия экологических проблем, фигурирует и дефицит двигательной активности детей.

Публикация «Пути оптимизации двигательной активности дошкольников в современном детском саду» размещена в разделах

Вместе с тем, потребность в движениях является одной из основных физиологических потребностей дошкольников, а также условием их нормального и гармоничного развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор, оказывают благоприятное воздействие на растущий детский организм – этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями.

Двигательная активность –один из видов деятельности, включенныйв образовательную область «Физическое развитие».Согласно ФГОС ДОзадачи образовательной области «Физическое развитие» включают в себя следующие компоненты:

- приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

- овладение подвижными играми с правилами;

- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [1].

Двигательная активность дошкольника должна соответствовать: его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию.

Двигательный режим в ДОУ состоит из трех блоков:

1. Специально организованное обучение.

2. Совместная деятельность взрослых и детей в режимных моментах.

3. Свободная, самостоятельная деятельность детей.

В современном ДОУ дошкольники должны двигаться большую часть дня. Причем, развитие их двигательной активности – это задача не только инструктора по физической культуре (хотя не во всех детских садах есть такой специалист). Развитием двигательной активности детей должен заниматься, прежде всего, воспитатель, а также его помощник, музыкальный работник.

Чаще всего, двигательная активность детей в ДОУ ограничена, проведением утренней зарядки, подвижными играми, самостоятельной деятельностью детей, а также прогулкой. По нашему мнению, этого недостаточно для полноценного физического и гармоничного развития дошкольника. В связи с этим, наметим пути оптимизации двигательной активности детей в ДОУ.

Согласно нормам СанПинобщая продолжительность двигательной активности должна занимать занимает не менее 50% периода бодрствования, при этом 90% - средней и малой интенсивности, 10-15% - большой. Выполнение этих требований обеспечит предупреждение утомления ребенка на протяжении всего дня, создаст условия для правильного физического развития[2].

По нашему мнению,работа по организации двигательной активности дошкольников должна включать несколько направлений:

- приобщение воспитанников к занятиям физической культурой;

- применение различных форм оздоровительной работы.

С этой цельюработникам ДОУ следует использовать следующие формы организации двигательной активности :

1. Занятия физкультурой. Проводятся 3 раза в неделю во всех группах. В яслях проводятся по подгруппам (5-7 чел., начиная с 3-х летнего возраста - со всей подгруппой одновременно. Длительность проведения занятий зависит от возраста детей.

Два занятия в неделю проводятся инструктором по физическому воспитанию, 3-е занятие проводит воспитатель после консультации с инструктором по физическому воспитанию. Занятия являются основной формой организованного обучения воспитанников движениям. Они осуществляются в конкретной последовательности и с использованием определенной методики. На физкультурных занятиях происходит формирование двигательных навыков и умений, а также развитие физических качеств, воспитание качеств и способностей, необходимых для успешного обучения в школе: умения слушать, слышать и воспринимать пояснения, воспринимать демонстрацию; выполнять по указаниям педагога и организованно; находить собственные ошибки и ошибки у товарищей. Помимо этого, на занятиях по физической культуре решаются и иные образовательные, оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи.

В начале и в конце учебного года инструктор по физическому воспитанию и воспитатель проводят диагностику уровня физической подготовленности дошкольников. С результатами диагностики знакомят родителей воспитанников, чтобы совместно добиваться высоких результатов в физическом воспитании детей.

2. Самостоятельная детская деятельность. Проводятся с целью удовлетворения потребности дошкольников в движениях, предоставления возможности заниматься любимыми видами упражнений. Во время проведения самостоятельных занятий не стесняется инициатива детей. Воспитатель только дает рекомендации по выбору упражнений, показывает, как их выполнять. Педагог учит воспитанников оценивать качество собственных движений, а также движений товарищей, развивает умение заниматься совместно с другими детьми. Наличие необходимого оборудования (в группе, на участке) стимул для проведения самостоятельных занятий, которые побуждает детей к движению. Вынесение и расстановка инвентаря на участке используется, как приём, который вызывает двигательный интерес. Некоторым дошкольникам педагог помогает в выборе инвентаря, а также показывает упражнения, которые с ним выполняются, помогает в распределении игровых ролей, в младшей группе играет вместе с детьми. Пример воспитателя вызывает интерес к самостоятельным занятиям детей. Если педагог, к примеру, прыгает на скакалке, то к нему тут же подойдут дети и будут выполнять такое же упражнение. Воспитатель осуществляет наблюдение за поведением дошкольников, контролирует качество выполнения ими движений, при необходимости показывает, поясняет, каким образом нужно выполнить то или иное упражнение. Педагог следит за дозировкой упражнений, их чередованием.

