Гетьман Галина Васильевна
Роль природы в формировании личности дошкольника (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Гетьман Г. В.
Эссе к итоговой контрольной работе по курсам экологического воспитания дошкольников, проводимым Государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования Московской обл. МУПО и Человека Дубна
Кафедрой до вузовской подготовки и дополнительного образования.
Тема: «Роль природы в формировании личности дошкольника».
Темочки:
Давно принято считать, что воспитатель – сеятель, что он призван "сеять разумное, доброе, вечное". Но что и как из посеянного прорастет? Ответ на этот вопрос остается в тени. А это важно: как взрастить посеянное?
Знания, опыт, житейская мудрость – вот семена вдохновенного сеятеля. Если вспомнить как поражает упрямое, настойчивое стремление тонкой, хрупкой травинке пробиться сквозь грубую почву, порой сквозь асфальт. Так и человеческая духовность стремится пробиться сквозь грубые отпечатки современного времени, жестких антигуманных социальных приоритетов. Как все живое питается солнцем, так любовью, милосердием, состраданием живет душа. Трудно вырастить личность с богатым внутренним миром и прекрасной душой, если она не будет наполнена этими качествами. Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой.
Я работаю в детском саду не так давно. Но сделала ля себя вывод, что природа, это важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста, она является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Ребенок делает много открытий, общаясь с ней. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которыми дети так любят играть. Мои ребята общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Особое значение для ребенка при знакомстве с природой играет конечно, личность взрослого, вместе с которым и происходит познание ребенком окружающего мира. Ни один дидактический материал не сравнится с природой, по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, ребята непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимают многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У них формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают им увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. У воспитанников развивается логическое мышление. Общаясь непосредственно с природой ежедневно, у детей складывается определённое мировоззрение на окружающую действительность. Разнообразие объектов природы позволяет мне организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов я явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие, у них развивается любознательность.
Полученные знания и умения я предлагаю использовать на практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочных построек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знании и развитие умственных способностей детей.
На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает и труд в природе. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка; происходит развитие его психики. При этом очень важна роль педагога - его умение создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого воспитанника при знакомстве с природой.
Я думаю, что влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают ребёнку ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому я ставлю перед собой определённые задачи, решение которых даст положительный результат в формировании личности ребёнка. Считаю первой задачей - формирование у детей элементарной системы знаний о природе. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах, а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне их представлений. С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать, как можно больше.
Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о потребностях растений и животных, о том, что это - живые организмы о которых нужно заботиться, ребенок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и животными и правильно выбрать их в том или ином случае.
Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы. Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней. Поэтому другой задачей в формировании личности ребёнка, немало важной считаю формирование у детей трудовых навыков и умений. Понимание детьми необходимости создания тех или иных благоприятных условий, основанное на знаниях и подкрепленное прочными трудовыми навыками и умениями, создает основу для подлинной любви к природе. Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются - в дальнейшем они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда, Труд детей в природе дает реальные результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными.
Следующей задачей в формировании личности ребёнка считаю формирование у детей любви к природе. Эта задача вытекает из гуманистической направленности воспитания в нашем обществе и необходимости охраны природы - насущной заботы всего человечества. Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы.
Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т. е воспитывая у ребенка чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе. Формирование бережного отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать ее, то есть, уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным "живым" общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений - неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений.
Все задачи, которые я ставлю перед собой тесно взаимосвязаны - необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Сложность и многообразие этих задач требуют от нас воспитателей умения использовать разнообразные методы работы с детьми (наблюдение, труд, чтение и рассказывание, организация опытов, беседа и т. д.). И только правильно подобранный метод при решении поставленной задачи, может дать положительный результат.
На современном этапе помимо нашей работы, которую мы проводим по экологическому воспитанию с детьми, необходимо существенно поднять уровень экологического воспитания и у родителей. Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю: во-первых, установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника и объединение усилий для развития и воспитания личности ребёнка.