Лариса Куфарова
Эссе «Я — воспитатель»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе написано для регионального этапа конкурса "Воспитатель года", где я заняла 1 место
Я иду по школьному коридору мимо скучающих у окон учителей и суетящихся учеников. В школе перемена. Класс, к которому я направляюсь – в самом конце коридора. Кто-то из первоклассников радостно, во весь голос кричит: «Лариса Сергеевна!», - и я останавливаюсь. Дети облепляют меня со всех сторон, обнимают. Это немного смущает, потому что все взгляды в этот момент устремляются на внезапно выросший ком посреди коридора. Но сейчас я вижу только эти счастливые, искрение, доверчивые глаза и забываю обо всем. Дети влекут меня в свой класс, наперебой рассказывая о новой школьной жизни. По дороге, сдерживая накатившее волнение, стараюсь каждого погладить, каждому улыбнуться, задать вопрос. Это мои первенцы, мои дорогие дети, которых я люблю и которыми очень горжусь.
Публикация «Эссе „Я — воспитатель“» размещена в разделах
Наши воспоминания о детстве сотканы из сотни ощущений: запаха маминых волос, сильных папиных рук, журчания ручья под резиновыми сапогами, вкусной запеканки в детском саду и добрых глаз воспитателя. Мне повезло дважды. Первый раз – когда я попала в группу к Любовь Анатольевне Кузнецовой. Кажется, что я и сейчас помню её ласковый голос: «Ребяточки, пора вставать». Потому, когда я пришла в этот же детский сад устраиваться на работу и увидела её, детский сад показался мне уютным домом. Её глаза были такими же добрыми, и голос звучал все так же ласково. Казалось, и не было этих двадцати лет. Я училась у лучших воспитателей, и это было второй раз, когда мне повезло.
Дети так устроены, что быстро привязывают к себе. Пара недель – и ты бежишь к ним, единственным, любопытным, неуклюжим. Это и работой-то сложно назвать. Может быть потому, что желание заботиться о детях заложено в саму суть женщины. Она отдает им себя без остатка. А сколько их – два или двадцать – уже не имеет значения. Это даже интересно, узнать характер каждого, найти в нем едва различимую грань таланта и помочь ей заиграть всеми красками. Помочь им поверить в себя. Помочь их родителям поверить в своих детей. И ради этого ты сам превращаешься в хореографа, в клоуна, в спортсмена, психолога, маляра, врача, сыщика, художника, сказочника. Ох, оказывается, я и петь умею!
Иногда мне кажется, что это не я их воспитываю, а они меня. Учат сдержанности, т е р п е н и ю (именно так, с расстановкой, Любви (с большой буквы, учат быть предупредительной, доброй, искренней. В нашем сложном мире, где каждый играет свою роль, так трудно порой быть просто самим собой. А с детьми это легко. Вместе мы можем задорно смеяться, искренне удивляться, горько плакать. И вполне серьезно я могу рассердиться и разочароваться и даже обидеться, так искренне и по-детски. Потому что это – жизнь, и дети должны научиться проявлять свои чувства и управлять ими.
Вместе мы ищем ответы на непростые вопросы: почему хобот у слона длинный, какой бывает чай, из чего делают соль, откуда появляются облака, а дети откуда? По вечерам я подыскиваю для них интересную информацию – вот Питерский музей кукол, вот музей часов, это – извержение вулкана на Ключевской сопке, снятое с вертолета, это – необычные морские обитатели. А давайте отправимся в путешествие по миру? И мы собираем модель Эйфелевой башни, играем «Репку» на английском, повально танцуем ирландский степ и отбиваем ритмы стрит-данса, радостно улюлюкаем с перьями на голове и мирно рисуем японские узоры на ткани. Я спешу показать им, как удивителен этот мир, они в ответ учат меня любить его мимолетную красоту.
Я стараюсь их сдружить. Иногда это нелегко. «Хорошо, ты не будешь с Колей играть, просто постой рядом и позволь ему взять тебя за руку». «Победа одного – это победа всех, поражение одного – это поражение каждого». «Скажите, что вам нравится в Паше?» - на мгновение провисает тишина. Пашка забияка, неусидчивый и неуклюжий, девочки старательно обходят его стороной. Что же в нем хорошего? Я первая начинаю хвалить. Глаза теплеют, дети наперебой делятся хорошими воспоминаниями. Пашка счастливо и немного смущенно улыбается.
Детство – оно должно быть немножко неуклюжим. Немножко картавым. Немножко сердитым. Порой чрезмерно веселым и неуправляемым. Зачастую приходится планировать работу по ходу дела: буквально на лету ловить интерес детей и направлять его в образовательное русло. В старшей группе рисуем на выбор разные типы домов. Для усиления мотивации вдохновленно сообщаю – присвоим эскизам номера и проведем среди родителей голосование. Тот дом, чей номер победит, сделаем как макет для группы. Дети очень старались, некоторые несколько рисунков сделали. Потом мы собирали спичечные коробки и вместе с детьми строили дом. Все как по эскизу. В доме поселилась Совунья. Она и теперь там живет. Воспитатель – он как серфер, для него главное – поймать волну детского настроения, а потом вместе наслаждаться высотой замысла, плавностью реализации и остротой кульминации всего действия. Иногда, конечно, приходится и бурю в стакане поднимать. Но в любом случае, набор педагогических методов и технологий у воспитателя должен быть на уровне рефлексов и интуиции.
И мы живем так день за днём. А потом одним майским днем как-то особенно пышно расцветает душистая черемуха. И её запах напоминает мне, что пришла пора расставаться. Пять лет прошло. Я всматриваюсь в детские глаза, наполненные грусти и думаю: только бы не расплакаться, не разрыдаться прямо сейчас. Пусть этот день всегда будет радостным воспоминанием. Пусть они знают, что могут прийти ко мне и в восемь и в восемнадцать и снова стать детьми. Искренними, светлыми, чистыми, немножко неуклюжими. Это навсегда останется тайной между мной и ими.
И я снова готова пройти этот путь теперь уже с другими детьми. Сделать детский сад уютным домом, который однажды станет для них теплым воспоминанием счастливого детства.