Василина Петренко
Эссе «Начало всех начал»
▼ Скачать + Заказать документы
«С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре…»
М. Матусовский
Патриотическое воспитание… С чего же оно начинается? Крылатая фраза «Начало всех начал…»- больше относится к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и родные напевы, и верные товарищи, и берёзка в поле, и гордость за свой народ, и желание сохранить, приумножить богатства своей страны. Стоит ли в наше время уделять этому вопросу серьезное значение? И во что должен верить сам учитель, классный руководитель, родитель, говорящий о патриотизме? Станут ли такие понятия, как, «патриотизм», «патриот», «Родина», «Отчизна», «гражданин», «чувство долга» значимыми для школьников?
Публикация «Эссе „Начало всех начал“» размещена в разделах
Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в детстве и формируется в ребенке постепенно, входе воспитания любви к своим близким, к родным местам, родной стране. Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу – задача первостепенной важности. Оно начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, к школе, к своему городу. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
Я воспитываю дочь. Дочка – это куклы, бантики, косички… Другое дело, мальчишки - это машинки, пистолеты, конструктор… Признаюсь, я с опаской думала о том, что стану «кадетской мамой» в начальных классах Кадетской школы №4 города Горно-Алтайска. Опасалась, потому что подход к воспитанию мальчишек должен быть другой. Девятый год я работаю классным руководителем кадетского класса. Сейчас во взводе 3 К класса обучается 32 мальчика. Это еще раз убеждает меня в необходимости иного подхода к воспитанию моих ребят.
Я часто задаю себе вопрос: так как же воспитать настоящего мужчину, любящего сына, чтобы в нем сочетались мужественность и нежность, целеустремленность и доброта?
Мои воспитанники энергичны, подвижны, здоровы. Они до самозабвения любят спорт и трудятся на тренировках, как взрослые. Живут в разных концах города, встают намного раньше, чем их сверстники, чтобы вовремя прийти на построение и развод на занятия. После общеобразовательных уроков занимаются строевой и огневой подготовкой, военно-прикладной физкультурой, а затем с неугасимым желанием едут на тренировку по плаванию, рукопашному бою, самбо, дзюдо и возвращаются домой примерно в одно время с родителями. Это очень самостоятельные и волевые мальчишки! Каждый из них - уже личность. И с этим надо считаться, что я и стараюсь делать. Работая с классом кадет, чувствую на себе постоянно большую ответственность. Чтобы лучше понять своих воспитанников, часто бываю на их занятиях по военно-техническому делу, истории военного искусства, строевой подготовке. Ребята знакомятся с военной техникой, учатся обращаться со стрелковым оружием и, конечно, активно занимаются физической подготовкой. Кадетам от многого приходится отвыкать. Здесь каждый хочет быть центром внимания, а слезы и обиды никто не воспринимает. Нужно воспитать в себе выдержку, твердость, быть сильным и морально, и физически. Вижу, как активно занимаясь физкультурой, они вкладывают огромное количество сил в достижение победы, как переживают, когда проигрывают. Так подрастают маленькие защитники Отечества. Моя задача - воспитать в них патриотов малой родины и великой державы!
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Под военно-патриотическим воспитанием понимаются те качества, которые необходимы как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, педагогу, инженеру. Разве не укрепляют силу воли, не вырабатывают терпение у мальчишек-кадет походы, состязания, военизированные игры? Как видим, задача подготовки защитников Отечества, стоящая перед нами, классными руководителями и офицерами-воспитателями весьма сложная и ответственная.
Основное отличие кадетских классов - строгая дисциплина. Кадеты носят форму, ходят строем в столовую, встречают учителя, входящего в класс по стойке «смирно», приветствуют старших по званию. У моих мальчишек довольно высокая самооценка. Считаю, что эту планку снижать не следует, но хвалить надо только по делу: за успехи в спорте, в учебе, за помощь друзьям… Им очень важна справедливая оценка любой их деятельности. В то же время строго спрашиваю с них за выполнение обязанностей. Для меня важно, чтобы наши отношения носили доверительный характер, без них не может быть искреннего общения, без которого процесс воспитания невозможен. Важным аспектом в воспитании мальчиков считаю нравственное воспитание. Во время подготовки и проведения праздника, посвященного Дню матери, а также во время проведения бесед на нравственные темы я вижу, как мои ребята любят мам, насколько они добры, как трогательно относятся к своим друзьям. Как важно сохранить в них эти чувства, развить их!
Не стану скрывать, что возникают проблемы, связанные с поведением ребят, так как они очень активны, подвижны, шумны. Они здоровые дети, а здоровый мальчишка - жизнерадостный и веселый шалун. А быть малозаметными они вообще не могут: физически развитые, со спортивной выправкой, тем не менее, они все равно дети. Какие они все разные: требовательные и настойчивые, талантливые и не очень, смешные и непоседливые, открытые и жаждущие общения. Мы идем с ними по жизни рука об руку.
Воспитать человека, любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если процесс патриотического воспитания сопряжен с тесным сотрудничеством педагога и родителей. К счастью, я нашла понимание не только у своих учеников, но и у их родителей, оказавшихся талантливыми и умными людьми, главное же – заинтересованными в том, чтобы идти вместе с детьми по пути их взросления, именно вместе, а не рядом, именно участвуя, а не наблюдая!
Академик Лихачё в Дмитрий Сергеевич писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».
Я отчётливо понимаю, что далеко не все ребята-кадеты, принявшие присягу, по окончанию школы станут военными, но принципы, которые заложены в кадетском движении, - любить Отчизну и служить Родине - у них останутся все равно.
Я твердо верю в то, что работа, проводимая мною, по патриотическому воспитанию в начальных классах в условиях Кадетской школы является «началом всех начал» для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, патриотическими чувствами, уважающими культурное историческое прошлое и настоящее России.