3. Подвижные игры. Частота проведения - 3-4 раза в день одновременно со всеми детьми. Проводятся утром, между занятиями, на прогулке, после сна. Во время планирования подвижных игр воспитатель придерживается перспективного планирования. Подвижные игры связаны с текущим сезоном. Так, когда на улице сыро и холодно на участке не проводятся игры с пением, чтобы не повредить голосовой аппарат.

С целью закрепления двигательных навыков и развития физических качеств у детей, игры повторяют в определённой последовательности в течение всего учебного года. Правила игры, условия проведения (участок, спортивная площадка) зависят от поставленных задач и погоды, предшествующей и последующей деятельности детей. Игры на каждый день подбирают с учетом времени их проведения и места в режиме дня. Подвижные игры проводят после спокойных занятий, а также в начале прогулки со всей группой.

Подвижные игры проводят через 25-30 мин после еды, ни в коем случае перед приемом пищи. После сна проводятся воздушные ванны.

Детей заранее знакомят с образами, которые встречаются в игре, и разучивают текст речитативов, подготавливают физкультурные пособия и атрибуты. При анализе подвижной игры главное внимание уделяют решению образовательных и воспитательных задач; закреплению двигательных навыков, развитию физических качеств, умению действовать в быстро меняющихся ситуациях, а также воспитанию морально-волевых и эстетических качеств у детей, не забывая, конечно, и об укреплении здоровья. В результате дошкольники владеют навыками организации подвижных игр со своими сверстниками. В плане воспитатель планирует разучивание подвижных игр, которые будут использованы на физкультурных занятиях.

4. Различные виды утренней гимнастики (дыхательная, традиционная, звуковая).

5. Физкультминутки двигательно-оздоровительной направленности.

6. Физические упражнения после сна (оптимально выполнять их лежа в кровати).

7. Прогулки (в том числе и за территорию ДОУ, в парк, на стадион).

8. Физкультурная досуговая деятельность. Проводятся с целью организации активного отдыха. Подобные мероприятия приносят детям радость и способствует решению задач физического воспитания. Частота проведения - несколько раз в месяц. Длительность зависит от возраста детей: 15-25 мин. в средней группе, 25-35 мин в старшей и подготовительной группах. Для досугов выбираются упражнения на тренировку ловкости, быстроты, смекалки, находчивости. В физкультурные досуги могут включаться подвижные игры, аттракционы, эстафеты. Досуговые мероприятия завершаются спокойной игрой и ходьбой.

9. Праздники спортивной направленности. Это могут быть, как праздники, проведенные только с дошкольниками, так и совместно с родителями.

В частности, в современном ДОУ обязательно должен быть инструктор по физической культуре. В своей работе ему следует использовать:

1. Стретчинг. Представляет собой специальные упражнения, выполняемую под музыкальное сопровождение. Проводится спустя пол часа после приема пищи. Частота проведения - несколько раз в неделю по пол часа начиная со средней группы. Проводится в групповой комнате, которую предварительно проветривают.

2. Элементы подвижных и спортивных игр. Проводятся, как часть физкультурного занятия, в групповой комнате или во время прогулки. Частота проведения – каждый день во всех возрастных группах. Игры подбираются в зависимости от возраста детей, места и времени проведения.

3. Релаксация. Проводится в групповой комнате или релаксационном кабинете. Комплекс подбирается с учетом состояния детей и целей. Инструктор определяет интенсивность технологии. Частота проведения - каждый день во всех возрастных группах. Во время проведения включается спокойная классическая музыка или звуки природы.

