Получи документы

Консультация для родителей и педагогов «Эмоциональный интеллект ребёнка. Ключи к успешному воспитанию детей»

Ирина Богдарина
Консультация для родителей и педагогов «Эмоциональный интеллект ребёнка. Ключи к успешному воспитанию детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Эмоциональный интеллект ребёнка. Ключи к успешному воспитанию детей.

[/b]

(по книге Джона Готтмана, Джоан Деклер «Эмоциональный интеллект ребёнка. Практическое руководство для родителей.»)

Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Эмоциональный интеллект ребёнка, Ключи к успешному воспитанию детей“» размещена в разделах

Наибольшее влияние на благополучие детей в долгосрочной перспективе оказывают эмоциональные взаимодействия между родителями и детьми. Секрет воспитания состоит в том, как родители общаются со своими детьми в эмоциональные моменты.

Авторы предлагают 5 базовых навыков «эмоционального воспитания»,обеспечивающие основу для поддержания близких отношений со своими детьми на всех этапах их развития.

Ключ к успешному воспитанию детей стоит искать не в сложных теориях, семейных правилах или запутанных формулах поведения, а в глубочайшем чувстве любви и привязанности к своему ребёнку, которое проявляется через сопереживание и понимание. Хорошее воспитание начинается в вашем сердце и продолжается в те моменты, когда ваши дети переживают сильные эмоции: расстраиваются, злятся или испытывают страх. Оно заключается в оказании поддержки тогда, когда это действительно важно.

Наблюдения за успешными взаимодействиями родителей с детьми позволили выделить пять этапов процесса эмоционального воспитания.

Родители:

1) -понимают, какую эмоцию испытывает ребёнок;

2) -считают эмоции возможностью для сближения и обучения;

3) -сочувственно выслушивают и признают чувства ребёнка;

4) -помогают ребёнку найти слова для обозначения эмоции, которую он испытывает;

5) -вместе с ребёнком изучают стратегии решения проблемы, одновременно устанавливая границы.

Шаг №1:осознание эмоций ребёнка.

[/b]

Для того чтобы родители могли понять, что чувствуют их дети, они должны научиться сначала осознавать свои эмоции. Эмоциональная осознанность означает, что вы просто признаёте эмоцию, когда её ощущаете, можете идентифицировать свои чувства и разделяете эмоции других людей.

Контакт с собственными негативными чувствами позволяет родителям лучше помогать детям, когда они сердятся, грустят или боятся. Самое главное – выразить свои чувства таким способом, который не разрушит отношения с детьми. Поступая таким образом, вы продемонстрируете две очень важные вещи:

1) сильные чувства можно выражать и регулировать

2) поведение ребёнка действительно имеет для вас значение.

Гнев можно выпустить наружу, но только при условии, что вы проявляете уважение. Лучше избегать сарказма, презрения и уничижительных комментариев, потому что они снижают самооценку детей. Вы должны сосредоточиться на действиях ребёнка, а не на его характере. Ваши комментарии должны быть конкретными и объяснять ребёнку, какое влияние оказывают на вас его действия.

Отпустите ситуацию и вернитесь к ней позже, когда успокоитесь, если:

-испытываете гнев, который не позволяет вам ясно мыслить;

-ощущение, что вы находитесь на грани или уже переходите её: бьёте или оскорбляете своих детей.

Время от времени все родители допускают ошибки, теряют самообладание, говорят или делают то, о чём позже сожалеют. Используйте возможность восстановить взаимоотношения, дети начинают понимать смысл фразы «прости меня» примерно с четырёх лет. Скажите ребёнку, что вы ощущали в момент инцидента и как чувствовали себя потом. Эта ситуация послужит положительным примером того, как нужно обращаться с чувством сожаления и раскаянием. Возможно, вы вместе сможете найти решение, которое поможет вам обоим предотвратить недоразумения и конфликты в будущем.

