Приложение МААМ

Организация и планирование двигательной активности в детском саду

ковалева наталия
Организация и планирование двигательной активности в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 64 г. Новочеркасска.

Выступление на педагогическом совете «Сохранение и укрепление здоровья вос-питанников – необходимое условие качества образования» на тему: «Органи-зация и планирование самостоятельной двигательной деятельности детей в ДОУ»

Подготовила: Ковалева Наталия Ивановна, воспитатель I квалификационной категории.

Публикация «Организация и планирование двигательной активности в детском саду» размещена в разделах

Охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое развитие детей – главная цель педагогической работы в ДОУ. Одной из важнейших задач является удовлетворение естественной потребности детей в движении. Свой внутренний мир (удовольствие, удивление, сосредоточение, радость и т. д.) ребенок может выразить движением. Недостаточная двигательная активность детей ведет к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.

«Если ограничить двигательную активность детей, то недостаточно развитая двигательная память может атрофироваться, что приведет к нарушению

условных связей и снижению психической активности.» П. Ф. Лесгафт.

Отправной точкой при организации двигательного режима детей должна стать естественная потребность организма в движении.

Во всех программах дошкольного воспитания большое внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе, в т. ч. Организации двигательного режима воспитанников. Однако важно отметить, что современные городские дети не имеют возможности для проявления достаточной самостоятельной двигательной активности. Она все больше ограничивается созданными условиями:

• замкнутым, перенасыщенным пространством групп в детском саду и квартир;

• ограничением двигательной активности на прогулках (сокращение игровых площадок, большое количество транспорта);

• требованиями (запреты) взрослых (не лезь, не беги, испачкаешься, упадешь и т. п.);

• продолжительности познавательных занятий с преобладанием статических поз;

• преобладанием статичного времяпрепровождения (просмотр телепрограмм, компьютерные и настольные игры, игры с конструктором, занятия изобразительной деятельностью и т. д.);

• генетической наследственностью (по последним статистическим данным только 10% детей являются условно здоровыми).

Но самая главная проблема — несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства. В группе, где много детей, мебели, игрушек, невозможно бегать, кидать мяч или прыгать через скакалку. То же самое и в квартире, где места зачастую еще меньше.

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально

Когда дети должны самостоятельно двигаться?

В любое время, когда они этого захотят! Поэтому должны быть продуманы условия для движений. Обязательно каждый из детей должен получить свою «двигательную дозу» во время утреннего приема, после завтрака перед ОД, на прогулке, после дневного сна.

Каждому из режимных отрезков соответствуют особые требования к интенсивности движений. Во время утреннего приема двигательная деятельность спокойная, умеренная. Воспитатель занят приемом детей, не может уделить должного внимания прямому руководству и поэтому заранее создает условия для простых, хорошо знакомых детям движений, не требующих страховки: раскладывает на полу плоскостные дорожки, шнуры, дуги, кегли, несколько раз меняет их расположение, что-то быстро убирает.

На прогулке дети должны двигаться много, активно. Движения могут быть сложные, так как есть возможность и поучить каждого ребенка отдельно, и обеспечить ему нужную страховку.

Воспитатель сам определяет время, содержание, длительность, место проведения, количество занимающихся, руководствуясь своим знанием индивидуальных особенностей малышей.

Важную роль в самостоятельной деятельности ребенка играют подвижные игры с правилами, с их помощью развивается инициатива, организаторские способности и творчество. Эти игры способствуют формированию детско-го коллектива и соблюдению принятых в них правил.

В вечернее время можно применять игры, способствующие развитию точности и ловкости движений: шашки, упражнения с оздоровительными шарами, ручными эспандерами и др. Очень хорошо, если дети старшего возраста обучены игре в шахматы, которые развивают логику и активность мышления, сосредоточенность и целеустремленность.

Таким образом, одной из задач педагогов является научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях малой площади (группы, квартиры и т. п.). С целью реализации данной задачи важно позаботиться о создании физкультурной игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек).

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.

