Лариса Гацко
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
«Моя педагогическая философия» (эссе)
Может быть, самое важное в этой жизни – правильно найти место своё, неповторимое, никому другому не предназначенное место. С детских лет у меня была мечта – стать хорошим педагогом – понимать детей, учить их, играть с ними, быть их другом. Во многом этому способствовала моя первая воспитательница Солнцева Надежда Дмитриевна.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
И вот я – педагог. Не школьный, сегодняшнюю школу я немного побаиваюсь. Я воспитатель детского сада или как сейчас называют ДОУ. Итак, его величество воспитатель! Именно так мне хочется назвать эту профессию. Детский сад может обойтись без инструктора по физической культуре, без эколога, даже без старшего воспитателя, но без воспитателя детского сада нет. Сейчас у воспитателя страшное количество проблем. Порой возникает ощущение, что коллеги перестали понимать тебя, с детьми не находишь контакта и уже сложно быть с ними, детьми, откровенным, а тогда с кем? Конечно же, с ними – шаловливыми и смешными – моими воспитанниками. У меня хорошие ребята. Они весёлые, они шумные, иногда даже слишком, и они очень интересны как личности. Когда у меня что-то не в порядке в жизни, проблемы, заботы, я могу себя утешить тем, что войду в группу, закрою за собой дверь – и будет хорошо, я буду со своими. Порой они не ангелы, есть очень сложные, запущенные, оставленные без семейного внимания. Но всё равно с ними со всеми мне очень хорошо.
Сейчас я работаю на средней группе. У нас создан интересный мир. Мы с детьми придумали его! Когда я оформляла группу, ловила себя на том, что мне помогали дети, которые делают что-то по- другому, приносят черты, в мною созданную среду, меняют её. Когда мелькают эти мысли – стараюсь тут же сказать себе – «Здорово!». Группа может быть только с ними, через них, ими созданная. Иначе это не группа детского сада!
К нам на практику приходят студенты из педагогического колледжа. Иногда они спрашивают: какое качество отличает прирождённого воспитателя от других людей? По-моему – это талант любить и играть. Этим талантом обладают почти все дети: коробочка для них становится танком, стульчиком, домиком без всяких проблем, а кукла по-настоящему расстраивает тем, что не хочет засыпать. Потом мы взрослеем и уже трудно заставить себя всерьёз относиться к игре. По-моему, люди, которые способны играть и получать от этого удовольствие – воспитатели. Когда я встречаюсь с ребятами, прежде всего, мне хочется понять, захотят ли они играть со мной? А ещё, мне кажется, воспитателю хорошо, когда на него с восторгом смотрят дети. Может быть, это проявление тщеславия, но желание быть в центре внимания детей, приятное возбуждение от ребяческих глаз – неотъемлемая часть воспитательской одарённости. Если человеку плохо с детьми, если хочется сидеть в уголке, если его приходится тянуть и просить – не надо ему идти в педагогику. Остальные качества, безусловно, важны. Воспитателя должно быть слышно, все буквы алфавита он должен выговаривать, ему придётся петь, рисовать, лепить, он должен знать методику и так далее и так далее. Но эти качества – любить детей и получать удовольствие от игры с ними, я считаю, обязательны в первую очередь.
А как человек – воспитатель должен быть терпеливым. Приходится много ждать, иногда годы, когда твоя работа принесёт плоды. И мало просто ждать, нужно трудиться. Нетерпеливый воспитатель очень скоро сойдёт с дистанции. Зато ни с чем не могу сравнить своё счастье – когда что-то получается – Кирилл отлично сложил квадрат из «Чудо-крестиков», Лиза самостоятельно сделала змейку в «Шнуре-затейнике», Максим научился играть в «Геоконт». Эти минуты искупают всё.
А вообще в детском саду интересно! День в садике никогда не повторяется, даже неудачи и сложности каждый день новые. Так что у нас не соскучишься!
Считаю, что никого и никогда не надо уговаривать идти в воспитатели. Это человек должен решать только сам, без всякого давления. Выбор только твой! Я сделала свой выбор. Я – воспитатель! Это не просто любовь, не просто профессия. Это моя жизнь, я провожу в детском саду, пожалуй, даже больше времени, чем дома, если исключить сон, и пока не надоедает уже больше 35 лет.
По-моему, заниматься стоит тем, что тебе доставляет удовольствие. За это часто не платят бешеных денег. Но я не раз думала, а смогу ли я годами каждый день делать то, что мне не свойственно и не интересно?
Если твои глаза постоянно ищут детские глаза, если ты любишь играть и веришь в чудеса, если ты терпелив и тебя не раздражают громкие голоса. Если ты постоянно ищешь что-то новое и интересное, а даже самый небольшой детский успех вызывает у тебя восторг – подумай, значит, ты воспитатель!