Люда Эпова
Эссе «Я — воспитатель!»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе на тему «Я – воспитатель»
Я – педагог, и в этом моя гордость:
любить, ценить, воспитывать детей.
Ведь их улыбки и душа рождают бодрость
в работе, творчестве, реализации идей!
В современном мире работа требует от педагога высокого профессионализма и мастерства. В системе дошкольного образования происходят кардинальные изменения, она совершенствуется и развивается. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии образования, по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Становится понятно, что изменяются и требования к педагогу. Возникает новая задача пересмотра характера взаимодействия педагога с детьми в педагогическом процессе ДОУ и начальной школы. В связи с этим обозначился ряд проблем. Так, как педагоги излагали ребенку и наглядно демонстрировали определенные знания. Налицо преувеличение роли интеллектуальной доминанты, нарушались права ребенка на всестороннее гармоничное развитие. Это приводит к тому, что в школу приходит ребенок, как правило, имеющий низкий порог «школьной зрелости», и в целом не готовый к учению. Сегодня, в XXI веке, общество предъявляет новые требования к образованию. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он уже не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Слово «педагог» в переводе с греческого языка – «ведущий ребенка». Педагоги сопровождают детей, поддерживают детские интересы и инициативы, направляют энергию и размышления ребят. Общение с детьми помогает всегда быть на высоте, держать собственную планку. Они смотрят на педагогов с восхищением и любопытством, пребывая в полной уверенности, что воспитатель может дать ответ на любой их вопрос. Дети обязательно обратят внимание на новое платье или яркие бусы и, несомненно, сделают комплимент. На мой взгляд, главный принцип воспитания – покажи своим примером, будь это прилежное поведение или аккуратный внешний вид. Воспитатель дошкольного учреждения – человек, с которыми дети делятся своими радостями, открытиями, неудачами, он проводит много времени, играя с ними, пока мама и папа заняты «взрослыми делами на работе». И об этом нельзя забывать, чтобы не потерять их доверия. Что такое для меня быть воспитателем? Быть воспитателем для меня, значит иметь терпение, сострадание, желание видеть детей, которые уже стали мне родными. Поэтому я стараюсь быть не над детьми, а с детьми и решать проблемы вместе. Что может быть трепетнее, ощущения обнявших тебя детских ручонок, доверчиво склоненной головки на твоем плече? Всю свою энергию я направляю на создание вокруг каждого ребенка атмосферы любви и взаимопонимания, так как убеждена, что только это способствует раскрытию индивидуальности. Работая воспитателем, когда я вижу распахнутые навстречу такие доверчивые глаза детей, я понимаю, что нужна им, и стараюсь отдать им все тепло моего сердца. Я считаю, что доброта и милосердие должны быть присущи любому человеку, а тем более воспитателю. Мне кажется, что без любви к этой профессии невозможно находиться длительное время в детском коллективе даже при большой любви к детям. Однако выбрав профессию, где нужно каждый день отдавать свою любовь, время и силы, когда детей более двадцати в группе и каждому надо уделить внимание – это действительно труд. Но труд этот приятен, приносит большое чувство удовлетворения и радость, если воспитатель понимает, чем живёт детское сознание. Если он умеет организовать день ребятишек, а так же если он способен вместе с детьми играть, исследовать, интересоваться миром, получать и дарить окружающим впечатления от увиденного, услышанного. В своей деятельности использую игровые, коммуникативные методы, использую здоровьесберегающие технологии, технологии проектного обучения, постоянно обновляю развивающую предметно – пространственную среду. В нашей работе невозможно стоять на одном месте, поэтому я стараюсь повышать свой профессионализм, обучаясь на курсах повышения квалификации, посещая семинары – практикумы.
Публикация «Эссе „Я — воспитатель!“» размещена в разделах
Что я могу дать детям? Прежде всего – любовь. И я люблю их такими, какие они есть. Стараюсь дать возможность каждому ребенку реализовывать себя, почувствовать себя успешным, нужным, любимым. Я понимаю, что на меня возложена большая ответственность: заложить фундамент личности каждого ребенка, помочь им познать окружающий мир, научить их жить в обществе. И, конечно же, научить детей быть добрыми, отзывчивыми. Вот оно — ощущение счастья: сеять в них маленькие зернышки добра, милосердия, любви ко всему живому; умение делиться игрушками, уступать, умение просить прощение и прощать. Это прекрасно – закладывать ростки будущих характеров, сеять и видеть росточки здорового духовного мира, видеть счастливого малыша.
Главный принцип моей работы «Развивать, учить, творить, жить с душою, и любовью, помогать, не навредить!».
При встречах со своими бывшими воспитанниками, которых обучаются в школе, радуюсь их успехам, переживаю за неудачи. Когда задаю традиционный вопрос «Где лучше: в школе или в садике?» ребята с теплотой вспоминают время, проведённое в детском саду.