При создании специальных условий, нужно учитывать следующие принципы:

• непрерывность (с утра до вечера);

• добровольность (вызывать желание, а не принуждать);

• доступность упражнений;

• чередование организованных форм с самостоятельной двигательной дея-тельностью.

Для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в группе, на веранде необходимо создавать так называемые полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.).

Полезно из отдельных разрозненных физкультурных пособий выстраивать комплексы, различные «полосы препятствий», иногда намеренно создавать «экстремальные» условия для движений, например в свободной групповой комнате натягивать шнуры, ленты, веревки на разной высоте, чтобы наблюдать, как дети будут выполнять движения (подлезать, перешагивать, перепрыгивать, обходить, наталкиваться, может быть, запинаться). Для воспитателя здесь главное - получить информацию о том, как ребенок воспринимает новую обстановку, умеет ли выполнять хорошо знакомые ему движения в новых условиях, радует ли малыша эта новизна, появились ли хотя бы самые малые элементы творчества.

Важнейшим элементом «двигательной грамоты» является умение выполнять движение вдвоем, в подгруппе, в коллективе сверстников.

В дверных проёмах можно укрепить тренажёр "Попади в кольцо", на полу яркой изолентой сделать разметку для игры в "Классики".

Желательно организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариативных игр.

Кроме того, в группе хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений, состоящую из карточек, на которых схематически изображены обще развивающие игры, основные виды движений, элементы гимнастики, фрагменты эстафет и подвижных игр.

Дети старшего дошкольного возраста, часто очень активные, не могут соотносить свои желания с возможностями группы или квартиры. Традиционные подвижные игры трудно проводить в помещении, где можно мебели игрушек, и, кроме того, для таких игр часто требуется участие нескольких игроков. А если хочется поиграть одному или с двумя-тремя друзьями.

Как сделать самостоятельное активное движение интересным и доступным для детей?

Сначала необходимо определить индивидуальные предпочтения дошкольников: любимые игры, виды движений, чаще всего используемые в самостоятельной деятельности и т. д. Определив круг интересов детей, можно подобрать именно те подвижные игры и изготовить такие атрибуты, которые будут органично вливаться в их самостоятельную деятельность и стимулировать безопасную двигательную активность в условиях ограниченного помещения.

Так, с целью выяснения индивидуальных интересов воспитанников предлагаю провести наблюдение (в течение месяца) за их самостоятельной деятельностью. В листах наблюдения фиксировать предпочтения дошкольников в выборе видов деятельности, названия творческих игр, а также нарушения поведения, проявляющиеся у детей во время самостоятельной деятельности.

Опыт работы в детском саду показывает, что дошкольники предпочитают такие творческие игры, как: "Домики" (организуют домик и обустраивают его); "Больница"; "Магазин"; "Гараж" (или подобные игры с машинами). Кроме того, дети любят делать постройки из крупного и мелкого конструктора "Ле-го", обыгрывая их. Из настольных игр они выбирают разнообразные лото, много рисуют и раскрашивают.

Очень незначительное время уделяется играм с оборудованием спортивного уголка и подвижным играм, где самостоятельная двигательная активность носит в основном спонтанный, хаотичный характер.

Для активизации самостоятельной двигательной активности детей необходимо разработать серию игр, учитывающих индивидуальные потребности дошкольников (игровые интересы, необходимость тренировки отдельных групп мышц, задачи развития данного возраста) и позволяющих им активно двигаться в условиях группы. Игры вводить в самостоятельную деятельность воспитанников постепенно.

Сначала необходимо придумать и изготовить атрибуты для игр (На чем можно попрыгать в группе? Что можно метать и кидать так, чтобы это было неопасно и интересно? Где полазить). Далее на занятиях по физкультуре дошкольников нужно обучить подвижным играм из разработанной серии.

После обучения новые атрибуты и игры использовать в физкультурных минутках. Простота игр, разнообразные варианты применения привычных предметов, возможность дозировать физическую нагрузку стимулируют детей и взрослых к придумыванию новых вариантов.

