Елена Бабкина
Эссе «Один день из жизни логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
ЭССЕ.
Один день из жизни учителя-логопеда.
ЛОГОПЕД – ЭТО НЕ РАБОТА, ЭТО ОБРАЗ ЖИЗНИ.
Эпилог. Близнецы-братья. Земля и Небо.
Все мои дни как учителя-логопеда похожи друг на друга, словно близнецы-братья, но в то же время они разные, как Земля и Небо. «Почему?»- спросите вы. Да потому, что каждый день я иду к детям – Ване, Маше, Пете с главной мыслью: помочь, показать, научить, выслушать, порадоваться вместе с ними и их родителями даже маленьким победам, даже маленьким продвижениям к совершенству развития и произношения. Но нет в моей логопедической жизни даже двух одинаковых дней. Ведь мне ежедневно, ежечасно, ежеминутно подарено счастье очень тесно соприкасаться с миром хрупкой детской души, которую познать до конца невозможно. Я не могу предугадать, чем меня порадуют или огорчат мои дети, что они мне расскажут, и как я изменю из-за этого ход своего занятия.
Публикация «Эссе „Один день из жизни логопеда“» размещена в разделах
Глава 1. Радость общения продлена!
С сегодняшнего дня объявлен карантин в школе, дети переведены на дистанционное обучение. А как же будет работать логопед? Ага! Тоже дистанционно! Распечатываю задания с упражнениями для развития мелкой моторики пальцев рук, артикуляционной гимнастикой, раздаю родителям. Звонок на вайбер, пообщалась с двойняшками Артуром и Артемом, посмеялись, позвонила Витина мама: Как быть?» Высылаю на электронку ей и другим желающим задания, передаю флешки с развивающими играми-заданиями, отправляю своих клиентов в Интернет на «Учи. ру», «Играемся», «Мат –Решку»… Иду в детский сад, благо, он не на карантине. Но детей мало. Семеро ребятишек. Мы сегодня обоюдно довольны – занимались, сколько хотелось,- ведь мне никуда не нужно спешить. Весь день я себя посвящаю им!
Глава 2 - философская. Самая длинная.
Тишина… В детском саду угомонился народ. Дети спят. К трём часам меня ждёт Семён. Он на домашнем обучении, я не думаю, что карантин на него распространяется, ведь это мой собственный ребёнок. Провожая меня на работу, напомнил, чтоб не забыла про него. Уходя, сказала, что всегда помню. Впереди ещё два часа. О, куча бумажно-компьтерных дел! Но не хочу, не хочу, не хочу! У меня сегодня вдохновение! Обязательно всё нужно записать, иначе потом, как всегда, всё забуду. Мысли сами просятся на бумагу. Пишу…
---
У великого русского классика Льва Николаевича Толстого есть высказывание, которое мне очень нравится: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Этим словам уже более ста лет, но они особенно актуальны в наши дни. В дни, когда происходит так много изменений и нововведений в образовании, несмотря ни на какие новшества, инновационные, модные образовательные системы и технологии, любовь к делу и к ученикам остаётся главным мерилом деятельности педагога. Особенно это касается такой профессии, как учитель- логопед. Современный учитель-логопед — это интеллигентный и разносторонне развитый человек. В сфере умственного труда он искусный мастер. Что может учитель-логопед? Кто он такой? Во-первых, он учитель, он педагог, который, работая с детьми и, исправляя их недостатки сегодня, делает большой вклад в их завтрашний день, потому что поднимает различные возможности воспитанников на более высокий уровень, формирует навыки владения правильной речью, дающие перспективы интересной и успешной жизни. Во-вторых, в профессии учителя-логопеда присутствует милосердие медицины. Он врачует речь и тонко влияет на психические процессы, он обладает медицинскими знаниями и может работать не только в образовательных, но и в лечебных учреждениях. В-третьих, современный учитель-логопед владеет секретами психологии, ибо неоспорима взаимосвязь речи, интеллекта и психических процессов. По роду своей профессии учитель-логопед является знатоком человеческой психологии. Ведь порой разборчивость речи ребенка, его интеллект так сильно нарушены, что его не понимают окружающие. Учителю-логопеду приходится брать на себя роль своеобразного переводчика с невнятного языка «всяческих речевых и интеллектуальных нарушений» на понятный нам всем язык. Еще современный учитель-логопед напоминает библиотекаря, так как собирает, хранит и использует в работе множество книг, и полезную информацию всегда порекомендует родителям воспитанников, а специальную литературу коллегам- педагогам. Речь