Людмила Хромченко
Эссе «Как я стала педагогом!»
▼ Скачать + Заказать документы
Кем быть? Этот вопрос однажды встает перед каждым человеком. Но для меня такой проблемы просто не существовало, потому, что еще в детстве я на него всегда отвечала: «Воспитателем, как моя мама!»
Еще, будучи ребенком, наблюдая за работой своего первого учителя, мамы, я твердо знала - вот оно, моё призвание! Ведь что самое главное в жизни – конечно, это наши неповторимые, такие жизнерадостные и любимые малыши.
Публикация «Эссе „Как я стала педагогом!“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Всю мою жизнь меня окружают дети: сначала это были соседские ребятишки, с которыми я нянчилась и играла, потом мамины воспитанники, на примере общения с которыми я этому общению и училась. И с каждой проведенной рядом с ними минуткой, мне всё больше хотелось отдать всю себя, посвятить им свою жизнь.
Я твердо убеждена, что не каждый человек может избрать такую важную профессию, как воспитатель, так как эта профессия требует огромного терпения, любви к детям, не проходящего интереса к своему делу и каждодневного кропотливого труда.
Теперь я не просто работаю воспитателем, я живу своей любимой работой. Для меня “работа – лучший способ наслаждаться жизнью” (И. Кант).
Детский сад – это самая замечательная страна, где каждый проведенный день не похож на остальные. Только там я забываю о житейских проблемах, только там время не уходит впустую. Здесь жизнь кипит, каждую секунду происходит что-то интересное, необыкновенное, важное и значимое для нашей жизни. Мне очень нравиться высказывание В. А. Сухомлинского: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная неповторимая жизнь» и я с этим полностью согласна. Ведь только мы можем создать для наших малышей тот праздник души, который для них так важен, в котором они хотят жить. Вместе с моими детьми я проживаю самые счастливые годы, я расту вместе с ними, развиваюсь, учусь, мы всегда ищем что-то новое, чтобы наша общая жизнь не перестала нас удивлять и радовать.
Каждый из моих малышей особенный и неповторимый. Меня всегда волновал вопрос, как сохранить в ребенке его индивидуальность. Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики. Уже в педагогической системе Я. А. Коменского – великого чешского педагога – четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений. Мне кажется, что это абсолютно правильный подход, ведь все наши дети индивидуальны в своем проявлении чувств, жизненных ритмов. Каждый ребенок обладает только ему присущими особенностями. В ежедневном взаимодействии с детьми я вижу: один энергичен и легко возбудим, другой спокоен и медлителен, третий пассивен и чувствителен к воздействиям, четвертый умеренно подвижен и уравновешен. В сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты решения проблемы.
Каждый малыш – это особый мир, и распознать его может только тот, кто умеет вместе с ребенком разделить его переживания, проблемы, огорчения, чувства, его радость и успех. Мне очень импонирует высказывание знаменитого педагога, врача, писателя Януша Корчака: «Не снизойти до ребенка, а подняться до уровня его понимания». Я уверена - ребенок всегда должен чувствовать от нас тепло, ласку, доброту, а главное - понимание. Он должен знать, что мы всегда ему поможем, объясним, поймем и поддержим его.
Я считаю принцип индивидуального подхода к детям очень важной составляющей частью воспитательно-образовательного процесса, он помогает мне при разрешении ряда педагогических проблем, например, при организации детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Осуществляя общую программу воспитания личности, я, как воспитатель, должна вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Мне очень нравиться, как размышлял на эту тему А. С. Макаренко, подчеркивая сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка – это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому я стараюсь научиться выявлять у каждого ребенка положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу личности.
Педагогам необходимо знать, что возможности маленького ребенка велики, но не безграничны. Мне важно изучить особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонности и интересы. Только с учетом этих знаний я могу осуществлять индивидуальный подход к детям в обучении и воспитании: сильные и успешные требуют более сложных заданий, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; более слабым и неуверенным детям нужно создавать ситуацию успеха, когда индивидуальная помощь в учении, развитии памяти, сообразительности дает толчок к пробуждению познавательной активности. И так во всем!
Я думаю, что индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс.
Любой ребенок может быть успешен в жизни – в игре, учебе, труде. Добрые отношения с людьми доступны всем детям. А вот научиться ли он этому, будет ли он видеть во взрослом друга и соратника - это зависит от меня, от умения найти соответствующий подход к ребенку с учетом всех его особенностей и возможностей.
Как говорится в одной старой доброй сказке: «Я не волшебник, я еще только учусь», но буду продолжать учиться видеть и развивать в каждом моем воспитаннике, то необыкновенное и неповторимое, что будет отличать его от других людей всю жизнь.