Детский сад — это то место, где можно снова почувствовать ребенком даже себя самого, место искренних детских улыбок, маленькая страна чудес.
Детский сад — это такое место, где никогда не бывает скучно. Каждый день происходит что-то интересное. Мы, воспитатели проводим здесь много времени и детки привыкают к нам. Мы для них вторые мамы, наставники, учителя, предмет для восхищения и подражания.
Воспитателем быть, значит уметь любить и понимать каждого ребенка! Принимать его таким, какой он есть, не подавляя его. Уважать ребенка, радоваться вместе с ним его победам и поддерживать в «не удачах». Мы называем их «свои дети», даже не задумываясь. На каком-то подсознательном уровне. Ведь так и есть, каждый ребенок для нас, как родной. За каждого переживаем и любим каждого, без исключений. Каждый ребенок, хоть еще и маленький, личность, и очень интересно наблюдать, как он растет, учится и знать, что в этом и твоя заслуга. И когда маленькие головки, ложась на плечи, шепчут: «я тебя люблю», это поистине бесценно! Только за эти моменты можно любить свою профессию, а сколько еще разных, приятных моментов и ситуаций!
Воспитание — это трудоемкий процесс, который требует большого терпения, понимания и душевного равновесия.
Воспитатель всегда должен само совершенствоваться, нарабатывать свое мастерство и навыки. Делиться опытом и перенимать опыт от других. Никогда не останавливаться на достигнутом, всегда идти вперед.
Дети — это наше все! Это наши цветочки, которые мы холим и лелеем, чтобы они росли здоровыми и сильными. И как здорово, что они окружают меня на работе, и дома. Нет ничего лучше, чем ощущать себя такой важной и нужной для ребенка. Дети сами по природе своей — радость и счастье.
Многие, кого я знаю, уверяют меня, что в моей профессии нет ничего сложного: нужно только одеть, накормить, развлечь-поплясать. И даже не задумываются, что пока родители на работе, воспитатель становится «мамочкой». Мы, воспитатели, должны уметь делать очень и очень многое: проводить образовательную деятельность, организовать праздники и игры для детей, обязательно уметь рисовать, мастерить, используя разный материал, петь, танцевать. А главное, наверное, суметь сплотить детей в единый коллектив. Каждое занятие нужно подготовить, написать план, иногда, даже прорепетировать перед зеркалом. Я уверенна в том, что если я буду больше знать и уметь, легче и интереснее буду общаться с детьми. Мы не просто «присматриваем» за детьми, но и организовываем активную деятельность, разные по содержанию игры, тематические прогулки, развлечения и мероприятия в соответствии с возрастом детей. Создаем в группе условия для успешной реализации основной образовательной программы. Я как воспитатель тщательно планирую работу не только с детьми, но и с родителями. Я считаю, что воспитатель детского сада немного волшебник, артист. Почему спросите вы? Ну, какой народный артист может похвастаться двумя ролями в течение 2 часов! За годы работы я на утренниках перевоплощалась как по взмаху волшебной палочки в разных героев, как положительных персонажей, так и отрицательных. Сегодня я играю роль Деда Мороза, клоуна, Бабы-Яги, медведя, а завтра мне предстоит сыграть роль Лешего, Снеговика. Каждый из нас, воспитателей, не имеет актерского образования, но мы идем и играем. После утренников приятно слышать слова благодарности от родителей, в а главное от детей. Мою работу оценили дети! Значит не напрасные мои труды и усилия! Я вместе с детьми танцую, играю. Мне очень приятно наблюдать, как мои воспитанники создают аппликации, рисунки, лепят разные фигуры, экспериментируют с песком и водой, пишут палочки. Работая с дошкольниками, не перестаю удивляться, насколько они разные, интересные, забавные, любопытные, удивительные. Каждый ребенок уникален. Одни дети художники, математики и экспериментаторы, другие – актеры и музыканты. Всему этому научила их я! Значит мои знания, умения кому-то нужны! Значит, я на правильном и верном пути.
Мне очень приятно, что мои дети при встрече со мной искренно улыбаются, говорят «здравствуйте», рассказывают о себе и о том, что произошло с ними хорошего и не очень. Я очень хочу верить в то, что когда мои ребята станут взрослыми, они оценят мои старания. Пусть они не станут знаменитыми, а будут добрыми, честными, справедливыми. А я буду знать, что в каждом из них есть частичка моего труда, что мои усилия были не напрасны!
В детском саду я работала с детьми разного возраста. Самый сложный период – адаптация ребенка. Это и очень сложный этап, и самый интересный. Когда малыш плачет и не хочет отпускать маму, нужно мне помочь ему, успокоить. Для этого мне нужно вспомнить приемы и методы работы, набраться терпения, чтобы сделать пребывание ребенка комфортным, уютным. Очень приятно видеть, когда через некоторое время ребенок тянет к тебе руки как к близкому человеку. Уже и с мамой легче расстаётся. Это значит, доверяет, а воспитатель – нечужой человек. Работа с детьми старшего возраста имеет свою особенность. Здесь необходимо быть старшим другом, помощником, направлять детей советами.
