Анна Андреева
Литература, которая поможет дошкольнику стать настоящим читателем
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребёнок неповторим, обладает только свойственными ему чертами и особенностями. Чтобы добиться хороших результатов в воспитании детей, важно это знать и учитывать, необходимо постоянно изучать духовный мир детей, их интересы и наклонности в развитии.
Первые годы жизни ребёнка - наиболее важный этап его развития. В этот период начинают развиваться те чувства и черты характера, которые в будущем могут помочь ребёнку развиться в самостоятельную полноценную личность.
Публикация «Литература, которая поможет дошкольнику стать настоящим читателем» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Задача воспитателя - развить у ребёнка желание видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло. На мой взгляд, лучше это сделать через чтение детям художественных произведений.
С раннего возраста ребёнок нуждается в образах, звуках и ярких красках.
Всё это хорошо проявляется в русских народных сказках, песенках и потешках.
Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые должен слышать маленький ребёнок. Книги с потешками и сказками - яркие и красочные, что даёт возможность детям их рассматривать и рассказывать по картинкам.
«Петушок, петушок, золотой гребешок.», «Ладушки- ладушки.» - одни из первых потешек, которые я читаю детям в группе раннего развития. Текст всех потешек доступен и понятен детям, он легко запоминается, что помогает и воспитателю запомнить большое количество потешек, и применять их в повседневной работе с детьми. Основная деятельность детей младшего возраста - игра, а потешки можно обыграть с помощью игрушек или пальчикого театра. Это доставляет детям радость и положительные эмоции.
Как воспитатель группы раннего развития, я часто прибегаю к потешкам. С их помощью можно установить контакт с ребёнком, успокоить при расставании с родителями, привлечь внимание ребёнка. Особенно это помогает в период адаптации малыша к новым для него условиям детского сада. Вслушиваясь в слова потешек, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигаясь в такт тексту. Чтение потешек способствует обогащению активного словаря и появлению первых сознательных слов у ребёнка.
Также в своей работе, я читаю детям раннего возраста русские народные сказки. По своей сущности сказка, вполне отвечает природе маленького ребёнка, близка его мышлению, представлению. Сказка - благодатный источник литературы, который воздействует на душу малыша. Ребёнок при прочтении сказки переживает и сочувствует вместе с её героями. Сказка учит жить человека, вселяет в него оптимизм, веру в добро и справедливость. За фантастикой и вымослом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда идёт огромное воспитательное значение скази в жизни и развитии ребёнка.
Знакомство детей с миром книги, я начинаю с прочтения сказки «Курочка Ряба». Содержание сказки понятно детям, а иллюстрации к сказке - красочные, что позволяет быстро заинтересовать малыша книгой. Персонажи сказки знакомы ребёнку, а язык сказки очень выразителен. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу. Речь малыша становится более эмоциональной, образной, красивой. Язык сказки способствует общению, формированию умения задавать вопросы, конструировать слова, словосочетания и предложения. Способность животных разговаривать, думать и поступать по- человечески, позволяет ребёнку погрузиться в увлекательный волшебный мир. Ребёнок проникается чувствами героев, постигает поучительную и убедительную правду жизни. Ребёнок как бы «продолжает» играть, но уже глазами героев сказки. Сказка является лучшим помощником в формировании основ общения и поведения.
Как мама двоих деток и воспитатель группы раннего развития в ДОУ,
я считаю, что первыми литературными произведениями для чтения детям раннего возраста, должны быть потешки и сказки. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них, а потешки и сказки лучше всего подходят для передачи повествования. Чтение сказок сближает детей и взрослых, а доступный язык сказок поможет родителям рассказать своим детям о добре и зле. Правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребёнка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребёнка в себе и своих силах. Для ребёнка сказка всегда была и остаётся не только первым и наиболее доступным средством познания мира, но и способом познания социальных отношений и поведения в его повседневной жизни.
Чтение потешек и сказок малышу в раннем возрасте прививает интерес к художественной литереатуре на всю дальнейшую жизнь.