ШИЛО ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
Эссе «Я — учитель»
▼ Скачать + Заказать документы
Стремительно летят годы…Время быстротечно… Все чаще задумываешься об этом, все чаще появляется стремление оглянуться назад, вспомнить, оценить, проанализировать. За плечами 24 года педагогической деятельности. Было все: находки и потери, горести и радости. Лучшее рождалось увлеченностью. Жизнь в вечном поиске и творчестве – это главная составляющая нашей профессии. Теперь уже осознанно могу сказать, что неслучайный я человек в школе. Здесь мои интересы, с ней связано большинство мыслей и переживаний. Здесь мой второй дом, в котором провожу большую часть своего времени.
Публикация «Эссе „Я — учитель“» размещена в разделах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Меня часто спрашивают: «Почему я выбрала эту профессию – Учитель?» Когда я училась в школе, мне очень нравились уроки химии, я мечтала смешивать разные вещества, создавать новые продукты и товары, необходимые для нашего общества. После школы я поступила учиться на лаборанта химико - бактериологического анализа в СПТУ-48 в селе Калиновка. Когда получила диплом с отличием, решила поступать в институт на специальность «химия и биология» - подала документы в Херсонский педагогический. Окончив ВУЗ и получив диплом учителя биологии и химии, я пришла работать в вечернюю сменную среднюю общеобразовательную школу. Школьная жизнь заворожила меня своей многогранностью, глубиной и востребованностью. Атмосфера добра, кипучая жизнь, царившая в школе - все меня увлекло и закружило…
Сейчас я работаю в МОУ «СШ №7». Каждый день меня встречают глаза моих учеников, всегда любопытные, оценивающие меня и мои поступки. Я сразу поняла, что не смогу работать в другом месте. Так я обрела второй дом и вторую семью.
Учитель… Кто он! Профессионал? Актёр? Носитель информации? Энтузиаст или, может быть, «скульптор» детских душ? Настоящий учитель не может быть плохим или равнодушным человеком. Он должен «гореть», всегда «расти», чувствовать и радоваться вместе со своими учениками. Каждый день, каждую минуту проживать с ними, узнавать новое, ошибаться и побеждать, радоваться и плакать. «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный.», - Лев Николаевич Толстой. Современный учитель не может быть просто педагогом, дающим знания и умения. Я должна быть для ребят другом, наставником, который идёт рядом, поддерживая веру в добро и справедливость. В нашей работе нельзя останавливаться. Учитель должен быть гибким, мобильным. Блестяще разбираться во многих вопросах, даже далёких от своего предмета, не только знать детскую психологию, но и жить жизнью своих учеников. Быть выше или хотя бы на одном уровне с ними в познании информационных технологий, постоянно совершенствоваться, искать новые способы самовыражения в профессии, в жизни. Это на первый взгляд в школе все буднично: уроки, тетрадки, журналы. А на деле, каждый урок – это совместный путь единомышленников по интереснейшему миру Знаний. Каждый день – это череда радостных событий, дел, вызывающих восторг от полученного результата, заслуженного одобрения в глазах учеников. Для меня обучение не может быть бездушным, оно может быть только с Любовью. Воспитание без любви – это пустая трата сил и времени. Только искренность, справедливость и доброта откроют детские сердца.
Мне нравиться искать новые подходы в преподавании. Люблю делать: «трудное – лёгким, лёгкое – привычным, привычное – красивым, красивое – прекрасным». А успехом считаю не грамоты и награды, а благодарные взгляды моих учеников, которые и после окончания школы видят во мне советчика, друга, собеседника. Того, чьё мнение значимо и важно для них. На мой взгляд, учитель-профессионал – это тот, кто разглядит в каждом ученике Личность, увидит индивидуальность ребёнка, научит слышать другого, не потеряв своей позиции. Профессионал тот, кто сформирует способность делать осознанный выбор и нести за него ответственность, кто позволит ошибиться и покажет ценность данного опыта. Тот, кто покажет значимость доброты, отзывчивости и милосердия.