сродни музыке, чувства и идеи которой выражаются ритмически и интонационно организованными звуками. И в речи происходит подобное. Современный учитель-логопед использует это, потому что знает, что музыка занимает важное место в коррекционной работе. Современный учитель-логопед часто становится поэтом и писателем, самовыражаясь в своей профессии. Стихи, рассказы собственного сочинения приходят на помощь в работе многим коллегам. Самые передовые учителя-логопеды делятся своим опытом с другими, освещая его в журналистских статьях и книгах. Да и не только в письменном виде, но и наглядно - на собраниях, совещаниях, консультациях. Создавая, организуя и проводя занятие с детьми, учитель-логопедг сочетает профессиональное мастерство со способностями сценариста и режиссера. Художественные наклонности учителя-логопеда проявляются при создании пособий, оформлении разнообразных проектов, т. е. становится художником- оформителем, художником-фотографом. Использование проектной деятельности в дефектологии делает ее схожей с архитектурой. Созидательность – основа как профессии архитектора, так и профессии учителя-логопеда. Архитектор творит, создает или перестраивает здания последовательно, системно, тщательно. Так же и учитель-логопед реконструирует недостатки. Надстраивает правильные уровни, совершенствуя знания, умения и внутренний мир своих воспитанников. Современный учитель-логопед современен во всем, ему подвластны разные технические средства: диктофон, фотоаппарат, видеокамера, компьютер. Ведь самое главное в работе логопеда - развитие ребенка, т. е. начало его поиска себя, своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. Особенно если речь идёт о детях с ограниченными возможностями, которых надо воспитать так, чтоб они чувствовали полноценными членами общества, чтоб не были в этой жизни балластом, а могли приносить пользу окружающим. Обучение и воспитание детей с проблемами как физического, так и психического развития – это нелегкий, кропотливый, но интересный и увлекательный труд, требующий от педагога терпения, творчества, трудолюбия, чувства юмора, профессионализма. Ведь эта профессия и дети, с которыми работают логопеды, учат быть оптимистом, смотреть на жизнь другими глазами, радоваться хоть и маленькой, незначительной, но победе. Невольно вспоминаются с юности запавшие в душу слова ещё одного великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского: «Полюбите нас черненькими, а беленькими нас каждый полюбит». Действительно, очень легко любить детей, которые сами тянутся к знаниям, легко их усваивают и дают нам положительный результат. Работая с детьми, имеющими различные нарушения в развитии, которым каждый новый шаг дается с большим трудом, понимаешь, что именно люди этой благородной профессии, как никто умеют любить «черненьких» и делать из них полноценных людей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессия учителя-логопеда многогранна и касается всех сфер жизни общества, для которого он и «шлифует» доверившиеся и раскрывшиеся ему детские души. В его работе в одно целое невольно объединяются педагогика и психология, социология и искусство, медицина и филология… А самое главное в этом монолитном сплаве - безграничная любовь к детям и беззаветное служение, преданность учительскому делу, ставшему смыслом жизни
---
Уф! Как много написала! Перечитала. Надо же, и это всё Я? Получается - да! Ведь я – ЛОГОПЕД.
Эпилог.
Вот я и дома. Обедаем всей семьёй. Чай пьём. Третирую Семё на: повтори за мной, посмотри на меня и правильно скажи. Посуду моем вместе с ним, чистит, вытирает, сортирует и ставит на свои места чашки, ложки, вилки….
Подошё л Ярослав: «Проверь геометрию!» «Ха! Ты думаешь, я там что-то соображу?» «Так ты же логопед! А логопед – это универсал!» Проверяю, черчу, спорим, доказываю свою правоту. Наконец, сама поняла, что сделала, и объяснила сыну все его ошибки. Испытала чувство собственного удовлетворения. Поверила словам сына. Подходит Семё н: «Уроки?» Пишем, читаем, рисуем. «Молодец»,- говорю.
Времени уже 19.00.
Муж: «Ужинать сегодня будем?»
Лепим с Семёном пельмени, он раскатывает тесто, я с помощью формы их делаю. Ярослав раскладывает на разносы и уносит в морозилку…
Аппетитный запах пельменей плывёт по дому. Все мои мужчины подтягиваются к столу. Думаете, всё? Нет! Вечер только начался…
А завтра? Завтра будет примерно то же, но абсолютно не так!