Олеся Долгополова
Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование — ступени равных возможностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе на тему «Специальное образование и инклюзивное образование- ступени равных возможностей»
У них такие же сердца, такие точно мысли,
Такая ж кровь и доброта, такие же улыбки.
Они достойны тех же прав, что есть у нас на свете,
Ведь инвалид – не приговор, мы вместе на планете!
Публикация «Эссе „Специальное образование и инклюзивное образование — ступени равных возможностей“» размещена в разделах
Об инклюзивном образовании, как о новой форме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в последнее время в российском обществе говорят очень много. И не только говорят. С начала 21 века инклюзивное образование начали вводить в российских школах и дошкольных учреждениях. Чем инклюзивное обучение хуже или лучше специального коррекционного обучения? На этот вопрос у каждого найдётся свой ответ.
Что же такое в моём понимании инклюзия?
В различных словарях инклюзия – это термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Если коротко и просто - это признание равенства всех детей в системе образования.
Тема инклюзивного образования в нашем обществе очень актуальна. Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции, из них около 700 тысяч - дети с инвалидностью. Ежегодно численность данной категории детей увеличивается.
Сейчас в России здоровые дети учатся в одних учебных заведениях, дети с ограниченными возможностями здоровья – в специализированных коррекционных школах или классах. В таких школах для детей создаются все необходимые условия для обучения и воспитания. До сегодняшнего дня многие считают такое обучение наиболее эффективным. Но практика показывает, что выпускники специализированных школ живут в другой модели общества и, выйдя из стен школы, не готовы к дальнейшей жизни в социуме.
Раньше весь мир учил детей с ограниченными возможностями здоровья по такому же принципу. Саламанская декларация (Юнеско, 1994 г.) дала старт новому подходу. Мир начал менять отношение к образованию в целом. Теперь в этот процесс включается и Россия.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, разумеется, ребенок особенный. Я считаю, что особенным он становится ещё и потому, что его отправляют учиться в специальное учреждение для инвалидов, изолируют от реального общества, тем самым еще больше ограничивая в развитии. Разве этого он хочет? Разве он, как и любой другой ребенок, не нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками? Особенными, в хорошем смысле слова, становятся и здоровые дети, проходящие через инклюзивное образование. У них появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, дети становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для нашего общества с его крайне низким уровнем толерантности.
Но почему же тогда многие выступают против инклюзивного образования? Чаще всего это либо педагоги, которым предлагают работать в инклюзивных классах (группах, либо родители детей, с которыми обучается ребёнок с ограниченными возможностями. Опасения учителей понятны: когда в общеобразовательном классе находится ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, от учителя требуется совсем другой уровень профессионализма. Функции учителя, знания, возможности должны очень сильно поменяться. Минимальные требования к базовому стандарту не пропишешь для каждого ребёнка, они общие, и учитель должен выдать стандарт всем детям. Для этого необходимо усовершенствовать техническое оснащение образовательных учреждений и подготовить всех педагогов, работающих в инклюзивных классах (группах) по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями.
Сегодня отношение к детям с ОВЗ заметно изменилось: мало кто возражает, что образование должно быть доступно всем детям без исключения. Основной вопрос в том, как сделать так, чтобы ребенок с особенностями развития получил не только богатый социальный опыт, но и реализовал в полной мере свои образовательные потребности, чтобы участие ребенка не снизило общий уровень образования других детей.
В ходе эксперимента, который идёт сейчас по нашей стране, предстоит точно понять, каких детей стоит переводить на инклюзивное обучение, каких вообще – нельзя. Какие средства нужно потратить, чтобы создать для всех детей страны условия для совместного обучения, какие образовательные программы скорректировать. Но я верю, что наша страна успешно и в короткий срок преодолеет все объективные и субъективные трудности по внедрению инклюзивного образования.