Татьяна Зайцева
Эссе «Я — педагог»
«Сильным и опытным становится педагог,
который умеет анализировать свой труд»
В. А. Сухомлинский
На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям, т. е. найти своё призвание. Я всегда любила детей и поэтому в 1996 году пришла работать в детский сад – няней. Проработав 7 лет помощником воспитателя, я поняла, что педагог - моё призвание.
Публикация «Эссе „Я — педагог“» размещена в разделах
В 2001 году я поступила в Хабаровский педагогический колледж, а в 2004 году закончив колледж, получила профессию воспитатель детей дошкольного возраста. Педагогический колледж – хорошая закалка, путёвка в жизнь, если человек этого сам желает. Вспоминаю время учёбы с радостью и гордостью за своих педагогов, которые вкладывали в нас не только знания и прививали любовь к детям, но и обучали эффективным методикам. Комплексное образование помогло мне развить умение анализировать, свободно выражать мнение, принимать на себя ответственность и воспринимать чужие проблемы как свои. После окончания колледжа, с дипломом, свидетельствующим о получении образования, началось увлекательное путешествие в мир детства. Педагогический опыт приходил поэтапно – вместе с опытом формируется педагогическое кредо, в основе которого положено отношение к детям. Ребёнок, это самая главная ценность в моей деятельности и я как педагог, несу ответственность за то, чтобы этот ребёнок состоялся как личность, понял, каковы его возможности, что он умеет, чего хочет добиться.
Почувствовав необходимость в повышении уровня своего образования в 2012 году, я поступила в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» г. Комсомольск-на-Амуре», в 2016 году закончив его, получила педагогическое образование Дошкольное образование Бакалавр (код 44.03.01). Теперь, после окончания университета, считаю одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя, это самообразование. Современному детскому саду нужен современный воспитатель - это требование времени. Российская система образования претерпевает целый ряд изменений, выражающихся в использовании новых программ и пособий, изменении содержания образования и способов добывания знаний воспитанниками. Внедрение ФГОС ДО в жизнь детского сада изменило и мое отношение к педагогической деятельности. Я изучила содержание ФГОС ДО, посетила районные семинары и ФГОС прочно вошёл в образовательный процесс, я работаю, опираясь на его цели, задачи и принципы. В настоящее время, выпустив своих «звёздочек», работаю во второй младшей группе. Разработанная мною программа для второй младшей группы, составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно, так как нужны не только всесторонние знания, опыт, но и огромное терпение. Жизнь требует от меня огромного труда и совершенствования, идти «в ногу» со временем, т. е. применять новые формы реализации педагогической деятельности : быть активным участником вебинаров, семинаров, реализовывать проекты, конспекты НОД и размещать эти публикации в педагогических журналах, в личном блоге, в общем, воспринимать всё новое, быть мобильной, способной вести за собой, заряжать своими творческими идеями, энтузиазмом.
21 век-это век развития новых технологий. Современный воспитатель должен идти вперёд, совершенствовать своё мастерство, используя достижения педагогической науки. Уметь владеть компьютером, пользоваться Интернетом, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы, т. к. поиск новых методов, приёмов и технологий актуален особенно в наше время. Ребёнка-представителя нового поколения, чтобы чему то научить, необходимо с ним договориться и заинтересовать. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность — это осуществлять. Я считаю, что проектная деятельность, познавательно-исследовательская, здоровье сберегающие и информационно-коммуникативные технологии являются такими педагогическими средствами, без которых немыслим современный детский сад. Данные технологии способствуют развитию у детей: творческой активности, индивидуальности, помогают осваивать, знания по собственной инициативе, формируют умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для анализа и обобщения. В своей деятельности широко использую метод экспериментирования, так как в дошкольном возрасте исследование — это естественный для ребенка процесс, он изучает все вокруг. Центр экспериментирования один из любимых детьми в нашей группе. И каждую неделю он обновляется, так как дети быстро теряют интерес к тому, что постоянно на виду. В процессе образовательной деятельности детей, педагогу важно привлечь внимание на вещи и события, которых они не осознают, вызвать активность детей, создавая проблемные ситуации и ставя задачи перед ними.