Также игры необходимо вводить в процесс совместной деятельности. Дети с удовольствием принимают взрослого в свою игру и прислушиваются к его предложениям. Здесь необходимо учитывать, что это совместная деятельность, а не прямое руководство.

Другая форма игры - создание проблемных ситуаций. Например, в процессе игры мальчиков в военных необходимо изобразить сложные условия похода. Для этого использовать разноцветные коврики, раскинув их по ковру. Прыгать по ним как по кочкам, идти друг за другом, имитируя разведчиков, а в конце пути устроить тоннель из обручей, через который должен будет проползти весь отряд.

И, наконец, введение новой игры опосредованно, через рассказы воспитателя и родителей.

При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни наших воспитанников, мы должны исходить из необходимости учета следующих факторов:

1. индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

2. особенности эмоционально-личностного развития;

3. индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности.

В самостоятельной деятельности ярко прослеживаются индивидуальные особенности.

Детям с высоким уровнем ДА (гиперактивные дети) как правило, присуща однообразная деятельность с большим количеством бесцельного бега. Эти дети отличаются неумением выполнять движения в умеренном темпе и нежеланием заниматься спокойными видами деятельности. Поэтому им следует показать, прежде всего, спокойные действия, требующие точности выполнения движений или особой осторожности при использовании пособия. Например, в действиях с мячом, предлагаем скатывание по узкой доске и попадание в ворота, подбрасывание и ловля мяча с несколькими хлопками, метание мяча в цель и т д.

Детям с низким уровнем ДА (малоподвижные дети) также присуща однообразная деятельность, часто прерываемая статическими позами. Эти дети предпочитают играть в одиночку или вдвоём. Таким детям предлагаются более активные действия и движения, не требующие точности выполнения: бросание мяча вдаль и бег за ним, прыжки из обруча в обруч, прыжки через скакалку и т. д.

Чтобы способствовать регулированию ДА детей с разной подвижностью, нужно объединять их в совместные игры.

Организация рационального двигательного режима является одним из основных условий обеспечения комфортного психологического состояния детей. Систематическая, двигательная деятельность детей играет важную роль в физическом и психическом развитии ребенка, поэтому расширение и обогащение двигательного опыта детей дошкольного возраста - одна из основных задач, стоящая перед коллективом ДОУ.

Публикации по теме:

Организация самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространстваОрганизация самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства Организация самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства Охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое.

Консультация для педагогов «Организация двигательной активности детей в летний период в режиме дня» «Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека,.

Организация оздоровительной прогулки в детском саду 1 слайд Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Чебурашка» Организация оздоровительной прогулки в детском саду.

Организация двигательной активности детей в ходе непосредственно-образовательной деятельности Организация двигательной активности детей в ходе непосредственно-образовательной деятельности Непосредственно образовательная деятельность.

Организация двигательной активности дошкольников в летний периодОрганизация двигательной активности дошкольников в летний период Постоянное пребывание детей на свежем воздухе и раздолье для движений в природных условиях даёт ребёнку значительный физический и эмоциональный.

Организация опытов в детском саду Экспериментирование в старшей группе. Тема : Вода, воздух. Опыты: Волшебная вода Покажите ребенку как, словно по волшебству, вода в обычной.

Организация режима двигательной активности в ДО Организация режима двигательной активности дошкольников Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность.

Презентация «Организация двигательной активности на прогулке в зимнее время» Важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье детей и его состояние относится к числу.

Рекомендации для родителей по повышению двигательной активности Роль семьи в обеспечении двигательной активности детей ранн Рекомендации для родителей по повышению двигательной активности «Роль семьи в обеспечении двигательной активности детей раннего возраста».

Справка по результатам тематического контроля «Организация двигательной активности дошкольника в режимных моментах» Цель контроля: организация в дошкольном учреждении педагогами двигательной активности дошкольника в режимные моменты. Контроль проводили:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация и планирование двигательной активности в детском саду
Опубликовано: 27 августа 2018 в 22:58
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация и планирование двигательной активности в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем ковалева наталия (УИ 834100) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД