Получи документы

Состояние и перспективы художественно-эстетического образования в ДОУ

Оксана Петрова
Состояние и перспективы художественно-эстетического образования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

«Состояние и перспективы художественно — эстетического

образования в соответствии развитие»

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

Публикация «Состояние и перспективы художественно-эстетического образования в ДОУ» размещена в разделах

Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений.

Итак, художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Существует различные определений понятия "художественно-эстетическое воспитание".

Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного.

Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.

В-третьих, задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса.

И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты ручного творчества. Своеобразное понимание сущности художественно-эстетического воспитания обусловливает и различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач художественно-эстетического воспитания требует особого внимания.

Первая задача

Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно- эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Вторая задача художественно- эстетического воспитания состоит в формирование эмоций. которые "формируются на основе полученных знаний таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают возможностью эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими. Таким образом, одна из составных этой задачи - сформировать такие качества ребенка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учетом возрастных возможностей, критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния.

Третья задача.

Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты ручного творчества.

Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетического восприятия

Восприятие - начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов.

Еще одна категория - эстетический вкус. "Эстетический вкус - это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства"

Итак, художественно-эстетическое воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества. Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.

Организация художественно – эстетического направления в ДОУ

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков.

Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно – творческой деятельности и самодеятельности детей.

Хоровое пение,

народные танцы,

игра на инструментах,

сочинение песен, стихов, рассказов,

театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства,

Всё это шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.

Именно поэтому необходимо уделять большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников.

Одной из основных целей педагогического коллектива должно быть развитие творческого потенциала ребёнка, создание условий для его самореализации.

Для получения ожидаемых результатов в дошкольном учреждении должна быть создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое и материально- техническое обеспечение создание предметно – развивающей среды, создание гармоничного дизайна территории и помещений детского сада);

организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями);

координация работы с другими учреждениями и организациями.

Такая система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей, всех специалистов ДОУ (музыкального руководителя, воспитателя по изобразительной деятельности, психолога, руководителя театральной деятельности, руководителя хореографии, руководителей кружковой работы, директора детского сада, заместителя директора по УВР, старшего воспитателя. Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно – эстетическое развитие дошкольников, строится в ДОУ в трех направлениях:

специально организованное обучение;

совместная деятельность педагогов и детей;

самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

групповые и подгрупповые занятия,

праздники,

развлечения,

тематические музыкальные вечера,

недели творчества,

дидактические игры,

выставки рисунков и поделок,

создание книг – самоделок и т. д.

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.

Также в дошкольном учреждении необходимо создать учебно-методический комплект:

программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;

учебные планы по всем направлениям реализации Основной образовательной Программы учреждения.

перспективные планы работы студийной работы, организации культурно – досуговой деятельности детей по всем группам;

конспекты занятий;

сценарии досугов и праздников;

дидактические музыкальные игры и по изодеятельности;

библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства;

Реализация учебной программы художественно - эстетического развития дошкольников требует от воспитателей и узких специалистов постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.

Оно должно осуществляться в нескольких направлениях:

повышение квалификации педагогов в рамках ДОУ через педагогические советы, семинары – практикумы, консультации, открытые занятия, смотры – конкурсы;

каждый год один из педсоветов в ДОУ должен быть посвящен творческому развитию воспитанников, на методических днях опытные педагоги должны проводить консультации по организации работы в данном направлении, практиковать открытые просмотры учебной и культурно – досуговой деятельности, проводить недели творчества, дни открытых дверей для родителей, организовать выставки детского творчества;

участие в городских методических объединений для узких специалистов по художественно – эстетическому развитию детей, представление своего опыта на городских семинарах;

выписывать ряд журналов с практическим и теоретическим материалом по художественно-эстетическому направлению и приобретать новую методическую литературу.

Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей можно построить по двум направлениям:

При работе в данном направлении можно использовать различные приемы и формы:

Созданная в детском саду предметно – развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности,

в ДОУ в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования разработана и внедрена целостная программа, это благоприятно отражается на всестороннем развитии дошкольника, на его формировании духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Внедрение ФГОС посредством модернизации основ системы образования в ДОУ с приоритетом художественно-эстетического развития Приоритетное направление ДОУ художественно – эстетическое развитие детей, и в связи с этим главной задачей нашей работы - максимальное развитие.

Программа самообразования «Создание условий для художественно-эстетического развития детей в соответствии с ФГОС до» Цель: создание условий для художественно-эстетического развития детей в соответствии с ФГОС ДО Задачи: 1. обеспечения психолого-педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Состояние и перспективы художественно-эстетического образования в ДОУ
Опубликовано: 4 мая 2015 в 13:11
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Состояние и перспективы художественно-эстетического образования в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Петрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД