Анна Цурканова
Эссе «Инклюзия — иллюзия»
▼ Скачать + Заказать документы
(размышления об инклюзивном образовании)
Эссе на тему «Инклюзия – иллюзия?»
(размышления об инклюзивном образовании)
Для каждого родителя его ребенок – единственный и неповторимый, самый лучший на свете. Ему хочется дать как можно больше – целый мир, чтобы ребенок, когда вырастет, не потерялся в нем, а нашел свое место, призвание, счастливую судьбу. Каждый ребенок же, приходя на этот свет, не думает, как его примут, как он будет жить. Он как чистый лист бумаги: как расчертишь этот лист, так и будет расти ребенок! Некоторые дети рождаются с ограниченными возможностями здоровья или приобретают в жизни эти особенности. И им приходится сначала бороться за выживание, а потом за возможность нормального развития и образования.
Публикация «Эссе „Инклюзия — иллюзия“» размещена в разделах
Хочется привести для размышления одну притчу, которая заставила меня пересмотреть свое отношение к воспитанию и образованию детей с особенностями в развитии. «Жила – была женщина, и было у нее два кувшина. Каждое утро, повесив их на коромысло, она шла с ними за водой. У одного кувшина была большая трещина, а другой был безупречным и вмещал в себя полную порцию воды. В конце долгого пути от реки до дому кувшин с трещиной оставался заполненным лишь наполовину. Безупречный кувшин был горд своей работой, а кувшин с трещиной стыдился своего недостатка и был расстроен, что он может делать только половину того, для чего создан. Однажды кувшин с трещиной обратился к своей хозяйке: «Мне стыдно из-за моей трещины, из которой всю дорогу до твоего дома бежит вода». Женщина усмехнулась: «Ты заметил, что на твоей стороне дорожки растут цветы, а на стороне другого кувшина нет? На твоей стороне дорожки я посеяла семена цветов, потому что знала о твоем недостатке. Так что ты поливаешь их каждый день, когда мы идем домой. Я могу срезать эти чудесные цветы и украшать ими свой стол. Если бы ты не был таким, какой ты есть, то этой красоты не было бы, и она не оказывала бы чести нашему дому». У каждого из нас есть свои особенности и недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, каков он есть, и видеть в нем хорошее и так.
Я считаю, что каждый человек, вне зависимости от физических, психических и интеллектуальных особенностей имеет право на образование и с этим нельзя не согласиться! Сейчас в нашей стране функционирует система специального образования для особенных детей, так называемое «инклюзивное образование».
«Инклюзия…» Какое модное словечко в современном мире! В переводе с латинского «inclusivus» - включение. Инклюзивное образование – это иллюзия или реальность? Проанализировав несколько толкований этого образования, я пришла к выводу, что инклюзивное образование – это включение или совместное обучение детей с особыми образовательными потребностями со своими здоровыми сверстниками.
На мой взгляд, инклюзивное образование нужно начинать с детского сада, когда дети еще не задумываются о своей разности, любят других за добрый нрав и умение дружить. Нам воспитателям, да-да, именно воспитателям, досталась миссия – ввести в общество детей с особенностями в развитии, не взирая, на их недостатки. Конечно, никто не отрицает – это очень сложный процесс, но сложнее принять особого ребенка! Я считаю, что в основе успеха инклюзивного образования лежит принятие, а в основе принятия – безусловная любовь к детям! И только в этом случае особенность не будет восприниматься как недостаток. Большое счастье – быть свидетелем детского восторга от своих достижений!
По – моему мнению, инклюзивная форма образования - это не иллюзия, а реальность. Повторюсь, это сложный процесс, который надо совершенствовать, создавая специальные программы, дополнительно подготавливать педагогов к такой работе, оказывать психологическую помощь детям с особенностями в развитии и их родителям, а также оснащать материально – техническим обеспечением образовательные учреждения.
Бесспорно, инклюзивное образование – хорошо, когда на многие сотни километров вокруг нет нужных коррекционных учреждений! Все дети должны иметь равные права и учиться вместе. Воспитание и обучение особенных детей и здоровых ребят, на мой взгляд, полезно и тем и другим. Первым оно дает возможность социализации, применение своих талантов и умений, вторым – позволяет научиться проявлять эмпатию и толерантность, замечать других вокруг себя и считаться с их интересами.
В заключение моих размышлений хочется сказать: быть воспитателем – это нелегкий и не простой труд, это постоянный поиск чего-то нового, это творческий подход, это новые открытия. Работая с детьми, с особенностями или здоровыми, нам, воспитателям, необходимо помнить о том, что когда-то сказал Сократ: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить!»