Помните о том, что дети, как правило, ждут от родителей близости и теплоты. Они заинтересованы в том, чтобы исправить отношения, и дают родителям много повторных шансов. Помните также и о том, что умение прощать лучше всего работает в тех семьях, где дети могут показывать своё плохое настроение, а родители открыто прощают своих детей.

Способы осознания эмоций:

Медитация, молитва, ведение дневника, формы художественного выражения: игра на музыкальных инструментах, рисование и т. д. Развитие эмоциональной осознанности требует пребывания в одиночестве.

Понимание эмоций своих детей.

Дети часто выражают эмоции косвенно, что не всегда понятно взрослым. У детей в возрасте семи лет и младше ключи к чувствам часто обнаруживаются в играх-фантазиях. Признаки детского эмоционального истощения могут также выражаться в переедании, потере аппетита, ночных кошмарах, жалобах на головные боли или боли в животе. Дети, которые в течение некоторого времени пользовались горшком, могут внезапно опять начать мочиться в постель.

Когда вы открываете сердце и чувствуете то же, что ваш ребёнок, вы испытываете эмпатию, которая служит основой эмоционального воспитания.

Шаг №2: эмоция как средство для сближения и обучения.

[/b]

Негативные переживания всегда служат превосходной возможностью для сопереживания и сближения со своими детьми, а также предоставляют шанс научить их управлять своими чувствами.

Признавая эмоции своих детей, мы обучаем их искусству самоуспокоения, которым они будут пользоваться в течение всей жизни. Некоторые родители совершают ошибку, пытаясь игнорировать негативные чувства своих детей в надежде, что те сами пройдут. Негативные чувства рассеиваются, если дети могут поговорить о своих эмоциях, назвать их и почувствовать, что их понимают. Обращаясь к чувствам ребёнка, пока те ещё не набрали силу, вы получаете возможность тренировать умение выслушать и получать навыки решения проблем, учитесь сотрудничать и в случае большого кризиса сможете вместе ему противостоять.

Шаг №3: сочувственное выслушивание и подтверждение обоснованности чувств ребёнка.

[/b]

Сочувствующие слушатели используют глаза, чтобы наблюдать за физическими проявлениями эмоций своих детей, воображение, чтобы взглянуть на ситуацию с точки зрения ребёнка, и слова, чтобы обозначить эмоцию успокаивающим, некритическим ответом, показывающим, что ребёнка услышали. Но самое главное, они используют свои сердца, чтобы почувствовать, то, что чувствуют их дети.

Сядьте на одном уровне с ребёнком, сделайте глубокий вдох, расслабьтесь и сосредоточьтесь. Ваше внимание даст ребёнку знать, что вы серьёзно относитесь к его проблеме и готовы потратить на неё своё время. Лучше всего просто озвучивать то, что вы видите. Эффективным способом продемонстрировать своё понимание может быть пример из собственной жизни.

Шаг №4: помочь ребёнку обозначить эмоцию словами.

[/b]

Помощь в обозначении эмоции позволяет детям превратить аморфное, страшное, неприятное чувство в нечто определимое, имеющее границы и являющееся нормальной частью повседневной жизни. Гнев, печаль и страх становятся переживаниями, которые есть у всех и с которыми все справляются.

Помните, что люди часто испытывают смешанные эмоции, и для детей это может быть само по себе мучительным. В таких ситуациях родители могут предложить ребёнку изучить весь спектр испытываемых им эмоций и заверить его, что испытывать противоречивые чувства – это совершенно нормально.

Шаг №5: введение ограничений + помощь в решении проблемы.

[/b]

1) Введение ограничений.

Детям важно объяснить, что проблемой являются не их чувства, а их плохое поведение. Все чувства и все желания приемлемы, но их нужно правильно выражать. Таким образом, работа родителей заключается в определении границ действий, а не желаний.

