Мария Цедрик
Эссе «Как стать лучшим педагогом»
▼ Скачать + Заказать документы
Человек всегда учится лишь у тех, кого любит.
(Иоганн Вольфган Гёте)
Я хочу, чтобы мы с Вами представили себе учителя.
Каким Он Вам видится? Кто это? Мужчина или женщина? Молодой или в возрасте? Он идет по длинному школьному коридору или в одежде древнего грека под утренними лучами солнца проповедует истину на берегу Эгейского моря?
Учитель – это настолько многогранная профессия, что ее невозможно подогнать под какой-то шаблон, под какие-то рамки. Преподаватель может работать в школе у доски или на свежем воздухе в лесу читать стихи, главное, чтобы его уроки увлекали учеников, чтобы учителя ждали. Чтобы он говорил не в пустоту и не среди шума не по теме. А как этого добиться? Как пробудить интерес, например, к Древнерусской литературе, если половина слов в оригинальном тексте в принципе непонятна? Как стать интереснее красочного виртуального мира, в который так и стремятся погрузиться современные подростки? Это страшно сложно. Сложно, но можно.
Темочки:
Психологи считают, что, если сразу отобрать интернет у детей – это будет воспринято очень болезненно и принесет больше вреда чем пользы. Так что же делать лучшему учителю? Нам нужно не забывать, что в 21 веке в школе настал век новых информационных и коммуникативных технологий. И не вызывает сомнения то, что современному учителю, любимому детьми, необходимо быть компетентным в этой области. Всевозможные видеофрагменты, презентации и даже музыкальная колонка с записью на флешке – это уже возможность перенестись в другой мир, увидеть лица великих ученых, первооткрывателей, политических деятелей или писателей. Ведь, согласитесь, единицы придут домой и загуглят кто такой, например, Эдвин Хаббл, услышав его имя вскользь на уроке астрономии.
У современного учителя есть возможность задействовать максимальное количество каналов восприятия информации. И было бы неразумно от этого отказываться. Естественно, не забывая о чувстве меры и не передавая полностью технике свои полномочия. А небольшое «компьютерное» вкрапление разнообразит урок и будет пользоваться несомненной любовью учащихся. Это тот редкий случай, когда полезное приятно.
Но и уводить детей от виртуальности тоже стоит. Это, несомненно работа в группах, в парах. Главное – чтобы не было монотонности. Современный мир – очень динамичен. Объем знаний, который нужно усвоить учащимся – просто огромен и с каждым годом увеличивается. Обсуждение и дискуссия – вот естественные формы усвоения новых знаний. Ведь каждому ученику есть что сказать. На уроках хорошего учителя дети не боятся говорить и учатся выражать свои мысли.
Каким же школьники видят лучшего учителя? Это, во-первых, человек эрудированный. Он хорошо ориентируется не только в своем предмете, но и в других областях. Это интригует. Это вызывает уважение.
Вместе с тем учитель должен быть бесконечно влюблен в свой предмет, заражать этой любовью своих воспитанников. Тогда ученики будут ждать его уроки, стремиться быть на них достойным своего учителя.
Хороший педагог успешно использует нетрадиционные формы работы, например, интеллектуальные игры, театральные постановки, творческие проекты, и этим добивается того, что дети будут усваивать гораздо больше информации, научатся работать с ней, применять свои способности в жизни.
Взаимодействие же с учащимися во внеурочное время бесценно. Экскурсии и походы школьников с учителями запоминаются на всю жизнь. Об этом тоже не стоит забывать.
Атмосфера молодости, любви, творчества, ценности знаний и культуры – вот та среда обитания, в которой бы хотелось находиться учащимся.
Если обществу необходимы талантливые, умные, профессиональные молодые люди – вчерашние выпускники школ – значит, и школа должна постараться. И это касается не только обеспечения школы необходимым оборудованием, но ее обеспечение талантливыми, умными, профессиональными специалистами. Ведь именно они развивают и школу, и ребенка в школе.
Вспоминаются слова великого Льва Николаевича Толстого:
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».
Именно школьное образование призвано раскрыть способности каждого ребенка, воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном обществе, в конкурентном мире, личность, от которой во многом будет зависеть облик Беларуси будущего.