Трубникова Таисия
Эссе «Я учитель-логопед»
▼ Скачать
Кто такой учитель? Это наставник. Друг. Советчик. Помощник. В одну специальность входит много других социальных ролей. И эти все роли есть во мне. Горжусь ли тем, что я учитель? Безусловно. Учитель многогранен, опытен, добр, справедлив и талантлив. Много положительных качеств, не правда ли? Это все помогает педагогу научить и передать ребенку свои знания, помочь ему наставить на правильный путь и не дать ошибиться.
Публикация «Эссе „Я учитель-логопед“» размещена в разделах
Почему я стала учителем-логопедом? Меня всегда восхищали педагоги в моей родной школе. Они терпеливо объясняли, если я не понимала, выслушивали, когда было трудно и помогали, когда я опускала руки. К концу учебы в школе я твердо поняла, что свяжу свою жизнь с этой профессией.
И вот теперь я учитель-логопед и работаю в детском саду. Я понимаю, что моя миссия- научить ребенка, заложить в него те знания, которые понадобятся ему в дальнейшей жизни. Моя работа заключается в том, чтобы дети, выпускаясь из детского сада, красиво и правильно говорили. Работая в детском саду полтора года, я поняла, что не только я учу детей, но и они учат меня. Терпению. Выдержке. Заботе. Доброте. Пониманию самих детей. Занимаясь с ними, я вижу ответную реакцию, отдачу от каждого ребенка. Очень интересно наблюдать, как раскрывается ребенок, хотя был замкнутым и необщительным, как радуется своим же достижениям, пусть и совсем крохотным. Эти достижения делают ребенка уверенным, он стремится развиваться дальше. А это самое главное.
Моя цель- чтобы ребенок не пассивно, «на автомате» все запоминал, а глубоко и осознанно усваивал материал и мог его применять в дальнейшем. Мы знаем, что есть три типа восприятия: визуал, аудиал и кинестетик, поэтому я опираюсь на все принципы работы в обучении детей. Давая новые знания, я задействую многие органы чувств: глаза (зрение, уши (слух, кожа (осязание, вестибулярный аппарат (чувство равновесия и положения в пространстве).
Чем больше задействовано органов чувств, тем лучше усваивает ребенок новый материал.
Знания даются постепенно и систематически-«дозированно», чтобы интерес ребенка не угас и информация запоминалась лучше. А затем, после усвоения материала, провожу практическую работу, по ней я могу судить, как ребенок пользуется полученными знаниями.
ХХI век- век высоких технологий. Я активно использую в своей работе современную технику: компьютер, диктофон, DVD-проигрыватель и другое. Сейчас дети получают информации в разы больше, чем раньше и поэтому моя главная задача- дать ребенку основные знания, отделив их от второстепенных. Давая ребенку знания, мы заставляем его размышлять, делать самостоятельные выводы и расти, как морально, так и духовно. Мы даем конкретное понятие, например, что такое «добро» и «зло», приводим примеры и наблюдаем, какие выводы сделает ребенок, правильно ли он понял данную информацию. А технологии помогают укрепить знания.
Учитель играет роль «двигателя» в обществе. Воспитывая молодое поколение, он способствует формированию детей, владеющих прогрессирующей технологией. Педагог-ниточка, которая связывает три времени: прошлое, настоящее, будущее. Все мы прекрасно знаем, что без прошлого нет будущего. Учить ценить прошлое-значит, развивать духовную сторону ребенка. Сделаем вывод, что роль учителя в современном мире проявляется очень значимой и необходимой для гармоничного развития молодого поколения. Система дошкольного образования важна и актуальна, она закладывает в ребенке все основные особенности личности, определяя качество дальнейшего всестороннего развития. Но существуют и проблемы современного образования. По-моему мнению, основной проблемой является семья, в которой развивается ребенок. С каждым годом количество неполных семей увеличивается, у ребенка остается только один родитель-или отец или мать. Именно отсюда вытекают ситуации, когда родителю просто некогда заниматься своим ребенком. Все чаще слышится: «Вы-учитель, вы обязаны, вы должны». И сколько бы раз на собрании не говорили воспитатели, психологи и логопеды о том, что на ребенка нужно влиять с трех сторон: воспитатель-родитель–учитель-логопед (психолог, результатов никаких нет. Большинство родителей не желает сотрудничать по причине занятости. Мы все знаем, что полноценное развитие ребенка происходит при полноценной семье и детского сада. Если одного не будет, ребенок будет развиваться, отклоняясь от нормы.
Как можно все же решить эту проблему? Все мы знаем, что в наше время существует культ ребенка. «Все лучшее-детям» охватило все цивилизованные страны мира. Куда ни глянь: центры для развития детей, частные детские сады с разными уклонами, развивающие кружки. Все это поспособствовало гонке между родителями за «самым лучшим». Сейчас ребенок-центр вселенной. Из-за возвышения ребенка отношения между родителями отходит на второй план. Не важно, какие отношения в семье, важно, чтобы ребенок ходил в лучший сад, одевался в дорогие вещи и уже обучался иностранному языку, хотя он только начал лепетать. А почему бы не возвысить культ семьи? Ведь ребенок полноценно развивается только в полной семье. Мы давно разрушили институт семьи, его ценность и значимость, хотя это в первую очередь очень вредит ребенку. Ирония, не правда ли? Все для ребенка, но семья-уже не важна. В каждом человеке нужно зародить это чувство- желание семьи. Семья – это любовь, поддержка, опора, источник вдохновения и сил. Семья для ребенка-это то место, где он защищен, чувствует себя нужным и любимым. Ребенку в его маленьком возрасте не важно, во что он одет, какой язык он учит и в какой сад ходит. Ему важно знать, что он любим, мама и папа рядом и они любят друг друга. Дети ведь все чувствуют. Когда нет одного родителя рядом, создается чувство ненужности. И оно сохраняется на долгие годы. Но есть плюс в том, что, повзрослев, такой ребенок сделает все, чтобы его дети такого не испытали. Так почему бы не возродить семейные, нравственные, духовные ценности?
Мой педагогический опыт сравнительно мал, и я, может, не вижу глобальных проблем в системе образования, но вижу, что она совершенствуется и проблемы решаются. Еще за это время я поняла, что чем больше отдаешь детям, тем больше получаешь. Я верю, что будущее страны в наших руках. От нас зависит, каким оно будет, и если каждый педагог будет серьезно подходить к своей работе, постоянно развиваться, профессионально и вдумчиво выполнять свои обязанности, то мы можем воспитать из детей сильную, нравственную личность, которая будет крепко стоять на ногах и найдет место в своей жизни.