Родители должны устанавливать правила, основанные на системе ценностей своей семьи, которые могут состоять из трёх зон – зелёной, жёлтой и красной. Зелёная зона охватывает поведение, которое разрешено и желательно. Жёлтая зона – это поступки, которые в целом не разрешаются, но мы можем с ними смириться, если это «отклонение при обучении» или «отклонение в сложные моменты». Красная зона – это недопустимое поведение. Оно включает в себя действия, которые опасны для благополучия вашего ребёнка или окружающих. Устанавливая ограничения, родители должны объяснить своему ребёнку возможные последствия его поведения. Последствиями хорошего поведения могут быть положительное внимание, похвала, привилегии или награды. Последствиями плохого поведения может стать отказ во внимании, лишение привилегий или отсутствие наград. Среди методов наказания за плохое поведение у многих родителей и воспитателей популярны метод «тайм-аута» и метод «порки». «Тайм-аут» - это короткая изоляция детей от позитивного взаимодействия со сверстниками и воспитателями. Правильное, деликатное применение «тайм-аута» может стать эффективным способом помочь детям прекратить плохое поведение, успокоиться и начать всё заново на более позитивной ноте.

Другое наказание – «отшлёпать», часто приводит к противоположному результату, так как заставляет детей чувствовать себя бессильными, несправедливо обиженными и сердиться на своих родителей. После порки дети чаще склонны думать о мести, чем о самосовершенствовании. Ощущение унижения может привести их к отрицанию своей вины или к изобретению способов, позволяющих не попасться в следующий раз. Использование данного метода учит тому, что агрессия является подходящим способом получить то, что вы хотите. Исследования показывают, что дети, которых шлёпают, чаще бьют своих товарищей, особенно тех, кто меньше или слабее. Причём уровень их агрессивности напрямую связан с тяжестью наказаний в семье. В подростковом возрасте такие дети чаще ударяют своих родителей, став взрослыми, мужчины, скорее всего, будут применять, а женщины терпеть насилие в семейных отношениях. И наконец, люди, которых в детстве физически наказывали, менее склонны заботиться о своих престарелых родителях. Когда родители находят эффективные альтернативы, то перестают бить детей.

Значительный эффект даёт введение ограничений, позволяющих детям сохранить чувство собственного достоинства, самоуважение и силу. Когда детям устанавливают «правила игры», которые они понимают, когда у них появляется ощущения контроля над собственной жизнью, они начинают лучше себя вести. А после приобретения навыка управления негативными эмоциями введение границ и дисциплинарные взыскания требуются ещё реже. Имея справедливых и надёжных союзников в виде мамы и папы, дети охотнее соглашаются на совместное решение проблем.

2) Определение целей.

Чтобы определить цели решения проблем, спросите ребёнка, какой результат он хотел бы получить. Ответ может оказаться прост: он хочет исправить перекосившегося воздушного змея и т. п., а может потребовать более сложных решений. Например, после драки с сестрой ему, возможно придётся решать, что лучше: отомстить или найти способ предотвратить драки в будущем. Иногда ребёнку может казаться, что решения вообще нет. Умер домашний любимец и т. п. В таких случаях цель вашего ребёнка может состоять в том, чтобы принять потерю или найти утешение.

3) Обдумывание возможных решений.

Идеи родителей могут быть очень полезными, особенно для детей младшего возраста, которым трудно предложить несколько вариантов. Тем не менее вы не должны полностью брать на себя поиск решений. Если вы действительно хотите, чтобы ваш ребёнок достиг результата, то нужно поощрять его предлагать идеи самому.

Со старшими детьми можно использовать мозговой штурм. Удобным способом продемонстрировать альтернативные решения маленьким детям может быть ролевая или фантазийная игра. Вы можете использовать перчаточные куклы, настоящие куклы или от своего лица разыгрывать различные варианты решения проблемы. Один из способов поошрения развития ребёнка – это провести связь между прошлыми и будущими успехами. Вы можете напомнить ему о прошлых достижениях, а затем предложить представить, что он применяет новое решение и добивается такого же успеха.

4) Оценка предложенных решений на основе ценностей вашей семьи.