О себе могу сказать: «Я счастливый человек!» У меня есть семья, любимые сын, дочь и муж, друзья, работа. Мои друзья – это круг людей, которым я нужна и которые нужны мне. Это и мои ученики и их родители, это коллеги – единомышленники, для которых каждый ученик – Личность, каждый урок – Творчество. Самое важное, на мой взгляд, для учителя – это искреннее, доброжелательное отношение к ученику, терпимость. Я не могу требовать от ученика, чтобы он сидел прилежно 45 минут, ведь я помню, себя ученицей. Все ученики разные, с разными способностями и наклонностями. Стараюсь принимать ученика таким, какой он есть. Я не хочу, чтобы ученик испытывал чувство страха на моем уроке, боясь, что за ошибку или невыполненное домашнее задание на него обрушится «праведный» учительский гнев. Принимать ученика таким, какой он есть, видеть в нем не объект обучения и воспитания, а признавать его личностью, достойной внимания и уважения, – вот первое и непременное условие успешного сотрудничества учителя и ученика. Ученик, скованный страхом совершить ошибку, получить двойку, никогда не сможет проявить свои способности. Вот почему так важно создание атмосферы доброжелательности и уважения на уроке и в межличностных отношениях.
«Деятельность – единственный путь к знанию» (Б. Шоу)
Уроки химии могут быть очень интересными, ведь на них можно не только отвечать на вопросы и слушать учителя, читать, писать формулы и уравнения, решать задачи, но и собирать химические приборы или модели молекул, наблюдать и проводить занимательные опыты, изучать свойства веществ. Можно рассказывать интересные факты или последние новости химии, выражать мысли в стихах и таблицах, петь песни и химические частушки. На уроках, размышляя над законами развития природы, я учу детей видеть, что химия стала показателем цивилизации, где самую большую группу составляют химические вещества, которые человек синтезировал самостоятельно. Их просто раньше вообще не существовало. Это лекарства и витамины, удобрения и средства защиты растений, моющие и чистящие средства. Химия - не только яркий признак общественного развития, но и мощное оружие человечества. Очень важно то, в чьих руках окажется это оружие. Ведь пользуясь одними и теми же химическими законами, можно синтезировать наркотики и яды, а можно - создать новое лекарство или новый строительный материал. Учитель химии не имеет права быть бездумным и бездушным человеком! От него слишком многое зависит! Глубокое знание учителем теоретического материала должно сочетаться с развитой культурой мышления, высокой образованностью и владением хорошим русским языком.
Можно задавать вопросы учителю, чтобы утолить любознательность. Можно удивляться, не соглашаться, спорить, убеждать. Главное – не быть равнодушным. Я стараюсь предоставить ученикам возможность самим проявить инициативу, самостоятельность, свободу выбора. Я стремлюсь учить детей так, чтобы они сами могли найти ответы на волнующие их вопросы, каждую минуту, каждую секунду понимали и чувствовали, что просто необходимо владеть знаниями и уметь ими пользоваться. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить» А. Дистервег.
Я работаю в 8-11 классах, и для меня выход в класс – небольшой экзамен. Экзамен, где достаточно наблюдательная комиссия из двух десятков учеников оценивают твои профессионализм, личные качества и внешний вид. Профессия учителя предполагает знания и умения в различных областях науки, искусства, культуры. В наш динамичный век учителю, чтобы иметь авторитет у учеников, недостаточно отлично знать и преподавать свой предмет. Необходимо быть в курсе технических новинок от компьютерных игр до гаджетов и новостей Интернета, ориентироваться в мире молодежной субкультуры, следить за тенденциями в мире моды, кино и пр.
«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян» (Д. Менделеев)
Работа учителя, к величайшему сожалению, в наш прагматичный век не является престижной. Мало кому кажется привлекательным «сеять разумное, доброе, вечное» за более чем скромную зарплату. Моя гордость – это не зарплата, не грамоты и награды: я горжусь своими учениками, среди которых немало тех, кто учится или уже выучился на врача, фармацевта, продавца, парикмахера, технолога, химика. Тех, кто строит, выращивает, лечит, возит, спасает, производит. Самыми дорогими для меня являются их слова признательности и благодарности, идущие от самого сердца.
Не знаю, серьезно или с иронией У. Черчилль заметил: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер- министрам остается только мечтать». Но, если задуматься, кто, как ни учитель, может с гордостью сказать, что оказал решающее влияние на профессиональный выбор многих? Кто, как ни учитель, владеет искусством слова настолько, что способен рождать в душах детей чувства сострадания, ликования, гордости? Кто, как ни учитель, оставляет в сердцах людей глубокий след, который не стирается годами?
Можно снисходительно относиться к тем, кто выбрал профессию учителя, считая их несовременными, можно ругать и критиковать учителей, школу, систему образования в стране, а можно каждый день идти на урок в любимую школу и учить любимому предмету любимых учеников.
«Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту» (Конфуций. VI в. до н. э.)
Я верю, что лучший мой урок – впереди.