Татьяна Вакуленко
Эссе «Мой путь в профессию»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Мой путь в профессию»
Детишки для меня - учитель главный,
Источник вдохновенья и друзья,
И честь, и совесть, и ценитель славный
Для них работа славная моя.
(Ф. Костюк.)
Июнь 1973 года. Я, выпускница Ивановского педагогического училища, с гордостью пою со своими сокурсницами:
Понимаешь, мама, я - учитель!
Видишь, я вхожу, бледнея в класс?
Это мне решили поручить их: 40 душ и 80 глаз.
Публикация «Эссе „Мой путь в профессию“» размещена в разделах
И вот, село Ряполово Южского района. Однокомплектная школа на пригорке и не 80, а всего 14 глаз встретили меня в первый год моей профессиональной деятельности.
Я-учитель и директор в одном лице. До центра далеко, автобусы не ходят. Школа старенькая, пособий практически никаких. Трудно ли было? Очень. Иногда хотелось все бросить, сбежать. Но от такого настроения не оставалось и следа, когда рядом были дети. Я до сих пор помню по именам первых моих учеников. Вот Саша, тихий мальчик с застенчивыми глазенками. В третьем классе он заметно отставал от своих сверстников: еле-еле читал по слогам, не мог писать под диктовку. Упорно занимаюсь после уроков, по выходным. Как я радовалась первой его «3» за диктант! У Оли мама больна раком. Стараюсь всячески отвлечь девочку, приглашаю к себе в гости. И вот раннее утро, стук в дверь, открываю - Оля: «Татьяна Сергеевна, я сегодня в школу не смогу придти, у меня мама померла». Обнимаю ее за худенькие плечи, глажу по голове, и сердце готово разорваться от жалости. Летом погибает от руки пьяного отца первоклассник Вова - милый кареглазый мальчуган.
За тот мой первый учительский год я окончательно повзрослела и на практике убедилась, что учитель не только учит, он проживает вместе со своими учениками их жизнь, радуется и огорчается вместе с ними, не ожидая за это ни почестей, ни благодарностей. И не важно: отличник это или так называемый «трудный».
У Ш. А монашвилли есть притча: «Привели в школу нового ученика, выгнанного из трех школ. Пришел на урок первый учитель: «Откуда только такие берутся!» Зашел второй: «Тебя еще не хватало!» И вот пришел третий: «У нас новенький? Здравствуй, я тебя ждал!»
Я всегда уважительно относилась к каждому ученику. Когда волею судьбы я оказалась в Свердловской области, половина класса была из так называемых «трудных». Большинство жителей поселка составляли бывшие заключенные, люди с искалеченными судьбами, и дети в таких семьях тоже были с непростым характером. Долго искала я ключики к замороженным сердечкам, сколько бессонных ночей провела! И вот не сразу, но оттаивали мои детишки, робко прижимались на переменах, неуверенно тянули руки на уроках, и расцветали на лицах улыбки от первых 4 и 5
. Климат на Урале суровый, стала часто болеть дочка, и врач посоветовала сменить место жительства. Помню тишину, которая установилась в классе, а потом все срываются с места с криками: «Не уезжайте, пожалуйста!» Вот оно, ни с чем не сравнимое учительское счастье - ты нужна! Дети чувствуют, когда их любят и платят тем же. Очень важно уметь понять, уважать, сопереживать, а этому не научат никакие учебники.
В 1981 году пришлось сменить профессию учителя на профессию воспитателя. Долго не могла привыкнуть, «тянуло» в школу. Но шел год за годом, и я всей душой полюбила свою работу и громкоголосых непоседливых дошколят.
За кажущейся простотой профессия воспитателя - это кропотливая работа, требующая много знаний, умений, терпения и любви, ведь «объектом» нашего труда является самое уникальное творение природы - дети. Они такие разные: застенчивые и дерзкие, послушные и шалунишки, «молчуны» и «болтушки», но в каждом из них есть та неповторимая индивидуальность, «изюминка», которую мы, воспитатели, должны увидеть и дать возможность ей развиться.
«Детство - каждодневное открытие мира»,- писал Сухомлинский. И вот уже 33 года я вместе с детьми открываю этот мир. Все было: и радости, и тревоги, и победы, и неудачи, переживания за детские синяки и царапины, но никогда не было скучно.
Я - счастливый человек, потому что детство, в которое каждый взрослый мечтает хоть раз возвратиться, всегда со мной. Приходишь на работу - и растворяешься в детском гомоне, удивлении, восторге и забываешь о своих проблемах, просто думать о них некогда: Сделали гимнастику, проверили, что растет в огороде на подоконнике, поиграли, «слетали» в «Страну геометрических фигур», повырезали, поклеили, пошли на прогулку. Вот из травы показалась голова Никитки: «Татьяна Сергеевна, а со мной кузнечик в прятки играет!». Бежит Андрейка с широко раскрытыми глазищами: «Идемте быстрее, я в кустах осколок метеорита нашел». А вот там, кажется, кое-кто выясняет отношения, нужно поторопиться, помочь решить проблему мирным путем. Ксюшенька упала, плачет -нужно успокоить. Бежит Даня, руки в стороны, кажется, он сейчас - самолет, остановился, прижался на минутку: «Я вас люблю» и «улетел» дальше. Вот спешат на «продленку» третьеклассники. Увидели и бегут наперегонки Арина, Вика, Наташа, обнимают: «Мы к вам в садик хотим!».
Ну, какая еще профессия дает столько позитивных эмоций! Детский сад - это моя вторая семья, мои коллеги, люди с добрыми, открытыми к чужой беде сердцами, готовые всегда придти на помощь. Жизнь не стоит на месте, многое приходиться пересматривать, менять, осваивать новые технологии.
Айрис-фолдинг, топиари,
де купаж и оригами,
мнемотехника, валянье,
пальчиками рисованье,
ТРИЗ-игра, эксперимент,
из ватных палочек букет…
И много другого должен знать и уметь современный воспитатель, чтобы детям рядом с ним было интересно. О чем мечтаю? Не смотря на свой возраст – подольше побыть в стране под названием «Детство». А, впрочем, воспитатель и возраст - понятия не совместимые!
• Вперёд >