Ольга Еременко
Эссе музыкального руководителя «Я — учитель. Я — педагог»
▼ Скачать + Заказать документы
Открываю полученный диплом… Хммм! А ведь могли бы и поаккуратнее написать! Всё, с этого дня я – специалист, учитель музыки в школе и детском саду. … Спустя время: а когда человек становится специалистом? А уж тем более учителем. Теперь знаю – не в момент получения диплома. Может, когда приходит опыт? Но ведь бывает так, что и диплом есть, и опыта хватает, а специалист не состоялся? А случается и так: увлечёшься каким-то делом настолько, что оно становится твоим. Так произошло и со мной…
«Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими»
Публикация «Эссе музыкального руководителя „Я — учитель, Я — педагог“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Ральф Эмерсон
Все, что я делаю сейчас в своей профессиональной деятельности, было со мной с детства, просто, в силу своего призвания, я смогла это увидеть и сохранить:
Детский сад, музыкальный зал. Я держу в руках специальную палочку и пытаюсь сыграть свою первую мелодию на металлофоне. Передо мной книжечка с разноцветными значками, я уже знаю от музыкального руководителя, что это ноты, хотя и не особо понимаю их предназначение, но Надежда Николаевна говорит, что они мне должны помочь. Ноты раскрашены в цвета в соответствии с цветом пластин музыкального инструмента. Музыкальный руководитель, дав инструкцию, не торопит, не рвёт палочку из рук, если делаю что-то не так, даёт возможность разобраться самой. И, вот он – момент триумфа – из своего корявого исполнения я сама вдруг начинаю улавливать мотив: «Во по - ле бе – рё - за сто – я - ла….»….
- Не спеши, - убеждаю я - попробуй, как изменится звук у треугольника, если его не зажимать, а держать только за специальную петельку.
Потная детская ладошка упрямо вцепляется в треугольник, другая рука, что есть силы, ударяет палочкой по нему, раздается дребезжащий звук…. Постепенно пальчики руки сползают и случайно выпускают инструмент, он держится на пальце лишь на петельке. Донн! Раздается густой красивый звук. Ребенок замирает. Слушает, и сам себе удивляется – получилось!
А вот моя группа. Воспитатель даёт мне возможность самостоятельно позаниматься в музыкальном уголке, и я играю одним пальцем на маленьком пианино, подпевая: «…люли – люли, стояла…». Что тут началось! Все дети стали подходить и пробовать сыграть этот мотив, а я помогала, исправляла их с чувством внутреннего счастья и обладания особым знанием, показывая ещё и ещё раз.
Ещё из коридора слышу воодушевлённое пение из-за двери в среднюю группу:
- Чудо – чудо, чудеса-а,
На пеньке стоит лиса-а,
Палочкою машет,
Два медведя пляшут!
Захожу уже с улыбкой, примерно понимая, что увижу. Да-да, в последнее время, это их любимая песня. Кристина, как всегда, – дирижёр. Стоит перед одногруппниками, в руках карандаш, щёки красные, вижу – идёт на кульминацию. Трое мальчишек, уже позабыв про пение, изображают медведей, остальные, увидев меня, начинают петь еще громче, специально для меня. Глаза каждого спрашивают: ну, ну, как мы? Я их не подвожу: ой, ребята, ну как же вы здорово поёте, прямо настоящие артисты!
Музыкальная студия по классу аккордеона. Я уже во втором классе! Творческое задание для всех – сочинить песенку на любое четверостишье. Сколько творческих мук, желания самовыразиться, внутренних исканий для детской моей души в этом задании. Как хочется сочинить что-то небывалое, красивое, своё. На чём же остановиться, какой стих выбрать, а мелодию? Мажорную, минорную, в каком жанре…
- Мы не зря с вами пришли на эту полянку. Как раз в это время на ней просыпаются волшебные цветы и начинают танцевать. И у каждого цветка танец – особенный.
Включаю «Вальс цветов». Девочки начинают двигаться сначала нерешительно, переглядываясь. Сначала идут простые покачивания, кружения. И вот Даша начинает необычное кружение, пытаясь одновременно слегка пружинить и высоко взмахивать руками.
- Даша, как красиво, твой танец очень необычный.
Немного неловкая Маша пытается повторить, но, понимая, что не удаётся, тоже начинает фантазировать сама: её цветок просто спал, а сейчас начинает тихонько просыпаться, слегка качаясь и приподнимая руки – листики.
- Маша, умница!
У меня были действительно хорошие учителя. Я тоже стараюсь быть таким учителем, который делает процесс обучения легким, незаметным для ребёнка.
Какой он – современный учитель, кем я себя сегодня и считаю? Прежде всего – профессионал своего дела. Учитель проводит занятия и воспитательные мероприятия. Он может использовать в работе различные методики, повышающие результативность обучения. Основные инструменты управления образовательным процессом для учителя – эффективные методы, технологии преподавания и контроль за усвоением материала.
Но! Только когда все эти мероприятия, используемые методы, приёмы, технологии превращаются не в самоцель, а в ключики к детским душам, их внутреннему потенциалу, учитель может назвать себя педагогом! Говоря научным языком, педагог владеет глубокими гуманитарными знаниями в области возрастной психологии, социологии, философии, педагогической науки и применяет эти знания во всех видах непосредственной работы с детьми. Он постоянно совершенствует преподавательское мастерство, занимается научно-методической и общественно-воспитательной работой.
Отсюда и суть моего педагогического кредо в трех ключах:
- любовь к детям и вера в их возможности
- непрерывный поиск наиболее эффективных способов работы
- сотрудничество с детьми и их родителями
Главное в моей работе «гореть, а не тлеть», а иначе не надо работать с детьми, не надо стремиться стать педагогом. Поиск, инициатива и творчество являются моими обязательными спутниками. Избавляться от устаревших стереотипов, больше спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей, пополнять и обновлять свои знания – так я понимаю современные требования к педагогу и стараюсь им соответствовать.
Сегодня мы с детьми не учимся, а вместе творим, пусть иногда ошибаемся, придумываем, открываем, экспериментируем, фантазируем.
Я рада, что нахожусь в расцвете этого пути: уже многое знаю и умею, но ещё предстоит многое раскрыть для себя в понимании того, что я – учитель, я – педагог!