Сотникова Светлана
Эссе «Моя педагогическая философия»
Кто с детством свою жизнь связать решил,
Тот молодым останется навек…
(Вот он - эликсир вечной молодости)
В детстве я мечтала стать стюардессой, или переводчиком, или врачом, или кем угодно, только не воспитателем. Слушать детский лепет и рисовать палку, палку, огуречик? Простите, нет. Вот в космос бы отправиться, открыть никому не известную планету и дать ей свое имя. Или гордо пройтись по подиуму, ловя на себе восхищенные взгляды многочисленных поклонников. Или…
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Однако, как говорится, по воле случая я оказалась здесь, в системе дошкольного образования. И как ответственный человек, с головой погрузилась в различные методики, технологии, теории воспитания детей. Долго, очень долго я не могла уловить сути этой профессии. Пока не появились свои дети, которые научили меня понимать, что уметь любить ребенка, значит, много думать, много переживать, искать, отказываться от сковывающих шаблонов, привычек; это значит, окружить заботой, подарить ему этот красочный мир, удивлять прекрасным. И вос-питать. Питать их чувства, разум, воображение. Как писал В. А. Сухомлинский, «дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка».
В наш бурный, стремительный век развития новейших технологий, научных открытий, компьютеризации, воспитатель должен помнить, что главное в нашей профессии – это воспитание в человеке человеческого.
Когда видишь в распахнутых, доверчивых глазах детей восторг и ожидание чего-то нового, то невольно задумываешься о значимости профессии воспитателя. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужен им, что ты для них целая вселенная, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца. Иежедневно идешь в детский сад, ловишь на себе восхищенные взгляды самых достойных в мире людей,оценивающих каждое твое слово, твой взгляд и жест. Кстати, я уверена в том, что дети - это самые искренние люди на земле, если им что-то не нравится, они об этом, не стесняясь, обязательно скажут.
И вновь открываешь неизвестную, непохожую на другие, планету под названием «ребенок», подбираешь ключик к его сердцу, преследуя одну цель - развить даже самые крошечные задатки ребёнка, вовремя заметить «искорку», которая с рождения заложена в каждом ребёнке. В умении разглядеть ее, не дать ей погаснуть, и состоит талант педагога.
Быть воспитателем - огромная ответственность. Нужно, прежде всего, проверять себя: так ли я правдива и бескорыстна, как эти несмышленыши? Или может сначала мне надо научиться у них искренности и непосредственности? Иногда нам полезно спуститься со своего уровня всезнания и всеумения и посмотреть на мир их глазами. Снизу вверх.
Будьте как дети…
Находиться не над ними, а рядом. И постараться сделать так, чтобы каждый их день был насыщенным, интересным, познавательным. Питать. Вос-питать… Учить их правильно держать карандаш и учиться у них так талантливо, неподражаемо рисовать. Учить их чисто и музыкально петь и учиться у них быстро забывать обиды. Рассказывать им о чудесах природы и учиться у них так восторженно восхищаться этими чудесами.
Готовя это эссе, я прочитала следующее: вернувшись, домой из клуба, где ты оставил пару сотен долларов за вечер, ты понимаешь, что няня, которая сидела с твоими детьми, провела время куда интереснее…
Дети - самое лучшее и светлое, что есть в жизни. Сменить профессию и оставить моих искренних, добрых, чутких друзей? Простите, нет!