Елена Комарова
Проект «Семья — начало всех начал»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Семья - начало всех начал"
«Любовь к Родине начинается с семьи»
Ф. Бэкон
Актуальность. В основе нравственно – патриотического воспитания ребёнка лежит развитие его нравственных чувств. Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, которые связывают его с родным домом и ближайшим окружением, а пример взрослых имеет огромное значение в становлении личности ребёнка. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребёнка.
Публикация «Проект „Семья — начало всех начал“» размещена в разделах
Современные родители из–за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросе детской психологии и педагогике всё меньше занимаются воспитанием детей, и дети чувствуют дефицит общения. Проведение совместных мероприятий для малышей и их родителей способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, а так же делают детский сад и семью союзниками в воспитании детей, в формировании ценных жизненных ориентаций и в развитии полноценной личности ребёнка.
Проблема: дети раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о семье, о взаимоотношениях в семье, где и кем работают их родители, как зовут бабушек и дедушек.
Так возник проект «Семья начало всех начал»
Цель проекта : формирование предпосылок нравственно – патриотического воспитания детей раннего возраста через знакомство с семьёй.
Задачи:
Дать знания детям, что у каждого есть семья;
Сформировать у детей представление о себе, о членах семьи и учить детей правильно называть членов семьи;
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;
Вызвать у детей интерес к своей семье через рассматривание генеалогического древа;
Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.
Ожидаемый результат: дети узнают больше о своей семье : о членах семьи, традициях. Проявление уважения и заботы ко всем членам семьи. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
Сроки реализации проекта : краткосрочный, две недели
Тип проекта : педагогический
Предполагаемый результат: совместное мероприятие детей и их родителей, посвящённое празднику «День Матери».
Участники проекта : дети 1 мл. гр., родители воспитанников, педагоги группы.
Этапы реализации проекта :
1 этап - подготовительный.
Задачи:
Для педагогов:
Подобрать и изучить методическую литературу и интернет – ресурсов по данной теме;
Составить картотеку стихов, потешек, пальчиковых игр о семье;
Создать альбом с сюжетными и предметными картинками;
Мотивировать родителей для организации развивающей предметно- пространственной среды для реализации задач по нравственно-патриотическому воспитанию.
Для родителей:
Заинтересовать родителей проектом;
Дать представление о том, как можно участвовать в нём.
Решая поставленные задачи подготовительного этапа, изучалась и анализировалась нормативно правовая база, методическая литература по организации проектной деятельности с детьми раннего возраста и вовлечению в данную деятельность родителей воспитанников.
Далее осуществлялась деятельность по подбору материала, форм и методов обучения и воспитания детей данного возраста, создавались условия для реализации проекта согласно требованиям стандарта. Так же был подобран материал: игровой, дидактический, для чтения, иллюстративный для реализации проектной деятельности, которым была насыщена предметно-развивающая среда.
2 этап – основной.
Задачи:
Для родителей:
Дать представление о роли семьи и важности семейных традиций в нравственно – патриотическом воспитании детей;
Ознакомить родителей с правилами успешного развития личности ребёнка;
Использовать в работе с детьми «Семейные альбомы»
Для детей:
Формировать у детей элементарные представления о семье, уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье;
Развивать у детей интерес к своей семье, понимание важности семьи для каждого человека, общение и взаимодействие со взрослым;
Стимулировать сопереживание и сострадание к членам семьи;
Обогащать активный словарь.
Был разработан план действий:
Работа с родителями:
Консультации для родителей индивидуальные и групповые: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «О семейных традициях», «Азбука воспитания», «Права ребёнка в семье», «Что значит слушаться?»;
Дать рекомендации по изготовлению «Семейных альбомов»;
Дать рекомендации по изготовлению генеалогического древа семьи.
Работа с детьми:
Рассматривание иллюстраций и картинок на тему «Семья» в альбоме;
Беседы «Моя семья», «С кем я живу», «Что я делала на выходных?»;
Рассматривание «Семейных альбомов», изготовленных руками родителей;
Разучивание потешек про семью, пальчиковых игр;
Чтение художественной литературы: русские народные сказки «Три медведя», «Волк и семеро козлят», Д. Габе «Мама», Р. Куликова «Моя мама лучше всех»;
Дидактические игры: «Где чья мама?», «Как зовут твою бабушку (дедушку?»;
НОД: «Бабушка рядышком с дедушкой», «Мои братья и сёстры»
Изодеятельность (лепка) –«Пряники для чаепития»;
Изодеятельность (аппликация) – «Цветок для мамы»;
Сюжетно – ролевые игры: «Семья обедает», «Дочки-матери».
В ходе реализации основного этапа проекта, мы установили контакт с родителями воспитанников. Для привлечения родителей к данной теме, мы использовали различные формы работы: консультации, беседы и демонстрация наглядных материалов, различного вида рекомендации. Вся проводимая работа с родителями, значительно улучшила общение родителей с детьми. Возникло понимание значимости такого тесного контакта со своими детьми. Дети стали активнее вступать в диалог, проявлять интерес и делиться приобретённым опытом.
Основываясь на интересах и индивидуальных предпочтениях воспитанников во время основного этапа реализации проекта, организовывались все виды деятельности как НОД, совместной с воспитателем, так и самостоятельной деятельности.
3 этап – заключительный.
Задачи:
Вызвать у детей желание самостоятельно рассказать о членах семьи, правильно их называть;
Повысить компетентность родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания детей 1 мл. гр.
Во время заключительно этапа реализации проекта были проведены беседы с детьми группы, с целью выявления знаний о себе и о своих семьях. В ходе которых была обнаружена положительная динамика.
По окончании проектной деятельности были получены следующие результаты:
Дети овладели навыками доброжелательных отношений и активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, заботливого отношения к членам своих семей;
Малыши приобрели первичные представления о своих семьях;
Родители вовлечены в воспитательно – образовательный процесс, появилась заинтересованность в тесном сотрудничестве с педагогами ДОО;
Осознанная и активная позиция родителей в воспитании нравственно – патриотических качеств у своих детей.
Таким образом, если с раннего возраста воспитывать у детей любовь к семье, сознательное бережное и заинтересованное отношение к ней, то общение ребёнка с членами семьи придаст яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогатит его познавательный опыт и сформирует у него нравственную позицию к окружающему миру.