Считаю своим долгом передать детям, заложить в них те положительные душевные качества, которыми обладаю сама. Можно ли назвать наш труд легким? На вопрос я отвечу односложно-нет! Я думаю, что многие педагоги со мною согласятся.
Именно от нас зависит, каким малыш вырастет: светлым, смелым, успешным, радостным или жестоким.
Современный педагог должен быть немножко артистом, художником и немножко поэтом. Ещё он должен быть немножко ребёнком, хотя это взрослый человек, но в душе остается всегда ребенком. И он должен уметь выслушать ребенка, помогать ребенку всегда находить общий интерес с другими детьми. Самое важное и главное – это любить и уважать всех детей.
Современный воспитатель – это специалист, который разбирается в многообразии программ и методических разработок, от правильного выбора зависит успешное усвоение программы ребенком. Это очень важно. Неуспешный ребенок в детском саду, становится неуспешным и в школе.
Я думаю, что профессия воспитателя детского сада – одна из главных профессий в образовании. Никакая другая профессия не имеет такого важного общественного предназначения и ни к одной из них не предъявляются такие высокие требования! Каждый час занятий, каждая встреча с детьми сопряжена полной самоотдачей.
В работе воспитателя много сложностей. Часто бывает трудно. «Все мы родом из детства» - но забываем этот волшебный мир, зачастую не понимаем даже собственных детей, которые взрослеют. Воспитатель же остается в мире детства навсегда! В этом есть свои плюсы и минусы. Находясь в стенах детского сада, я забываю обо всех проблемах и огорчениях, ощущаю себя всегда энергичной, молодой.
По моему мнению, есть две профессии, в которых нет места неудачам, и ты не имеешь права на ошибку. Это врачи и педагоги. Врач отвечает за здоровье и жизнь человека, а педагог как врач. Мы, воспитатели, отвечаем за жизнь и здоровье детей. Это большая ответственность ложиться на плечи воспитателя. Порою приходишь домой с работы и анализируешь свой рабочий день, задаё шь себе вопрос: «А всё ли правильно я сделала?» Признаюсь честно, что порой очень сильно устаю, но, тем не менее, приходя домой, с удовольствием думаю: «А как завтра мне организовать день, чтобы моим воспитанникам было интересно».
Я считаю, что очень острая проблема состоит в том, что современные родители не уделяют должного внимания своим детям в воспитании, и задача воспитателя заключается в том, чтобы не было «недолюбленных» детей. Для решения этой задачи я как педагог привлекаю родителей к активному сотрудничеству с детским садом – это различные консультации, игры, конкурсы на лучшую поделку, рассказ, газету, игрушку, украшение. Мы часто устраиваем открытые мероприятия с участием родителей – 8 марта, День Матери, спортивные праздники, привлекаю родителей в проектную деятельность детей.
Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам Российской Федерации, ребенок имеет право на защиту от всех форм физического и психологического насилия. И воспитатель обязан помочь ребенку, если в семье практикуется физическое насилие, помочь родителям осознать не допустимость грубого обращения с ребенком. Каждый воспитатель-это психолог!
Воспитатель сегодня должен шагать в ногу со временем, быть современным человеком, стремиться к самообразованию, просто обязан изучать новые методики воспитания и обучения, чтобы помочь детям лучше адаптироваться в современном мире.
Я часто себя спрашиваю: «Что значит хороший воспитатель? «Хороший воспитатель–это любовь к детям, к своей профессии. Могу ли я о себе сказать, что я хороший воспитатель? Могу с гордостью ответить: «Да, я хороший воспитатель и горжусь этим!» Я не отношу себя к педагогам с большой буквы, но стремлюсь быть человеком порядочным, честным, быть примером для своих ребят.
С гордостью могу сказать, что люблю свою профессию. Наверное, я счастливый человек: любящая и любимая мама, у меня есть любимое дело. Могу назвать себя «Мамой» с большой буквы, ведь у меня много детей, и все они мои, все любимые мною!
А закончить свое эссе мне хотелось бы словами неизвестного мне поэта, но как нельзя лучше передающими мое отношение к своей профессии:
Мы не всегда одеты от Версаче,
И не всегда нас возит «Мерседес»,
Но мы решаем важные задачи,
Без нас немыслим общества прогресс.
И речь такую, я друзья, трактую
Скажу я вам, коллеги, не тая:
Мне не нужна профессия другая,
Горжусь я тем, что воспитатель — это Я!
Я люблю свою профессию, нашла в ней своё призвание и утвердилась в этом. А это значит — я счастливый человек!