Мария Костина
Использование метода эксперимента в педагогическом исследовании
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе на тему: «Использование метода эксперимента в педагогическом исследовании».
Эксперимент используется тогда, когда возникает необходимость сравнительного анализа действия отдельных факторов на ход и результативность процесса, а также более точного измерения параметров и результатов процесса.
Эксперимент опреде6ляется в науке как специально организованное воспроизведение и изменение явлений в условиях благоприятных для выявления влияющих на результаты факторов и условий.
Публикация «Использование метода эксперимента в педагогическом исследовании» размещена в разделах
Эксперимент является одним из основных методов научного исследования. В общенаучном плане эксперимент определяется как особый метод исследования, направленный на проверку научных и прикладных гипотез, требующий строгой логики доказательства и опирающийся на достоверные факты. В эксперименте всегда создается некоторая искусственная (экспериментальная) ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируются и оцениваются следствия действий этих причин, выясняются связи между исследуемыми явлениями.
Суть экспериментального метода заключается в том, что экспериментатор намеренно создает и контролируемым образом изменяет условия, в которых действует изучаемый испытуемый, ставит перед ним определенные задачи и по тому, как они решаются, судит о возникающих при этом процессах и явлениях.
Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - исследовательская стратегия, которая характеризуется тем, что в нем осуществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. При этом происходит проверка гипотезы.
Многие авторы в качестве ключевой особенности психолого-педагогического эксперимента выделяют «субъектность объекта» исследования. Человек как объект познания обладает активностью, сознательностью и тем самым может оказать влияние как на процесс своего изучения, так и на его результат. Поэтому к ситуации эксперимента в психологии предъявляются особые этические требования, а собственно эксперимент может рассматриваться как процесс общения экспериментатора с испытуемым.
«Психолого-педагогический эксперимент – комплексный метод исследования, который обеспечивает научно-объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы. Он позволяет глубже, чем другие методы, проверить эффективность тех или иных нововведений в области обучения и воспитания, сравнить значимость различных факторов в структуре педагогического процесса и выбрать наилучшее (оптимальное) для соответствующих ситуаций их сочетание, выявить необходимые условия реализации определенных педагогических задач. Эксперимент позволяет обнаружить повторяющиеся, устойчивые, необходимые, существенные связи между явлениями, т. е. изучать закономерности, характерные для педагогического процесса» (Ю. К. Бабанский).
В отличие от обычного изучения педагогических явлений в естественных условиях путем их непосредственного наблюдения эксперимент позволяет искусственно отделять изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия педагогического воздействия на испытуемых.
Педагогический эксперимент требует от исследователя высокой методологической культуры, тщательной разработки его программы и надежного критериального аппарата, позволяющего фиксировать эффективность образовательного процесса.
Таким образом, сущность эксперимента заключается в активном вмешательстве исследователя в психолого-педагогический процесс с целью его изучения в заранее запланированных параметрах и условиях. В эксперименте в совокупности используются методы наблюдения, беседы, опросов и т. д.
Основная задача психолого-педагогического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего процесса. Для этого нужно, варьируя условия протекания внешней деятельности, найти ситуацию, при которой внешнее протекание акта адекватно отражало бы его внутреннее содержание. Задача экспериментального варьирования условий при психологическом эксперименте заключается прежде всего в том, чтобы вскрыть правильность одной-единственной психолого-педагогической интерпретации действия или поступка, исключив возможность всех остальных.
В психологии применяют два основных типа эксперимента :
- лабораторный эксперимент, который обычно проводится в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать об истинном назначении эксперимента;
- естественный эксперимент, участники которого не знают о своей роли испытуемых.
Естественный эксперимент сочетает в себе положительные стороны метода наблюдения и лабораторного эксперимента.
Одним из вариантов естественного эксперимента является психолого-педагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изучение психических особенностей школьника, подлежащих формированию, осуществляется в процессе обучения и воспитания.
Соответственно различают два его вида:
- обучающий психолого-педагогический эксперимент,
- воспитывающий психолого-педагогический эксперимент.
При этом особую роль в построении различных теорий психического развития играет обучающий эксперимент. Это - форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов, прежде всего связанных с когнитивной сферой, происходит при их целенаправленном формировании.
Таким образом, психолого-педагогический эксперимент, или формирующий эксперимент, - это применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого.
Суть психолого-педагогического эксперимента заключается в том, что вначале изучают особенности психической деятельности детей (не только регистрация выделяемых фактов, но и раскрытие закономерностей, механизмов, динамики, тенденций развития). Затем на этой основе организуют специальное обучение, чтобы оптимизировать выявленные процессы и продвинуть их на более высокую ступень.
В завершении важно указать, что результаты педагогических экспериментов в психолого-педагогических исследованиях не следует абсолютизировать. Они обязательно нуждаются в подкреплении и проверке с использованием других научных методов педагогики и психологии. Эффективность экспериментальной работы в решающей степени зависит от мастерства исследователя, его методологической и методической оснащенности.
Таким образом, круг задач, которые решаются с помощью педагогического эксперимента, весьма широк и разносторонен, охватывает все основные проблемы педагогики и психологии.
Список использованной литературы
1. Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты [Текст] / Б. Б. Айсмонтас. - М. : Владос, 2002. – 208 с.
2. Введение в научное исследование по педагогике : Учебное пособие. [Текст] / Под ред. В. И. Журавлева. – М. : Просвещение, 1988. - С. 94
3. Горбунова, В. В. Экспериментальная психология в схемах и таблицах: Учебное пособие. [Текст] / В. В. Горбунова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 184 с.
4. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология [Текст] / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2001. – 256 с.
5. Зароченцев, К. Д. Экспериментальная психология : учебник [Текст] / К. Д. Зароченцев, А. И. Худяков. - М. : Проспект, 2005. - С. 30-51.
6. Кондаков, И. М. Практикум по общей психологии. Учебник для вузов [Текст] / И. М. Кондаков. – М. : МГППУ, 2004. - 312 с.
7. Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология : теория и методы. [Текст] / Т. В. Корнилова. – М. : Аспект Пресс, 2002.– 381 с.
8. Немов, Р. С. Психология. Психодиагностика. кн. 3 [Текст] / Р. С. Немов. - М. : Владос, 2001. –640 с.
9. Никандров, В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии. [Текст] / В. В. Никандров. - СПб. : Речь, 2002. - с. 78.