Гузелия Гариева
Влияние здоровьесберегающих технологий на развитие психофизических качеств у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад:
Влияние здоровьесберегающих технологий на развитие психофизических
качеств у детей дошкольного возраста»
В. А. Сухомлинский говорил: Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Публикация «Влияние здоровьесберегающих технологий на развитие психофизических качеств у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества.
Одним из условий полноценного развития детей дошкольного возраста является высокий уровень здоровья, его психофизическое и психологическое состояние. В настоящее время в связи со сложившейся экологической ситуацией, неблагоприятными наследственными факторами наблюдается тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
В дошкольные учреждения приходит большое количество детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями. В век развития телевидения и компьютеризации дети меньше общаются с взрослыми и сверстниками. Да и многие родители предпочитают, чтобы дети сидели за компьютерными играми, смотрели мультфильмы, лишь бы не отвлекали. В результате двигательная активность на низком уровне, речь и чувственная сфера не развивается.
Я обратила внимание на повышенную детскую утомляемость, дети с трудом сосредотачиваются, быстро становятся вялыми и раздражительными; часто болеют простудными заболеваниями, имеют нарушения осанки.
В свете вышесказанного особую актуальность приобретает проблема здоровьесбережения, оздоровления детского организма.
Федеральные государственные образовательные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы.
В соответствии с этим особую важность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Мой опыт работы основывается на программах и методических пособиях по физическому воспитанию – Л. И Пензулаевой, З. М. Зариповой, С. Я Лайзане, Е. А. Тимофеевой, Е. А. Бабенковой, Э. В. Тарасовой.
Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в детской деятельности:
• Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных занятиях, праздниках и развлечениях.
• Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, на занятиях, в свободной деятельности.
• Новые формы воздействия с семьей по физическому воспитанию и приобщение детей к здоровому образу жизни.
• использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.
Цель своей работы я считаю это воспитание здорового, физически развитого ребенка.
Поставленную цель я достигала посредством решения следующих задач:
1. Формировать у детей потребности в здоровье и осознанном отношении к нему.
2. Формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
3. Формировать нравственную культуру, самопознание, умения и навыки по физическому самосовершенствованию.
Работая воспитателем я обратила внимание на большой процент заболеваемости в осеннее-зимний период, а анализ здоровья детей в детском саду, проводимый медицинской сестрой ежеквартально, натолкнул меня на мысль о необходимости использования здоровьесберегающих технологий. Я начала использовать в работе здоровьесберегающие технологии такие, как:
• Закаливание
• Динамические паузы
• Подвижные и спортивные игры
• Дыхательная гимнастика
• Пальчиковая гимнастика
• Релаксация
• Спортивные праздники
Свою работу по внедрению здоровьесберегающих технологий я начала со старшей группы. С детьми проводились ОД посвященные здоровому образу жизни, на которых дети получают элементарные знания: о теле человека, его органах, профилактике различных заболеваний, безопасности жизни в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми, выполнение правил дорожного движения, бережном отношении к своему здоровью. Данные ОД привели меня к мысли о включении в ОД по физической культуре элементы валеологии, чтобы привить детям чувство ответственности за свое здоровье, научить их самих заботиться о нем, дать дошкольникам элементарные представления о строении и функциях человеческого организма. В старшей группе я провела мероприятие с детьми: «Почему так?». Дети в игровой форме изучали части своего тела, познакомились с гимнастикой для глаз.
В подготовительной к школе группе в рамках проекта «Мой организм» проводились занятия ФЦКМ «Личная гигиена», «Знакомство с организмом человека», где дети в упрощенной форме познакомились с органами дыхания, с их значимостью в жизни человека. В конце мероприятия ребята сами рассказывали, как нужно заботиться о своем психическом и физическом состоянии.
В процессе работы я пришла к выводу, что детям мало только выполнять общеразвивающие упражнения, осваивать основные виды движений и играть в подвижные игры, им важно, прежде всего, накапливать впечатления, личный опыт, а также импровизировать, проявлять творческие способности. Поэтому я стараюсь направлять все усилия на поддержание в ребенке веры в свои силы, на то, чтобы он не терялся, выполняя сложное для него упражнение, чтобы у него не развивались комплексы, чтобы ему самому захотелось почувствовать мышечную радость, чтобы он захотел запомнить эти чувства.
Ежедневно провожу с детьми различные виды массажа, оздоровительные паузы, пальчиковые игры, дыхательную гимнастику, в конце НОД использую упражнения на релаксацию для снятия мышечного напряжения. Для облегчения себе работы (чтобы было под рукой) я изготовила картотеки: подвижных игр, утренней гимнастики, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, которыми успешно пользуюсь в своей работе с детьми.
Значительное место в программе физкультурных развлечений для детей занимают игры, игровые задания соревновательного типа (эстафеты). Эстафеты позволяют играющим отчетливее ощутить присутствие друг друга, научить считаться с игровым поведением партнеров и взаимодействовать с ними. Психологи, отвечая на вопрос" Как приходит успех?", говорят, что его можно добиться благодаря специальному обучению. И эстафеты, и спортивные игры – универсальное средство для "тренировки на успех".
А главное их достоинство – то, что дети могут ошибаться и исправлять свои ошибки. В качестве музыкального сопровождения привлекаю музыкального руководителя. Большое значение придаю художественному слову: отбираю для сценария нужные по теме стихи, песни, загадки.
Известно, что психика ребенка устроена так, что его практически невозможно заставить воспринимать «сухую» информацию, выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения: ребенку должно быть интересно это делать не потому что «это надо» и «это полезно», а потому, что ему это интересно и ему нравится это делать.
Я внедрила в практику своей работы, изготовленные массажные дорожки «Травка», «Цветные карандаши», «Ребристые доски». В образовательную деятельность внесла нестандартное оборудование
Всю работу в данном направлении строим совместно с родителями. Анализируя анкеты родителей, выяснили, что 56% детей занимаются в спортивных секциях (плавание, акробатика, хоккей, борьба и других) и танцевальных студиях, что говорит о высоком интересе к здоровому образу жизни.
Таким образом, мы убедились, что внедрение здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс способствует сохранению и укреплению здоровья детей, а также их интеллектуальному развитию.