Важно также замечать отношение детей к личности педагога, ведь к хорошему человеку всегда приятно обратится. В работе с детьми стараюсь быть не воспитателем, а членом микро группы, играющим, увлекающимся, познающим, находящим ответы на многие вопросы маленьких почемучек вместе с ними. Моя педагогическая деятельность основана на вере и доверии моих воспитанников и родителей.
Я стараюсь активно участвовать в жизни детского сада: провожу открытые просмотры образовательной деятельности, стараюсь использовать разнообразные дидактические материалы, которые помогают лучше усваивать пройденный материал и мною разработанные дидактические пособия. Принимаю активное участие в методических объединениях и семинарах - практикумах для воспитателей ДОУ. Жизнь в нашем детском саду яркая, насыщенная, познавательная, как цвета радуги. И я, как педагог с новыми взглядами, применяю в своей педагогической деятельности новые технологии, методы обучения и воспитания дошкольников.
Работая 13 лет с дошкольниками, поняла одно: я получаю огромное удовольствие от общения с детьми, мне нравится с ними играть, экспериментировать, творить, радоваться их успехам, огорчаться из-за неудач, открывать новое, так как именно активный, мотивированный педагог – является одним из важнейших условий повышения качества дошкольного образования. А самое главное, просыпаться утром и понимать, что мне хочется идти на работу к своим детям. Мои воспитанники принимают активное участие во всех спортивных мероприятиях, конкурсах, фестивалях, выставках, как на уровне образовательной организации, так и в районе, в крае, на Международном Портале, занимают призовые места. Одним из основных условий педагогической поддержки гендерного воспитания детей в детском саду является создание развивающей предметно-пространственной среды. Особое внимание уделяю созданию предметно-игровой среде, так как ведущим видом деятельности ребёнка-дошкольника является игра, придерживаюсь слов В. А. Сухомлинского «Дети должны жить в мире красоты, сказки, фантазии и творчества». В моей группе предметно-развивающая среда обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую, а также, я стараюсь сделать ее еще и объектом самостоятельной деятельности ребенка. Все игры доступны для детей и легко перемещаются в желаемое место. Главная моя задача, чтобы родители моих воспитанников стали активными участниками образовательного процесса. Самая любимая, мной, как воспитателем, так и родителями стала досуговая форма работы. Здесь наиболее полно раскрываю возможности для сотрудничества. Доброй традицией стало ежегодное проведение различных спортивных мероприятий, традиций семьи «Семейная гостиная», реализован проект «Шагнём навстречу друг другу», который опубликован на международном образовательном портале «Совёнок». Родители стали моими друзьями и единомышленниками во всех делах группы. И очень приятно, когда твою работу положительно оценивают не только дети, педагоги, но и родители.
Я уверена, что мои воспитанники-выпускники, будут вспоминать обо мне, как о добром друге, ведь мы умеем любить того, кто любит нас. И воспитать человека можно только любовью. Вы слышали об эффекте бумеранга? Я отдаю свою любовь, она мне возвращается вдвойне через чувства моих воспитанников и любовью моих собственных детей.
Я горжусь своей профессией, горжусь тем, что мои бывшие воспитанники при встрече со мной улыбаются мне своей особой улыбкой, по которой я их сразу узнаю, здороваются, делятся своими новостями и достижениями. Я горжусь достижениями своих мальчишек и девчонок, потому что просто уверена, что они самые лучшие!
Таким образом, современный педагог дошкольного образования - это человек широкого кругозора, обладающий необходимыми знаниями в области педагогики, психологии, методики, компьютерных технологий, хорошо разбирающийся в проблемах воспитания и обучения детей, способный проявлять инициативность, самостоятельность в постоянно меняющихся педагогических ситуациях и креативность в организации образовательного процесса. Мобильность, профессионализм, готовность принимать решения, способность к самообразованию и саморазвитию именно эти качества, по - моему мнению, и характеризуют современного воспитателя. Поэтому я с удовольствием принимаю участие в конкурсе «Воспитатель года 2017»!
Закончить своё эссе хочу словами В. А. Сухомлинского «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».