4. Пальчиковаягимнастика. Проводится каждый день со всеми детьми в любое удобное время, начиная с первой младшей группы. Дополнительно проводится с детьми, имеющими речевые проблемы.

5. Дыхательная гимнастика. Проводится несколько раз в неделю. Включаетсявразличные формы физкультурно-оздоровительной работы. Помещение предварительно проветривают. Перед проведением проводится обязательная гигиена полости носа.

6. Коррекционная гимнастика. Проводится ежедневно, включаясь в различные формы физкультурно-оздоровительной работы. Комплекс упражнений зависит от контингента детей и поставленной задачи.

7. Ортопедическая гимнастика. Проводится несколько раз в неделю. Включаетсявразличные формы физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендована дошкольникам с плоскостопием, а также в качестве ее профилактики.

Помимо этого, организация двигательной активности дошкольников должна сочетаться с :

- закаливающими процедурами;

- профилактикой наиболее распространенных заболеваний среди дошкольников (ухудшение зрения, плоскостопие, сколиоз и т. д.);

- просвещением родителей по вопросу охраны здоровья.

Разумеется, что организация двигательной активности дошкольников должна быть дополнена созданием экологически благоприятных условий для проведения занятий и игр дошкольников :

- соблюдением требований СанПин;

- подбором комнатных растений, которые поглощают вредные химические вещества в воздухе и увлажняющие его (например, герань, хлорофитум, алоэ, лимон);

- высокой культурой гигиенического обслуживания дошкольников;

- обеспечением психологического комфорта в группах.

- индивидуализацией и дифференциацией режимных процессов, их воспитательной направленностью с учётом развития и здоровья детей, а также условий воспитания в семье.

Итак, двигательная активная – естественная потребность ребенка. Сотрудники ДОУ должны обеспечить ребенку оптимальную для него двигательную активность, руководствуясь нормами ФГОС ДО, СанПин, а также состоянием здоровья и самочувствия самого воспитанника.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://academy-prof.ru/blog/fgos-doshkolnogo-obrazovanija-2016, свободный. (Дата обращения 03. 11. 2018)

2. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 27 августа 2015 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/499023522, свободный. (Дата обращения 03. 11. 2018)

Публикации по теме:

Консультация «Формирование двигательной активности старших дошкольников посредством игр соревновательного характера» Консультация «Формирование двигательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр соревновательного характера» Старший.

Организация двигательной активности дошкольников в летний периодОрганизация двигательной активности дошкольников в летний период Постоянное пребывание детей на свежем воздухе и раздолье для движений в природных условиях даёт ребёнку значительный физический и эмоциональный.

Оздоровление детей путём оптимизации двигательной активности на прогулке терренкур на практике .

Развитие интереса к двигательной активности у младших дошкольников на сюжетно-физкультурных занятиях Актуальность. Сюжетное занятие – одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса.

Рекомендации для родителей по повышению двигательной активности Роль семьи в обеспечении двигательной активности детей ранн Рекомендации для родителей по повышению двигательной активности «Роль семьи в обеспечении двигательной активности детей раннего возраста».

Роль подвижной игры в повышении двигательной активности старших дошкольников В развитии двигательной активности ребенка дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Именно в ней дети реализуют врожденное.

Самообразование «Развитие двигательной активности дошкольников на основе подвижных игр» Тема самообразования «Развитие двигательной активности дошкольников на основе подвижных игр» Цель повышение своего теоретического уровня,.

Организация и планирование двигательной активности в детском саду Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 64 г. Новочеркасска. Выступление на педагогическом совете «Сохранение.

Эссе «Я воспитатель в современном детском саду» Я -воспитатель детского сада. Люди нашей профессии, это особенные, талантливые и вечно молодые люди. Не каждый отважится посвятить жизнь.

Эссе на тему «Воспитатель в современном детском саду» Эссе на тему «Воспитатель в современном детском саду» Я работаю воспитателем в детском саду. И считаю, что воспитатель – одна из самых важных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пути оптимизации двигательной активности дошкольников в современном детском саду
Опубликовано: 30 декабря 2018 в 21:58
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пути оптимизации двигательной активности дошкольников в современном детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сафонова (УИ 1780186) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД