Юлия Захарова
Эссе «Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде ДОО
С детства я любила возиться с маленькими детишками, но признаться честно, о работе с ними никогда не мечтала. Я грезила юриспруденцией и экономикой. И только мама верила, что я свяжу свою жизнь с детьми. Именно поэтому, наверное, случайно (или как оказалось – неслучайно, я поступила в педагогический институт на направление «Дошкольное образование». Но проучившись там год, я не отпускала надежду стать экономистом, и тут решила – «пора», пора действовать и подала документы на второе высшее.
Публикация «Эссе „Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде ДОО“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Но, как говорится, судьбу не обманешь. И она подала мне знак в виде окончания педагогического института с красным дипломом. И тут я решилась попробовать себя в роли педагога дошкольного образования, пока мне оставался год до окончания экономического факультета. С того самого момента прошло больше 6 лет. Вы спросите, жалею ли я! Конечно же, НЕТ! Я безумно благодарна случаю, маме и судьбе, что правильно направили и подтолкнули меня к этой, пожалуй, самой душевной и ценной профессии.
И как я рада, что мой путь воспитателя начался с раннего возраста. Не передать всех эмоций от этих милых крох. Ведь это самый искренний и честный возраст. Какое счастье, приходя на работу, видеть довольные глаза детей и чувствовать теплоту десяток ладошек, которые уже спешат тебя обнять…и понимаешь – ты на своём месте!
Многие воспринимают труд воспитателя, как лишь «поиграть, покормить, спать уложить», не догадываясь какую колоссальную ответственность, ежедневно несет воспитатель за жизнь и здоровье малышей. Как много сил и терпения, любви и мудрости требуется к чужому ребёнку, чтобы каждый воспитанник вырос всесторонне развитым и чутким человеком.
Ранний дошкольный возраст – во многом определяющий период в развитии ребёнка. Ребёнок, словно чистый лист, а вы художник, который желает превратить этот белый холст во что-то выдающееся и великое. И только от вас, выбрав «краски», «техники» и «настрой», зависит какой будет эта картина: будут ли маски ровными, а сюжетная линия желанной или где-то будет посажена клякса. Только от вас, как примера для подражания, сложатся такие важные качества характера, как познавательная активность, доверие к окружающему миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие способности и многое другое. «Воспитывайте себя, а не детей. Все равно они будут похожи на вас!» - мой девиз в работе. Поэтому крепкий союз родителей и педагога так важен для правильной и эффективной работы с маленькими детьми, особенно в период адаптации.
Этот тесный контакт желательно начать заранее до выхода ребёнка в детский сад. И в этом в своё время мне очень помогла «Малышкина школа». Детско-родительский клуб был создан с целью создания благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий привыкания к детскому саду, а также включения родителей в активный режим педагогической жизни и повышения их образовательного и культурного уровня. Центр адаптации посещают дети на протяжении года перед поступлением в детский сад. Каждую субботу я встречала своих маленьких гостей, чтобы показать насколько пребывание в детском саду может быть интересным, весёлым и даже озорным. Благодаря совместным занятиям с мамой, у ребёнка формируются чувства спокойствия, защищенности и уверенности. А для родителей я всегда открыта для вопросов и индивидуальных консультаций. Стараюсь задавать положительный настрой и максимально развернуто предоставлять всю необходимую информацию, создавая почву спокойствия и доверия у родителей. Я убеждена – «Спокойна мама – спокоен и ребёнок!».
Опыт работы «Малышкиной школы» помог решить многие педагогические задачи. И например, одну из таких задач мы решаем совместно - включенность взрослого в деятельного ребёнка в период адаптации. Очень важно встать на один уровень с ребёнком и показать ему насколько великий, интересный и красочный этот мир. А в этот нам поможет - игра. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Через игру мы сможем научить ребёнка предметной деятельности, запустить его речь, сформировать правильное взаимодействие с окружающими людьми. Уже с первых лет своей жизни ребенок должен играть. К сожалению, об этом сегодня забывают многие родители, которые используют современные методики раннего развития ребенка. Однако доказано, что речь, память, внимание, наблюдательность и мышление развиваются именно в играх, а не в процессе обучения. Современные психологи призывают сохранить детям детство и возможность играть в игры. И здесь взрослый должен быть ярким образцом. Он должен «заражать» малышей интересом к игровой деятельности, стимулировать и поддерживать их активность.
На мой взгляд, есть ещё один беспроигрышный вариант, который поможет расположить малыша к вам - индивидуальный подход. Тактильный контакт, взгляд в глаза, ласковое обращение по имени, сопереживание и сочувствие, ваша огромная любовь и большое доброе сердце - и любой малыш ответит вам взаимными чувствами. Ведь дети очень тонко чувствуют тон отношения к ним взрослого и чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.
И вот мы с вами подошли к тому, что наш ребёнок адаптирован и с удовольствием спешит в детский сад. Что же дальше? А дальше необходимо создать вокруг него правильную образовательную среду. Развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС) для маленького ребенка является носителем информации. Ведь не зря говорят, что РППС-это третий воспитатель. Через предметы, дидактические пособия, различные игры и игрушки РППС ребёнок познаёт особенности окружающего мира, свойства материалов, характерные признаки вещей. От того, какая среда окружает ребенка, во многом зависит его физическое, интеллектуальное и эстетическое развитие.
Игра в раннем дошкольном возрасте направлена на процесс действий и условной позиции ребёнка, а также на его взаимодействие с другим человеком. Собранные в центре художественно-эстетического развития виды театра и музыкальные инструменты, помогут ребёнку выражать свои мысли и эмоции в общении, определить свою роль в партнерском общении. А знакомство детей с художественными и фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Фольклорные и художественные произведения учат детей понимать «добро» и «зло», активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе.
Также немаловажную роль для развития коммуникативных способностей ребёнка в раннем возрасте играет трудовая деятельность, поскольку малыш уже может понять связь между совершенным действием и полученным результатом. И решающую роль играет семья воспитанника. Уже в этом возрасте родители должны давать малышу посильные задачки, такие как сборка игрушек в ящик, протирание предметов от пыли, мытье лица и рук, сохранение порядка в одежде. Обучение трудовым действиям должно происходить индивидуально, в процессе ухода за ребенком и общения с ним. Только так ребенок будет с уважением относиться не только к своему труду, но и к усилиям других.
Из трудовых навыков вытекают условия для формирования самообслуживания у ребёнка. Для того чтобы начать процесс формирования навыков самообслуживания у ребё нка необходимо: создать условия для обучающей среды, организовать процесс обучения ребёнка, закрепить навык, доводя его до автоматизма. Для ребенка важна реакция взрослого на результат его действий, поведение. Любая похвала положительно влияет на достижение положительного результата. Очень часто моменты самообслуживания сопровождаются фольклорными жанрами: потешки, поговорки, песенки. Это вносит разнообразие положительный настрой в обыденный процесс.
Развитию творческих способностей и коммуникативных навыков способствует и центр изобразительной деятельности. Материалы для рисования, лепки, элементы для аппликации развивают моторику, воображение, своё видение окружающего мира. А создание работы своими формируют у ребёнка положительную самооценку себя и своих действий.
В развитии детей раннего дошкольного возраста огромную роль играет физическое воспитание. Двигательная активность способствует правильному формированию детского организма и профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата. Подвижные игры и упражнения способствуют познанию мира и ориентации в пространстве, а также развивают чувства коллективного взаимодействия.
И конечно же, никак нельзя обойтись в раннем возрасте без центра познавательного развития. Поскольку мыслительная деятельность в этом возрасте активно развивается, необходимо создать оптимальные условия. В зоне познавательного развития должны быть игры и игрушки по формированию сенсорных эталонов и развитию мелкой моторики. Здесь моей помощницей была дидактическая юбка. Яркая, широкая, наполненная развивающими деталями, собирала на ковре всех моих крох. Серии картинок природы, фигурки животных и муляжи фруктов формируют реалистичный образ и целостность окружающего мира. Зона экспериментирования поможет малышу познать свойства и материалы окружающих предметов. Конструируя, ребёнок учится не только различать внешние качества предмета (форму, величину, цвет, но и у него развиваются познавательные и практические действия. Отсюда вытекает и важность конструирования, так как в процессе его развиваются движения рук, мелкая моторика пальцев, зрительно-моторные координации, целенаправленные действия с предметами на основе сочетания зрительного и тактильного восприятия, совершенствуется речь детей.
Мне очень нравится создавать игры и пособия своими руками. С помощью подручного или бросового материала, а также щепотки фантазии получаются яркие функциональные игры и пособия. Они полностью обрабатываемые, соответствуют возрасту и актуальным запросам детей.
Огромным открытием для родителей было, что для игры с ребёнком совсем не нужны модные дорогостоящие игрушки. Все необходимые материалы всегда можно найти дома, под рукой. Родители, вдохновившись идеями, с огромным удовольствием приняли участие в конкурсе по созданию оригинальных игр для познавательного развития детей. Наша группа пополнилась удивительными материалами, яркими игрушками и интересными играми.
Подводя итоги моей работы, хочу сказать одно: ранний возраст – удивительный период. Время, когда ты видишь, как растут твои малыши, искренне радуясь маленьким победам вместе с ними. Только личный заразительный пример, знания детской психологии и один уровень с малышом смогут сделать вашу работу в этом эффективной!