Наталия Викторовна Калтыгина
Эссе «Я — воспитатель дошкольного образовательного учреждения»
"В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер"
К. Д. Ушинский
Предназначение воспитателя на современном этапе состоит не только в формировании определённых знаний и умений у детей, но и в развитии индивидуальных способностей личности, её социальных и культурных навыков, здорового образа жизни. Без педагога, обладающего современными методами и приёмами в воспитании, это осуществить невозможно. Ведь именно дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки духовно - нравственных качеств, формируются ответственность и способность ребёнка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей.
Публикация «Эссе „Я — воспитатель дошкольного образовательного учреждения“» размещена в разделах
Для меня важнейшими ценностями являются такие качества личности, как честность и порядочность, открытость, доброта и терпение, уважение к людям, ответственность и обязательность, справедливость, милосердие и понимание. Но главной ценностью является, конечно же, любовь к детям.
Воспитатель дошкольной образовательной организации - это настоящее призвание, состояние души, и ежедневный нелёгкий труд. Чтобы стать воспитателем, нужно почувствовать, что педагогика - дело всей жизни, и работать на совесть, передавая детям всё лучшее, отдавая всю душу.
Работа воспитателя - одна из самых важнейших и сложных, потому что воспитатель должен обладать необходимыми знаниями и умением работать с детьми, быть внимательным и бдительным, грамотно говорить, быть умным и приятным собеседником, уметь создавать такую обстановку, чтобы дети чувствовали себя комфортно в его присутствии, а родители доверяли. Максим Горький писал, что "детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к детям и великого терпения". Чтобы быть нужной и полезной детям, нужна не только любовь к ним, в первую очередь необходимо совершенствовать себя, следует иметь желание расти в профессиональном плане, как педагог, который со временем приобретает опыт, который делает его мудрее.
Быть педагогом в детском саду сложно, это целое искусство. В зависимости от ситуаций воспитателю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который знает всё, и товарищ по игре, и близкий человек, который всё поймёт и поможет в трудную минуту. Воспитатель должен уважать детей - без этого его работа не может иметь никакого смысла. Воспитатель должен быть коммуникабельным, тактичным, наблюдательным и ответственным, иметь склонность к работе с детьми, хорошую память.
Перед воспитателем стоит сложная задача, он обязан понимать и чувствовать детский мир, необходимо уметь сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность. А ведь дети все разные! Одним нравится жить по правилам, подчиняться им - так они ощущают приобщение к миру взрослых. Другим же, напротив, хочется делать именно то, что нельзя, только таким образом они отстаивают своё право быть личностью. Ребёнок - дошкольник-это "податливый материал", из которого позже вырастит яркая и самобытная личность. Поэтому, работа воспитателя призвана увидеть себя глазами ребёнка, поставить себя на его место, задуматься не только о своих чувствах, но и о его чувствах. Это позволит принять каждого ребёнка таким, какой он есть.
И, конечно, одним из важных умений, которыми должен обладать воспитатель - это умение работать с родителями. Ведь, чем теснее налажен контакт с родителями и законными представителями, тем лучше и легче работать с детьми, чувствуя поддержку и помощь родителей. Несомненно, очень приятно, когда родители откликаются на просьбы воспитателя, прислушиваются к его рекомендациям, понимают значимость совместного воспитания детей. Только совместными усилиями можно воспитать личность, которая будет уважать людей, их опыт и знания, заботиться о природе.
Быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно, так как профессия очень нужная и даёт обществу детей, подготовленных к школе, к дальнейшей жизни, уверенных в себе и желающих учиться дальше.
Время многое меняет, меняется общество, в котором мы живём, и лишь роль педагога в современном дошкольном образовательном учреждении остаётся неизменной.
Именно поэтому ценностью детского сада как и ценностью педагога является сохранение особенностей каждого ребёнка и развитие способностей, заложенных в них от природы. Главное, чтобы каждый педагог осознал свою роль и место в воспитании, чтобы он был не "над", детьми, не "вместо" них, а "вместе с ними".