Происходит обсуждение идей с тем, чтобы решить, какие из них стоит опробовать, а какие следует отбросить. Поощряйте ребёнка рассматривать каждое решение отдельно, задавая следующие вопросы:

«Это решение справедливое?»

«Оно будет работать?»

«Насколько оно безопасно?»

«Как ты будешь себя чувствовать? Как будут себя чувствовать другие люди?»

5) Помощь ребёнку в выборе решения.

Вы можете рассказать ребёнку, как справились с аналогичной проблемой в детстве. Что вы узнали из своего опыта? Какие ошибки сделали? Какими решениями гордитесь? Обучение ребёнка своим ценностям в контексте помощи при решении трудной задачи бывает значительно эффективнее, чем перечисление абстрактных понятий, не имеющих отношения к его повседневной жизни.

Помните, что дети учатся на собственных ошибках. Если дети выбирают решение, которое не срабатывает, помогите им проанализировать, почему это случилось, а затем переходите к следующему. Это покажет им, что одна неудача не означает, что они потерпели провал. Объясните им, что это часть процесса обучения и что каждая следующая корректировка приближает их к успешному результату.

Стратегии эмоционального воспитания.

Избегайте чрезмерной критики, унизительных комментариев и не высмеивайте своего ребёнка.

Используйте технику «строительные леса» и похвалу.

Избегайте «родительской матрицы».

Создайте ментальную карту повседневной жизни ребёнка.

Избегайте «объединения с врагом»

Подумайте о переживаниях своего ребёнка,

представив аналогичную ситуацию в мире взрослых.

Не пытайтесь навязать ребёнку свои решения.

Повысьте самооценку своего ребёнка, предоставляя ему выбор

и уважая его желания.

Пусть дети делятся с вами мечтами и фантазиями.

Будьте честны со своим ребёнком.

Читайте вместе детские книги.

Процесс воспитания требует терпения.

Поймите основу вашей власти.

Верьте в позитивную природу человека.

Эмоциональное воспитание лучше отложить в следующих случаях:

-если у вас мало времени;

-если вы не можете поговорить один на один;

-если вы слишком расстроены или слишком устали;

-если вам нужно справиться с серьёзным нарушением поведения;

-если ваш ребёнок «выдумывает» эмоцию, чтобы манипулировать вами.

Публикации по теме:

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском садуИнтеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта, карта мыслей или ассоциаций- это способ записи мыслей с помощью схем. В работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Капризы детей и как с ними справиться. Консультация для педагогов и родителей Многие педагоги часто сталкиваются в своей работе с капризами детей. Это стало своего рода «бичем» XXI века. Некоторые мамочки считают это.

Консультация для педагогов и родителей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка»Консультация для педагогов и родителей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка» ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА. Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Как с пользой для ребёнка провести Рождественские каникулы»Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Как с пользой для ребёнка провести Рождественские каникулы» Рождественские каникулы, это не только время весело проводить праздники, но и время когда мы можем уделять много внимания своим домочадцам.

Консультация для родителей детей подготовительной группы «Готовимся к школе. Игры, развивающие речь ребёнка» Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно.

Консультация для родителей и педагогов «Развиваем гибкость ребёнка!»Консультация для родителей и педагогов «Развиваем гибкость ребёнка!» "С потерей гибкости приходит старость". Различают две формы проявления гибкости: активная и пассивная. Активная форма – это самостоятельное.

Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей» Консультация для родителей СОВЕТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ Детский состав учреждения «Центр социальной помощи семье и детям Почепского района»,.

Консультация для родителей «Эмоциональный контакт с особым ребенком» Между ребенком и матерью с самых первых дней жизни формируется связь, неподдающаяся осязанию, между ними устанавливается тесный контакт,.

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе. Консультация для педагогов и родителей Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей и педагогов «Эмоциональный интеллект ребёнка. Ключи к успешному воспитанию детей»
Опубликовано: 10 февраля 2020 в 17:43
+36Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей и педагогов «Эмоциональный интеллект ребёнка. Ключи к успешному воспитанию детей»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Богдарина (УИ 1103291) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД