Татьяна Кузянина
Консультация для педагогов «Знакомство дошкольников с изобразительным искусством»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «ЧТО НАРИСОВАЛ ХУДОЖНИК!»
«Картину нельзя рассматривать только с точки
цвета, ее нужно видеть и слышать».
Казимир Малевич
При рассматривании картин известных художников, мы задаем вопрос детям: «Что нарисовал художник?». Поэтому перед воспитателями стоит важная задача – научить детей с раннего возраста понимать и ценить произведения искусства, в частности изобразительного. Если в литературе – это выразительные средства языка, в музыке – звуки, в танцах – движения, то в изобразительном искусстве – линии и краски. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и пополняют их словарный запас, формирует умение сопереживать. Знакомство ребенка с искусством мы начинаем с 2-3 лет. В этом возрасте уместны три жанра: натюрморт, пейзаж, портрет. Сейчас я работаю с детьми второй младшей группы. Детям нравится рассматривать иллюстрации в книгах, с радостью воспринимают игру «Соберем натюрморт», но особый интерес вызывает пейзажная живопись. Перед праздником Осени я внесла в группу репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень». Мой опыт показывает, что маленьким детям пейзажи тоже доступны для восприятия, так как их интересует природа и окружающий мир. Рассматривать картины русской природы целесообразнее в те времена года, которые на них изображены. Поскольку главным содержанием этих картин является природа, рассматривать их лучше после экскурсий и прогулок вокруг детского сада, чтобы дать детям необходимый запас представлений о сезонных изменениях в живой и неживой природе. Формы знакомства детей с изобразительным искусством могут быть разными: беседа, виртуальная экскурсия, выставки, чтение литературных произведений, проектная деятельность, самостоятельная художественная деятельность, сюжетно-ролевые и дидактические игры. В младшем дошкольном возрасте после совместного рассматривания картины, небольшого рассказа воспитателя, мы оставляем ее для самостоятельного созерцания в уголке Творчества. С детьми 5-7 лет мы возвращаемся к знакомым произведениям несколько раз. На занятиях по развитию речи воспитатель дает образец составления рассказа по картине, а потом с помощью наводящих вопросов побуждает детей к самостоятельному рассказыванию, выражению своих впечатлений. И на вопрос: «Что нарисовал художник?», воспитатель вместе с детьми ищет ответ. Он высказывает свои суждения о картине в понятной и интересной для детей форме, обобщает их ответы.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
В свободное время при повторном рассматривании картины, дети начинают отмечать те стороны и детали, которые не были замечены на занятии. Такие индивидуальные беседы с детьми направлены на более глубокое понимание смыслового содержания картины. Дети начинают рассказывать не только то, что нарисовано на картине, но и как изображено, могут связать свой рассказ с личными впечатлениями, воображаемыми объектами.
Также в старшем дошкольном возрасте при ознакомлении с картинами известных художников используется метод сравнения и игровой прием «вхождения в картину». Все это позволяет активизировать творческое воображение детей, повышает интерес к изобразительному искусству, побуждает их еще раз внимательно всмотреться в изображение.
Сейчас работа по ознакомлению детей с великими художниками связана с огромным развитием высоких технологий в информационном пространстве, что благостно влияет на развитие этики, культуры, повышает интерес детей к изобразительному искусству. И на вопрос: «Что нарисовал художник?», могут появиться новые версии.